СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР ученика коррекционного класса, 8 вид 2 вариант, 2 год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СИПР ученика коррекционного класса, 8 вид 2 вариант, 2 год обучения»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «»



ПРИНЯТО

Методическим объединением учителей От_____августа 2021г. Приказ №_____от__________


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «

___________









Специальная индивидуальная программа развития



2021-2022 учебный год

(2-й год обучения)





Составители:




















г. Пермь

Специальная индивидуальная программа развития для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой, умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), I вариант и предназначена для


  1. Общие сведения об обучающемся

Имя, фамилия ребенка

Возраст ребенка


2 год обучения Обучается по образовательной программе для детей с

умственной отсталостью.


Ф.И.О. родителей:

Заключение №

  1. Краткая характеристика развития.


поступил в МАОУ «.






Пояснительная записка.


Проблема обучения детей-инвалидов, детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях массовой общеобразовательной школы – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г. эти дети обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закрепленные в ст. 2,5,16,29,31. Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы. Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: педагогическая коррекция и компенсация развития через систему реабилитационных мероприятий в условиях специально организованного процесса обучения и воспитания в рамках общеобразовательной школы.

На первый план выступают следующие задачи обучения:

  • Формирование социального поведения.

  • Формирование коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение общаться, обращаться за помощью, соблюдая правила приличия.

  • Формирование и развитие коммуникативной речи.

  • Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены.

  • Включение учащегося в домашний, хозяйственный труд.

  • Развитие в себе чувство уверенности, положительное отношение к себе и окружающим.

  • Развитие умения занять себя в свободное время, участвовать в совместной и досуговой деятельности.

Для компенсации нарушений развития позволяются следующие возможности процесса обучения: определение учебного материала; перенос знаний, полученных на одном уроке, в учебные ситуации других уроков; увеличение времени на непрерывное повторение одного и того же учебного материала; обеспечение вариативности связной речи, поддержание интереса к обучению, создание ситуации успешности; снижение энергозатрат на усвоение нового материала; поддержание психологического комфорта.

Основная цель социально – педагогической помощи – ценностное развитие ребенка в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.

Общая цель воспитания – личностное развитие, проявляющееся в усвоении социально значимых знаний, в развитии позитивных отношений к общественным ценностям, в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Важно не соответствие ребенка единому стандарту, а обеспечение позитивной динамики развития его личности.

Целевым приоритетом воспитания является создание благоприятных условий для усвоения ребенком социально значимых знаний, основных норм и традиций того общества, в котором он живет.

Данная программа должна помочь воспитать из ребенка любящего, послушного и отзывчивого сына (дочь), брата (сестру), внука (внучку); научить уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную домашнюю работу, помогая старшим.

Ученик должен стать трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе.

Необходимо воспитать в ребенке стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; привить вежливость и опрятность, скромность и приветливость. Научить соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.

Ребенок должен уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Особенности реализации программы:

Обучение затруднено в связи с низкой работоспособностью, отсутствием учебной мотивации, тяжелыми нарушениями речи.




Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год.

Участники процесса – ученик МАОУ «.

Основная деятельность в рамках программы обеспечивается учителями: основным учителем, учителем – логопедом, школьным психологом, родителями.

Методы работы при реализации программы развития:

  • индивидуальные беседы

  • наблюдение

  • тестирование

  • анкетирование родителей и учащегося

  • анализ участия учащегося в мероприятиях



Рабочая программа по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

2-й год обучения

Пояснительная записка.


Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические особенности развития детей ограничивают формирование направленных экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные звуки, слоги, слова. 

При обучении детей общению необходимо проведение целенаправленной педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.

Цель – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи:

  • формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

  • учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;

  • развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.

Особенности обучения

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;

  • способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

  • выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

  • поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • использовать доступны средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

  • выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;

  • уметь произносить осознанно слоги, слова;

  • уметь различать интонацию;

  • уметь вступать в контакт;

  • понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

Предметные результаты:

  • проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;

  • выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;

  • использование пишущего предмета по назначению;

  • проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;

  • рассматривание иллюстраций;

  • письмо и чтение изученных букв, слогов, слов, текстов.


Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часов в год


Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Тема урока

Приветствие и прощание

Буква А

Буква А

Источник звука. Громко-тихо

Буква У

Буква У

Слоги ау-уа

Шаблоны. Обводка фигур

Буква М

Буква М

Слоги ам-ма, ум-му

Выполнение поручений. Отчет

Буква О

Буква О

Слоги ом-мо

Составление предложений по сюжетным картинкам

Буква С

Буква С

Слоги ас, ос, ус, са , со , су

Слова оса, мама, сама, муму

Предметы. Соотнесение предмета с названием

Буква Х

Буква Х

Слоги ах – ха, ох – хо, ух – ху

Слова ухо, уха, муха, мох

Слова ухо, сухо, уха, сама

Символы и жесты в коммуникации

Составление и письмо изученных слов

Повторение изученных букв

Проверочная работа

Буква Н

Буква Н

Слоги с буквой Н

Слова с буквой Н

Работа с шаблонами

Буква Ы

Буква Ы

Слоги с буквой Ы

Слова с буквой Ы

Составление и запись слов и предложений

Текст «Мы»

Речевые и неречевые звуки

Буква Л

Буква Л

Слоги с буквой Л

Слова с буквой Л

Составление и запись слов и предложений

Текст «Муха»

Действие по подражанию

Буква В

Буква В

Слоги с буквой В

Слова с буквой В

Составление и запись слов и предложений

Записывание предложений на слух

Повторение изученных букв

Проверочная работа

Гласные и согласные буквы

«Да» и «Нет»

Буква И

Буква И

Слоги и слова с буквой И

И как показатель мягкости

Составление и запись слов и предложений

Дифференциация Ы-И

Понятие «слово»

Буква Ш

Буква Ш

Слоги и слова с буквой Ш

Составление и запись слов и предложений

Текст «Наш Саша»

Текст «Наш шалаш»

Дифференциация С-Ш

Называние предметов

Буква П

Буква П

Слоги и слова с буквой П

Составление и запись слов и предложений

Текст «Мы на огороде»

Фрукты

Буква Т

Буква Т

Слоги и слова с буквой Т

Составление и запись слов и предложений

Текст «Пастух»

Описание предмета. А. Барто «Мишка»

Буква К

Буква К

Слоги, слова, предложения с буквой К

Текст «Вот так утки»

Текст «Мышка и Тишка». Повторение изученных букв

Проверочная работа

«Хорошо» и «Плохо». Состав предложения

Буква З

Буква З

Слоги, слова, предложения с буквой З

Дифференциация З-С

Текст «Сазан и сом»

Текст «Лиза и козлик»

Составление предложений на тему «Обязанности в семье»

Буква Р

Буква Р

Слоги, слова, предложения с буквой Р

Текст «Наши картины»

Дифференциация Р-Л

Сказка «Репка»

Буква Й

Буква Й

Слоги, слова, предложения с буквой Й

Дифференциация И-Й. Текст «Тай»

Текст «Пополам»

Овощи

Буква Ж

Буква Ж

Слоги, слова, предложения с буквой Ж

Текст «Журнал «Мурзилка»

Дифференциация Ж-Ш

Текст «Жук Жак»

Дифференциация Жи-Ши

Итоговое повторение

Итоговая работа


Рабочая программа по учебному предмету

«Математические представления»

2-й год обучения

Пояснительная записка

Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики - основной подход в обучении.

В итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Цель - формирование элементарных математических представлений, способствующих социально-бытовой адаптации обучающихся и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

  • сформировать у обучающихся доступные математические знания и умения, их практическое применение в повседневной жизни;

  • овладеть первичными представлениями об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;

  • развивать у школьников мотивы к целенаправленной деятельности;

  • сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

Особенности обучения

Процесс развития математических представлений и счета в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению навыков счета.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

  • уметь различать предметы по форме, величине;

  • умение ориентироваться в схеме тела;

  • умение различать множества (один –много);

  • умение различать части суток;

  • умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;

  • умение пересчитывать предметы


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления»

Тема урока

Повторение

Повторение изученного

Повторение изученного

Время

Временные промежутки

Части суток

Части суток

Определение времени по часам

Определение времени по часам

Соотнесение времени с началом и концом деятельности

Соотнесение времени с началом и концом деятельности

Составление последовательности событий

Составление последовательности событий

Задания на внимание

Нахождение одинаковых предметов

Нахождение одинаковых предметов

Цифра 1

Число и цифра 1

Число и цифра 1

Проверочная работа

Множества

Разъединение множеств

Разъединение множеств

Объединение предметов в единое множество

Объединение предметов в единое множество

Различение множеств

Различение множеств

Сравнение множеств

Сравнение множеств

Преобразование множеств

Преобразование множеств

Числовой ряд

Числовой ряд

Числовой ряд

Пересчет предметов

Цифра 2

Число и цифра 2

Число и цифра 2

Проверочная работа

Соотнесение цифры с количеством предметов

Соотнесение цифры с количеством предметов

Множества

Представление множества двумя другими множествами

Представление множества двумя другими множествами

Решение задач

Задачи на увеличение

Задачи на увеличение

Задачи на уменьшение

Задачи на уменьшение

Денежный знак

Представление о денежном знаке

Представление о денежном знаке

Представления о размерах

Различение по величине предметов

Различение по величине предметов

Сравнение предметов по ширине

Сравнение предметов по ширине

Различение предметов по высоте

Различение предметов по высоте

Сравнение предметов по высоте

Цифра 3

Число и цифра 3

Число и цифра 3

Проверочная работа

Вес

Различение предметов по весу

Различение предметов по весу

Сравнение предметов по весу

Сравнение предметов по весу

Геометрические фигуры

Шар, куб

Шар, куб

Призма, параллелепипед

Призма, параллелепипед

Куб – квадрат, шар – круг

Куб – квадрат, шар – круг

Треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник

Треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник

Повторение

Числа 1, 2, 3

Числа 1, 2, 3

Повторение изученного

Итоговый урок


Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий природный мир»

2-й год обучения

Пояснительная записка.

       У учащихся с умственной отсталостью слабо развиты представления об окружающем мире. Во время обучения формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, дети получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. 
       Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за растениями, обучающийся учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями и др. Особое внимание уделяется

воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, создаётся чувственная основа для слова, и подготавливает обучающегося к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Цель – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • формировать представления об объектах неживой природы: огнь, почва, земля,

воздух, лес, луг, река, водоемы;

  • формировать представления о временах года, характерных признаках времен года,

погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

  • формировать умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения

определенных действий (идет дождь – открываем зонт);

  • формировать интерес к объектам живой природы;

  • рассказывать о животном и растительном мире - формировать заботливое и бережное отношение к растениям и животным;

  • учить соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.);

  • обучать элементарным представлениям о течении времени;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности

Особенности обучения

Процесс изучения окружающего природного мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний об окружающем мире.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);

  • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

  • Оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • Принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;

  • Проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;

  • Сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;

  • Участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;

  • Участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами;

  • Использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

  • Контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • Осознавать свою неразрывную связь с природой;

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

  • Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • Узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

  • Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы);

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях;

  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья (безопасность на улице, в лесу);

  • Интерес к объектам живой природы;

  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их понятия «дикие» - «домашние», «полезные» - «вредные»);

  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

  • Умение различения частей суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;

  • Представления о течении времени: смена событий дня, суток в течение недели;

  • Использование полученного опыта при решении соответствующих возрасту житейских задач.


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»


Тема урока

Долгота дня

Влияние солнца на смену времен года

Сутки. Части суток

Долгота дня и ночи

Взаимосвязь долготы дня и солнца

Осень

Осень. Признаки осени

Растения осенью

Животные осенью

Занятия людей осенью

Обобщающий урок

Вода

Вода. Свойства и состояния воды

Значение воды

Практическая работа. Свойства и состояние воды

Атмосферные осадки

Местонахождение воды на Земле

Использование воды человеком

Обобщающий урок

Температура

Практическая работа. Определение температуры

Растения

Строение растений

Виды растений

Комнатные растения

Жизнь растений

Значение света, воды и тепла для растений

Уход за растениями

Практическое занятия. Выращивание растения

Влияние различных условий на растения

Составление рекомендаций по уходу за растениями

Зима

Зима. Признаки зимы

Растения зимой

Животные зимой

Занятия людей зимой

Обобщающий урок

Урожай

Сад

Огород

Овощи

Фрукты

Получение и сбор урожая

Животные

Животные дикие и домашние

Значение домашних животных для человека

Значение диких животных в природе

Кошка и рысь

Породы кошек

Собака и волк

Породы собак

Рыбы

Рыбы. Строение, среда обитания, питание

Рыболовство. Охрана водоемов и рыбы

Значение рыбы в природе, для человека

Весна

Весна. Признаки весны

Растения весной

Животные весной

Занятия людей весной

Обобщающий урок

Человек

Человек. Гигиена тела

Правильный образ жизни

Органы пищеварения

Значение органов пищеварения

Питание человека

Продукты питания. Приготовление

Правила здорового питания

Профилактика отравлений

Обобщающий урок

Лето

Лето. Признаки лета

Растения летом

Животные летом

Занятия людей летом

Повторение

Повторение. Времена года. Неживая природа

Повторение. Растения, животные, человек

Итоговый урок


Рабочая программа по учебному предмету

«Человек»

2-й год обучения

Пояснительная записка.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Цель - формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи:

  • формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

  • представления о собственном теле;

  • распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

  • отнесение себя к определенному полу;

  • развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

  • формировать представления о возрастных изменениях;

  • формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

  • формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

  • формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

  • формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

  • формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

  • формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

  • формировать умения обслуживать себя;

  • формировать умения следить за своим внешним видом;

  • формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности ребенка;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности;

  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Особенности обучения

Процесс изучения предмета «Человек» в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний о себе.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

  • представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;

  • умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

  • умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

  • представления о своей семье, взаимоотношениях в семье;

  • представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год


Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»

Тема урока

Правила ЗОЖ

Правила здорового образа жизни. Режим дня

Режим дня

Режим дня. Мой весёлый будильник

Полезные привычки

Составление предложений по картинкам

Составление предложений по картинкам

Правила здорового образа жизни. Питание

Питание

Молочные продукты

Сюжетно –ролевая игра «Покорми куклу»

Лото «Молочные продукты»

Лото «Продукты»

Сон

Моделирование жизненных ситуаций

Моделирование жизненных ситуаций

Проветривание комнаты 

Прогулка

Польза свежего воздуха

Одежда для прогулки

Обувь для прогулки

Подбор одежды для прогулки

Лото «Одежда и обувь для прогулки»

Одежда

Обобщающий урок

Польза спорта

Занятия физической культурой

Веселые физ. минутки

Опасность болезни

Профилактика болезней

Витамины круглый год

Личная гигиена

Личная гигиена

Правила личной гигиены в течение дня

Ежедневные гигиенические процедуры

Зачем нужна гигиена

Средства личной гигиены

Сюжетно ролевая игра «Купаем куклу Машу»

Уход за предметами для личной гигиены

Виды полотенец

Как пользоваться средствами личной гигиены

Предметы гигиены и санитарии: зубная паста, зубная щетка

Лото «Выбери правильный ответ»

Лото «Средства личной гигиены»

Рот. Зубы. Чистка зубов 

Как беречь зубы

Почему нужно лечить зубы

Моделирование жизненный ситуаций. Если заболели зубы

Моделирование жизненный ситуаций

Обобщающий урок

Осанка

Правильная осанка человека

Важность осанки

Рассматривание сюжетных картинок 

Правильная посадка за партой

Комплекс упражнений на осанку

Коррекция осанки

Обобщающий урок

Здоровье

Здоровье

Профилактика простудных заболеваний

Что делать при болезни

Чистота – залог здоровья

Закаливание организма.

Зарядка

Составление предложений по картинкам

Укрепление здоровья

Полезные продукты

Лото. Овощи и фрукты

Обобщающий урок

Моя семья

Моя семья

Родственники

Обязанности в семье

Уборка

Практическая работа «Влажная уборка в комнате»

Правила поведения в общественных местах

Семейных отдых

Сюжетно –ролевая игра «Мы в продуктовом магазине»

Практическая работа «Семейный праздник»

Рисование «Моя семья»

Рассказ «Моя семья»

Обобщающий урок

Сервировка стола

Столовые приборы

Нож

Навык пользования столовыми приборами

Опасности при использовании столовых приборов

Столовые приборы

Сюжетные картинки

Сюжетно-ролевая игра «Маша обедает»

Лото «Столовые приборы»

Сервировка стола

Практическая работа. Сервировка стола

Практические навыки уборки стола после приема пищи

Практическая работа. Уборка стола

Мытье столовой посуды

Сушка столовой посуды

Обобщающий урок

Правила общения

Мое окружение

Я и мои одноклассники

Я и мои друзья

Я – один дома

Опасности дома

Правила обращения за помощью

Встреча с незнакомым человеком

Моделирование жизненных ситуаций

Скоро каникулы



Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий социальный мир»

2-й год обучения

Пояснительная записка.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель – формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Задачи:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);

  • активизация познавательных интересов обучающихся;

  • накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт обучающийся;

  • формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;

  • накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения;

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности обучающегося;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности.

Особенности обучения

Процесс изучения окружающего социального мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению социальных навыков.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);

  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

  • оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;

  • проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;

  • сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;

  • участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;

  • участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами.

Предметные результаты:

1) Представления о мире, созданном руками человека:

  • интерес к объектам, созданным человеком;

  • представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;

  • умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;

2) Представления об окружающих людях:

  • овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;

  • представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);

  • представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

  • умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;

  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3) Развитие межличностных и групповых отношений:

  • умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

  • умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

  • представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

  • использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;

  • умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников;

5) Представление о стране проживания Россия:

  • представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);

  • представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часов в год


Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»

Тема урока

Повторение

Повторение изученного


Школа

Моя классная комната

Моя школа

Распорядок школьного дня

Профессии людей, работающих в школе

Школьные принадлежности

Ролевая игра: «Школьные друзья»

Ролевая игра: «Я – ученик»

Поведенческие навыки

Общение со взрослыми

Поведение дома, на улице, в общественных местах

Мой дом

Части дома 

Мой дом

Типы домов 

Места общего пользования в доме

Помещения квартиры 

Убранство дома

Предметы мебели

Сервировка стола

Сервировка стола

Предметы посуды

Электроприборы

Электроприборы 

Электроприборы 

Часы

Электронные устройства

Предметы домашнего обихода

Безопасность

Поведение в случаях чрезвычайной ситуации 

Поведение в случаях чрезвычайной ситуации 

Свойства материалов

Свойства бумаги, ее применение  

Свойства стекла, его применение

Свойства резины, ее применение 

Свойства металла, его применение   

Свойства ткани, ее применение

Свойства керамики, ее применение

Свойства пластмассы, ее применение

Транспорт

Транспорт. ПДД



Рабочая программа по учебному предмету

«Адаптивной физкультуре»

2-й год обучения

Пояснительная записка.

Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.

     Нарушения  развития  детей препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.

Цель – повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Задачи:

  • формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

  • формирование умения ходить на лыжах, играть в спортивные игры;

  • укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Особенности обучения

Процесс занятия адаптивной физической культурой в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Упражнения подбираются по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности, которые будут способствовать расширению навыков.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

  • правильное выполнение упражнений;

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;

  • формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений;

  • знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение специальной терминологии физических упражнений;

  • обучение и применение дыхательной гимнастики.


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»

Тема урока

Техника безопасности

Техника безопасности на уроке

Ходьба и бег

Способы ходьбы

Ходьба с определенной ноги

Ходьба с носка

Бег медленно в строю

Бег парами на скорость

Бег со сменой темпа

Бег на время

Ползание

Ползание

Способы ползания

Подлезание под препятствиями

Лазание по гимнастической стенке

Перелезание через препятсвия

Преодоление препятствий ползанием

Ползание. Эстафета с преодолением препятствий

Равновесие

Упражнения на равновесие

Ходьба по гимнастической скамейке с предметом

Повороты на гимнастической скамейке

Расхождение вдвоем на узкой доске

Расхождение вдвоем в узком коридоре

Ходьба с наклонами по гимнастической скамейке

Дыхание

Правильное дыхание

Дыхательная гимнастика

Контроль дыхания во время упражнений

Дыхательные упражнения

Моторика

Развитие моторики

Перенос мелких предметов

Подбрасывание и ловля мелких предметов

Перебирание мелких предметов

Осанка

Значение осанки

Упражнения на формирование правильной осанки

Упражнения у стены

Удержание предметов на голове

Элементы ритмики

Ритмические упражнения

Движение под музыку

Хлопки и топот под музыку

Игра "Музыкальные стулья"

Упражнения с мячом

Перекладывания мяча из рук в руки

Движения с удержанием мяча

Броски и ловля мяча

Прокатывание мяча

Удары мяча о стену и пол

Броски мяча в паре

Метание мячика в цель

Упражнения с фитболом

Забивание мяча в ворота

Подвижные игры с мячом

Прыжки

Комбинирование разных прыжков

Перепрыгивание через препятсвие

Прыжки на одной ноге

Подвижные игры с прыжками

Перенос предметов

Перенос и передача крупных предметов

Перенос и передача мелких предметов

Перенос мата в паре

Перенос гимнастической палки

Перенос мяча и гимнастической палки

Поочередный перенос разных предметов

Ловля предметов

Ловля гимнастической палки

Ловля мягкого мяча

Подвижные игры

Подвижные игры

«Так можно, так нельзя»

«Волк и овцы»

«Запомни порядок»

«У медведя во бору»

«Прыжки по кочкам»

«Ворона и воробей»

Эстафета на фитболах

Эстафета


Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

2-й год обучения

Пояснительная записка.

Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Цель - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание уважения к культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать свою позицию в искусстве и через искусство.

Задачи:

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Особенности обучения

Процесс изучения изобразительной деятельности в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению художественных, творческих навыков.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Программа рассчитана на 3 час в неделю, 102 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

Тема урока

Техника безопасности

Правила безопасной работы. Форма и цвет предметов

Осень

Аппликация «Осень»

Лепка. Изготовление бубликов, баранок раскатыванием

Рисование прямых линий. Игровые графические упражнения

Аппликация «Узор из листьев в полосе»

Лепка. Изготовление огурца

Рисование дождя красками

Аппликация «Дождь идет»

Осеннее дерево

Листопад способом примакивания

Аппликация «Осень в лесу»

Лепка «Гроздь рябины»

Примакивание «Кисть рябины»

Аппликация «Мухомор в травке»

Лепка. Изготовление улиток

Рисование «Полосатый коврик»

Аппликация «Ежик»

Лепка «Ежик»

Сказки

Рисование сказки «Колобок»

Транспорт

Игрушка из бумаги «Самолетик»

Аппликация «Самолеты над лесом»

Природа

Рисование «Вишнёвый компот»

Аппликация «Заготовка овощей»

Лепка «Гусеницы на листочке»

Рисование солнца

Лепка «Солнце»

Аппликация «Цветной ковер»

Рисование. Цветные клубочки

Аппликация предметов из геометрического материала

Лепка по образцу яблока, помидора

Рисование дерева

Посуда

Изготовление стаканчика способом складывания

Лепка «Блюдечко и чашечка»

Зима

Первые снежинки

Вырезание квадратов, прямоугольников

Лепка. «Снеговик»

Рисование. Зима пришла

Аппликация «Зимний лес»

Лепка игрушек «Пирамидка»

Рисование разноцветных бус на ёлку

Лепка «Нарядная ёлочка»

Аппликация «Новогодняя ёлка»

Рисование «Красивый ёлочный шар»

Изготовление цепочки – гирлянды

Лепка. «Игрушки для ёлочки»

Рисование «Новый год»

Изготовление елочных игрушек

Изготовление Новогодней открытки

Рисование. Снеговик

Аппликация. Снеговик из ватных дисков

Скатывание шара и столбика

Рисование. Узор на рукавичках

«Разноцветный коврик»

Лепка. «Зайчик»

Узор для кукольной посуды — расписное блюдо

Аппликация «Зимний дом»

Лепка игрушки «Медвежонок»

Узоры

Узор для платья дымковской барышни 

Аппликация предметов из геометрического материала

Лепка «Божья коровка»

Светофор

Рисование. Светофор

Аппликация. Светофор

Лепка. Светофор

Цветы

Рисование цветка «Подснежники»

Аппликация «подснежники»

Изготовление цветов из пластилина

Сминание бумаги. «Мимоза»

Природа

Лепка «Рыбка»

Рисование. Разноцветные мячики 

Композиция «Гусеница на листочке»

Транспорт

Рисование поезда

Природа

Резание по кривой: яблоко и помидор 

Лепка игрушки «Кошечка»

Весна

Смешивание красок для получения нового цвета

Изготовление складыванием бумаги парусника

Лепка. Украшение пасхального яйца

Рисование «Скворечник»

Изготовление веера из бумаги

Лепка по образцу мышонка

Рисование флажков, треугольной формы

Башня из кубиков

Рисование воздушных шаров с нитками

Лепка по образцу букв

Рисование. Нарядная бабочка

Аппликация. Нарядная бабочка

Лепка. Нарядная бабочка

Рисование изученных букв и цифр

Аппликация «Веточка с зелёными листьями»

Лепка «Радуга – дуга»

Животные на травке (рисование по трафаретам)

Аппликация «Полянка одуванчиков»

Лепка «Гнездо для птиц»

Аппликация «Пирамидка»

Лепка «Гриб»

Транспорт

Рисование по трафаретам «Транспорт»

Аппликация «Транспорт»

Лепка «Транспорт»

Композиция из геометрических фигур

Транспорт

Изготовление совы из шишки

Рисование на тему «Лето»

Аппликация «Лето»

Сказки

Лепка на тему сказки «Репка»