СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «»
ПРИНЯТО Методическим объединением учителей От_____августа 2021г. Приказ №_____от__________
| УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ « ___________
|
Специальная индивидуальная программа развития
2021-2022 учебный год
(2-й год обучения)
Составители:
г. Пермь
Специальная индивидуальная программа развития для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой, умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), I вариант и предназначена для
Общие сведения об обучающемся
Имя, фамилия ребенка
Возраст ребенка
2 год обучения Обучается по образовательной программе для детей с
умственной отсталостью.
Ф.И.О. родителей:
Заключение №
Краткая характеристика развития.
поступил в МАОУ «.
Пояснительная записка.
Проблема обучения детей-инвалидов, детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях массовой общеобразовательной школы – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г. эти дети обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закрепленные в ст. 2,5,16,29,31. Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы. Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: педагогическая коррекция и компенсация развития через систему реабилитационных мероприятий в условиях специально организованного процесса обучения и воспитания в рамках общеобразовательной школы.
На первый план выступают следующие задачи обучения:
Формирование социального поведения.
Формирование коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение общаться, обращаться за помощью, соблюдая правила приличия.
Формирование и развитие коммуникативной речи.
Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены.
Включение учащегося в домашний, хозяйственный труд.
Развитие в себе чувство уверенности, положительное отношение к себе и окружающим.
Развитие умения занять себя в свободное время, участвовать в совместной и досуговой деятельности.
Для компенсации нарушений развития позволяются следующие возможности процесса обучения: определение учебного материала; перенос знаний, полученных на одном уроке, в учебные ситуации других уроков; увеличение времени на непрерывное повторение одного и того же учебного материала; обеспечение вариативности связной речи, поддержание интереса к обучению, создание ситуации успешности; снижение энергозатрат на усвоение нового материала; поддержание психологического комфорта.
Основная цель социально – педагогической помощи – ценностное развитие ребенка в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.
Общая цель воспитания – личностное развитие, проявляющееся в усвоении социально значимых знаний, в развитии позитивных отношений к общественным ценностям, в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Важно не соответствие ребенка единому стандарту, а обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Целевым приоритетом воспитания является создание благоприятных условий для усвоения ребенком социально значимых знаний, основных норм и традиций того общества, в котором он живет.
Данная программа должна помочь воспитать из ребенка любящего, послушного и отзывчивого сына (дочь), брата (сестру), внука (внучку); научить уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную домашнюю работу, помогая старшим.
Ученик должен стать трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе.
Необходимо воспитать в ребенке стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; привить вежливость и опрятность, скромность и приветливость. Научить соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.
Ребенок должен уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Особенности реализации программы:
Обучение затруднено в связи с низкой работоспособностью, отсутствием учебной мотивации, тяжелыми нарушениями речи.
Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год.
Участники процесса – ученик МАОУ «.
Основная деятельность в рамках программы обеспечивается учителями: основным учителем, учителем – логопедом, школьным психологом, родителями.
Методы работы при реализации программы развития:
индивидуальные беседы
наблюдение
тестирование
анкетирование родителей и учащегося
анализ участия учащегося в мероприятиях
Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
2-й год обучения
Пояснительная записка.
Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические особенности развития детей ограничивают формирование направленных экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные звуки, слоги, слова.
При обучении детей общению необходимо проведение целенаправленной педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Задачи:
формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
Особенности обучения
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;
способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
использовать доступны средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;
уметь произносить осознанно слоги, слова;
уметь различать интонацию;
уметь вступать в контакт;
понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
Предметные результаты:
проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;
выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;
использование пишущего предмета по назначению;
проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;
рассматривание иллюстраций;
письмо и чтение изученных букв, слогов, слов, текстов.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часов в год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
№ | Тема урока |
| Приветствие и прощание |
Буква А | |
| Буква А |
| Источник звука. Громко-тихо |
Буква У | |
| Буква У |
| Слоги ау-уа |
| Шаблоны. Обводка фигур |
Буква М | |
| Буква М |
| Слоги ам-ма, ум-му |
| Выполнение поручений. Отчет |
Буква О | |
| Буква О |
| Слоги ом-мо |
| Составление предложений по сюжетным картинкам |
Буква С | |
| Буква С |
| Слоги ас, ос, ус, са , со , су |
| Слова оса, мама, сама, муму |
| Предметы. Соотнесение предмета с названием |
Буква Х | |
| Буква Х |
| Слоги ах – ха, ох – хо, ух – ху |
| Слова ухо, уха, муха, мох |
| Слова ухо, сухо, уха, сама |
| Символы и жесты в коммуникации |
| Составление и письмо изученных слов |
| Повторение изученных букв |
| Проверочная работа |
Буква Н | |
| Буква Н |
| Слоги с буквой Н |
| Слова с буквой Н |
| Работа с шаблонами |
Буква Ы | |
| Буква Ы |
| Слоги с буквой Ы |
| Слова с буквой Ы |
| Составление и запись слов и предложений |
| Текст «Мы» |
| Речевые и неречевые звуки |
Буква Л | |
| Буква Л |
| Слоги с буквой Л |
| Слова с буквой Л |
| Составление и запись слов и предложений |
| Текст «Муха» |
| Действие по подражанию |
Буква В | |
| Буква В |
| Слоги с буквой В |
| Слова с буквой В |
| Составление и запись слов и предложений |
| Записывание предложений на слух |
| Повторение изученных букв |
| Проверочная работа |
| Гласные и согласные буквы |
| «Да» и «Нет» |
Буква И | |
| Буква И |
| Слоги и слова с буквой И |
| И как показатель мягкости |
| Составление и запись слов и предложений |
| Дифференциация Ы-И |
| Понятие «слово» |
Буква Ш | |
| Буква Ш |
| Слоги и слова с буквой Ш |
| Составление и запись слов и предложений |
| Текст «Наш Саша» |
| Текст «Наш шалаш» |
| Дифференциация С-Ш |
| Называние предметов |
Буква П | |
| Буква П |
| Слоги и слова с буквой П |
| Составление и запись слов и предложений |
| Текст «Мы на огороде» |
| Фрукты |
Буква Т | |
| Буква Т |
| Слоги и слова с буквой Т |
| Составление и запись слов и предложений |
| Текст «Пастух» |
| Описание предмета. А. Барто «Мишка» |
Буква К | |
| Буква К |
| Слоги, слова, предложения с буквой К |
| Текст «Вот так утки» |
| Текст «Мышка и Тишка». Повторение изученных букв |
| Проверочная работа |
| «Хорошо» и «Плохо». Состав предложения |
Буква З | |
| Буква З |
| Слоги, слова, предложения с буквой З |
| Дифференциация З-С |
| Текст «Сазан и сом» |
| Текст «Лиза и козлик» |
| Составление предложений на тему «Обязанности в семье» |
Буква Р | |
| Буква Р |
| Слоги, слова, предложения с буквой Р |
| Текст «Наши картины» |
| Дифференциация Р-Л |
| Сказка «Репка» |
Буква Й | |
| Буква Й |
| Слоги, слова, предложения с буквой Й |
| Дифференциация И-Й. Текст «Тай» |
| Текст «Пополам» |
| Овощи |
Буква Ж | |
| Буква Ж |
| Слоги, слова, предложения с буквой Ж |
| Текст «Журнал «Мурзилка» |
| Дифференциация Ж-Ш |
| Текст «Жук Жак» |
| Дифференциация Жи-Ши |
| Итоговое повторение |
| Итоговая работа |
Рабочая программа по учебному предмету
«Математические представления»
2-й год обучения
Пояснительная записка
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики - основной подход в обучении.
В итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Цель - формирование элементарных математических представлений, способствующих социально-бытовой адаптации обучающихся и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
сформировать у обучающихся доступные математические знания и умения, их практическое применение в повседневной жизни;
овладеть первичными представлениями об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
развивать у школьников мотивы к целенаправленной деятельности;
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Особенности обучения
Процесс развития математических представлений и счета в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению навыков счета.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
уметь различать предметы по форме, величине;
умение ориентироваться в схеме тела;
умение различать множества (один –много);
умение различать части суток;
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;
умение пересчитывать предметы
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления»
№ | Тема урока |
Повторение | |
| Повторение изученного |
| Повторение изученного |
Время | |
| Временные промежутки |
| Части суток |
| Части суток |
| Определение времени по часам |
| Определение времени по часам |
| Соотнесение времени с началом и концом деятельности |
| Соотнесение времени с началом и концом деятельности |
| Составление последовательности событий |
| Составление последовательности событий |
Задания на внимание | |
| Нахождение одинаковых предметов |
| Нахождение одинаковых предметов |
Цифра 1 | |
| Число и цифра 1 |
| Число и цифра 1 |
| Проверочная работа |
Множества | |
| Разъединение множеств |
| Разъединение множеств |
| Объединение предметов в единое множество |
| Объединение предметов в единое множество |
| Различение множеств |
| Различение множеств |
| Сравнение множеств |
| Сравнение множеств |
| Преобразование множеств |
| Преобразование множеств |
Числовой ряд | |
| Числовой ряд |
| Числовой ряд |
| Пересчет предметов |
Цифра 2 | |
| Число и цифра 2 |
| Число и цифра 2 |
| Проверочная работа |
| Соотнесение цифры с количеством предметов |
| Соотнесение цифры с количеством предметов |
Множества | |
| Представление множества двумя другими множествами |
| Представление множества двумя другими множествами |
Решение задач | |
| Задачи на увеличение |
| Задачи на увеличение |
| Задачи на уменьшение |
| Задачи на уменьшение |
Денежный знак | |
| Представление о денежном знаке |
| Представление о денежном знаке |
Представления о размерах | |
| Различение по величине предметов |
| Различение по величине предметов |
| Сравнение предметов по ширине |
| Сравнение предметов по ширине |
| Различение предметов по высоте |
| Различение предметов по высоте |
| Сравнение предметов по высоте |
Цифра 3 | |
| Число и цифра 3 |
| Число и цифра 3 |
| Проверочная работа |
Вес | |
| Различение предметов по весу |
| Различение предметов по весу |
| Сравнение предметов по весу |
| Сравнение предметов по весу |
Геометрические фигуры | |
| Шар, куб |
| Шар, куб |
| Призма, параллелепипед |
| Призма, параллелепипед |
| Куб – квадрат, шар – круг |
| Куб – квадрат, шар – круг |
| Треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник |
| Треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник |
Повторение | |
| Числа 1, 2, 3 |
| Числа 1, 2, 3 |
| Повторение изученного |
| Итоговый урок |
Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
2-й год обучения
Пояснительная записка.
У учащихся с умственной отсталостью слабо развиты представления об окружающем мире. Во время обучения формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, дети получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за растениями, обучающийся учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями и др. Особое внимание уделяется
воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, создаётся чувственная основа для слова, и подготавливает обучающегося к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).
Цель – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
формировать представления об объектах неживой природы: огнь, почва, земля,
воздух, лес, луг, река, водоемы;
формировать представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
формировать умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения
определенных действий (идет дождь – открываем зонт);
формировать интерес к объектам живой природы;
рассказывать о животном и растительном мире - формировать заботливое и бережное отношение к растениям и животным;
учить соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.);
обучать элементарным представлениям о течении времени;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности
Особенности обучения
Процесс изучения окружающего природного мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний об окружающем мире.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
Оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
Принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;
Проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;
Сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;
Участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;
Участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами;
Использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
Контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Осознавать свою неразрывную связь с природой;
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы);
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях;
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья (безопасность на улице, в лесу);
Интерес к объектам живой природы;
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их понятия «дикие» - «домашние», «полезные» - «вредные»);
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
Умение различения частей суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;
Представления о течении времени: смена событий дня, суток в течение недели;
Использование полученного опыта при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
№ | Тема урока |
Долгота дня | |
| Влияние солнца на смену времен года |
| Сутки. Части суток |
| Долгота дня и ночи |
| Взаимосвязь долготы дня и солнца |
Осень | |
| Осень. Признаки осени |
| Растения осенью |
| Животные осенью |
| Занятия людей осенью |
| Обобщающий урок |
Вода | |
| Вода. Свойства и состояния воды |
| Значение воды |
| Практическая работа. Свойства и состояние воды |
| Атмосферные осадки |
| Местонахождение воды на Земле |
| Использование воды человеком |
| Обобщающий урок |
| Температура |
| Практическая работа. Определение температуры |
Растения | |
| Строение растений |
| Виды растений |
| Комнатные растения |
| Жизнь растений |
| Значение света, воды и тепла для растений |
| Уход за растениями |
| Практическое занятия. Выращивание растения |
| Влияние различных условий на растения |
| Составление рекомендаций по уходу за растениями |
Зима | |
| Зима. Признаки зимы |
| Растения зимой |
| Животные зимой |
| Занятия людей зимой |
| Обобщающий урок |
Урожай | |
| Сад |
| Огород |
| Овощи |
| Фрукты |
| Получение и сбор урожая |
Животные | |
| Животные дикие и домашние |
| Значение домашних животных для человека |
| Значение диких животных в природе |
| Кошка и рысь |
| Породы кошек |
| Собака и волк |
| Породы собак |
Рыбы | |
| Рыбы. Строение, среда обитания, питание |
| Рыболовство. Охрана водоемов и рыбы |
| Значение рыбы в природе, для человека |
Весна | |
| Весна. Признаки весны |
| Растения весной |
| Животные весной |
| Занятия людей весной |
| Обобщающий урок |
Человек | |
| Человек. Гигиена тела |
| Правильный образ жизни |
| Органы пищеварения |
| Значение органов пищеварения |
| Питание человека |
| Продукты питания. Приготовление |
| Правила здорового питания |
| Профилактика отравлений |
| Обобщающий урок |
Лето | |
| Лето. Признаки лета |
| Растения летом |
| Животные летом |
| Занятия людей летом |
Повторение | |
| Повторение. Времена года. Неживая природа |
| Повторение. Растения, животные, человек |
| Итоговый урок |
Рабочая программа по учебному предмету
«Человек»
2-й год обучения
Пояснительная записка.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель - формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
представления о собственном теле;
распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
отнесение себя к определенному полу;
развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
формировать представления о возрастных изменениях;
формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
формировать умения обслуживать себя;
формировать умения следить за своим внешним видом;
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности ребенка;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Особенности обучения
Процесс изучения предмета «Человек» в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний о себе.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
представления о своей семье, взаимоотношениях в семье;
представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»
№ | Тема урока |
Правила ЗОЖ | |
| Правила здорового образа жизни. Режим дня |
| Режим дня |
| Режим дня. Мой весёлый будильник |
| Полезные привычки |
| Составление предложений по картинкам |
| Составление предложений по картинкам |
| Правила здорового образа жизни. Питание |
| Питание |
| Молочные продукты |
| Сюжетно –ролевая игра «Покорми куклу» |
| Лото «Молочные продукты» |
| Лото «Продукты» |
| Сон |
| Моделирование жизненных ситуаций |
| Моделирование жизненных ситуаций |
| Проветривание комнаты |
| Прогулка |
| Польза свежего воздуха |
| Одежда для прогулки |
| Обувь для прогулки |
| Подбор одежды для прогулки |
| Лото «Одежда и обувь для прогулки» |
| Одежда |
| Обобщающий урок |
| Польза спорта |
| Занятия физической культурой |
| Веселые физ. минутки |
| Опасность болезни |
| Профилактика болезней |
| Витамины круглый год |
Личная гигиена | |
| Личная гигиена |
| Правила личной гигиены в течение дня |
| Ежедневные гигиенические процедуры |
| Зачем нужна гигиена |
| Средства личной гигиены |
| Сюжетно ролевая игра «Купаем куклу Машу» |
| Уход за предметами для личной гигиены |
| Виды полотенец |
| Как пользоваться средствами личной гигиены |
| Предметы гигиены и санитарии: зубная паста, зубная щетка |
| Лото «Выбери правильный ответ» |
| Лото «Средства личной гигиены» |
| Рот. Зубы. Чистка зубов |
| Как беречь зубы |
| Почему нужно лечить зубы |
| Моделирование жизненный ситуаций. Если заболели зубы |
| Моделирование жизненный ситуаций |
| Обобщающий урок |
Осанка | |
| Правильная осанка человека |
| Важность осанки |
| Рассматривание сюжетных картинок |
| Правильная посадка за партой |
| Комплекс упражнений на осанку |
| Коррекция осанки |
| Обобщающий урок |
Здоровье | |
| Здоровье |
| Профилактика простудных заболеваний |
| Что делать при болезни |
| Чистота – залог здоровья |
| Закаливание организма. |
| Зарядка |
| Составление предложений по картинкам |
| Укрепление здоровья |
| Полезные продукты |
| Лото. Овощи и фрукты |
| Обобщающий урок |
Моя семья | |
| Моя семья |
| Родственники |
| Обязанности в семье |
| Уборка |
| Практическая работа «Влажная уборка в комнате» |
| Правила поведения в общественных местах |
| Семейных отдых |
| Сюжетно –ролевая игра «Мы в продуктовом магазине» |
| Практическая работа «Семейный праздник» |
| Рисование «Моя семья» |
| Рассказ «Моя семья» |
| Обобщающий урок |
Сервировка стола | |
| Столовые приборы |
| Нож |
| Навык пользования столовыми приборами |
| Опасности при использовании столовых приборов |
| Столовые приборы |
| Сюжетные картинки |
| Сюжетно-ролевая игра «Маша обедает» |
| Лото «Столовые приборы» |
| Сервировка стола |
| Практическая работа. Сервировка стола |
| Практические навыки уборки стола после приема пищи |
| Практическая работа. Уборка стола |
| Мытье столовой посуды |
| Сушка столовой посуды |
| Обобщающий урок |
Правила общения | |
| Мое окружение |
| Я и мои одноклассники |
| Я и мои друзья |
| Я – один дома |
| Опасности дома |
| Правила обращения за помощью |
| Встреча с незнакомым человеком |
| Моделирование жизненных ситуаций |
| Скоро каникулы |
Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий социальный мир»
2-й год обучения
Пояснительная записка.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель – формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Задачи:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
активизация познавательных интересов обучающихся;
накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт обучающийся;
формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;
накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения;
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности обучающегося;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности.
Особенности обучения
Процесс изучения окружающего социального мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению социальных навыков.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);
социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;
проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;
сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;
участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;
участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами.
Предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека:
интерес к объектам, созданным человеком;
представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
2) Представления об окружающих людях:
овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
3) Развитие межличностных и групповых отношений:
умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников;
5) Представление о стране проживания Россия:
представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часов в год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
№ | Тема урока |
Повторение | |
| Повторение изученного
|
Школа | |
| Моя классная комната |
| Моя школа |
| Распорядок школьного дня |
| Профессии людей, работающих в школе |
| Школьные принадлежности |
| Ролевая игра: «Школьные друзья» |
| Ролевая игра: «Я – ученик» |
Поведенческие навыки | |
| Общение со взрослыми |
| Поведение дома, на улице, в общественных местах |
Мой дом | |
| Части дома |
| Мой дом |
| Типы домов |
| Места общего пользования в доме |
| Помещения квартиры |
| Убранство дома |
| Предметы мебели |
Сервировка стола | |
| Сервировка стола |
| Предметы посуды |
Электроприборы | |
| Электроприборы |
| Электроприборы |
| Часы |
| Электронные устройства |
| Предметы домашнего обихода |
Безопасность | |
| Поведение в случаях чрезвычайной ситуации |
| Поведение в случаях чрезвычайной ситуации |
Свойства материалов | |
| Свойства бумаги, ее применение |
| Свойства стекла, его применение |
| Свойства резины, ее применение |
| Свойства металла, его применение |
| Свойства ткани, ее применение |
| Свойства керамики, ее применение |
| Свойства пластмассы, ее применение |
Транспорт | |
| Транспорт. ПДД |
Рабочая программа по учебному предмету
«Адаптивной физкультуре»
2-й год обучения
Пояснительная записка.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.
Нарушения развития детей препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.
Цель – повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
формирование умения ходить на лыжах, играть в спортивные игры;
укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Особенности обучения
Процесс занятия адаптивной физической культурой в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Упражнения подбираются по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности, которые будут способствовать расширению навыков.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
правильное выполнение упражнений;
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;
формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений;
знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение специальной терминологии физических упражнений;
обучение и применение дыхательной гимнастики.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»
№ | Тема урока |
Техника безопасности | |
| Техника безопасности на уроке |
Ходьба и бег | |
| Способы ходьбы |
| Ходьба с определенной ноги |
| Ходьба с носка |
| Бег медленно в строю |
| Бег парами на скорость |
| Бег со сменой темпа |
| Бег на время |
Ползание | |
| Ползание |
| Способы ползания |
| Подлезание под препятствиями |
| Лазание по гимнастической стенке |
| Перелезание через препятсвия |
| Преодоление препятствий ползанием |
| Ползание. Эстафета с преодолением препятствий |
Равновесие | |
| Упражнения на равновесие |
| Ходьба по гимнастической скамейке с предметом |
| Повороты на гимнастической скамейке |
| Расхождение вдвоем на узкой доске |
| Расхождение вдвоем в узком коридоре |
| Ходьба с наклонами по гимнастической скамейке |
Дыхание | |
| Правильное дыхание |
| Дыхательная гимнастика |
| Контроль дыхания во время упражнений |
| Дыхательные упражнения |
Моторика | |
| Развитие моторики |
| Перенос мелких предметов |
| Подбрасывание и ловля мелких предметов |
| Перебирание мелких предметов |
Осанка | |
| Значение осанки |
| Упражнения на формирование правильной осанки |
| Упражнения у стены |
| Удержание предметов на голове |
Элементы ритмики | |
| Ритмические упражнения |
| Движение под музыку |
| Хлопки и топот под музыку |
| Игра "Музыкальные стулья" |
Упражнения с мячом | |
| Перекладывания мяча из рук в руки |
| Движения с удержанием мяча |
| Броски и ловля мяча |
| Прокатывание мяча |
| Удары мяча о стену и пол |
| Броски мяча в паре |
| Метание мячика в цель |
| Упражнения с фитболом |
| Забивание мяча в ворота |
| Подвижные игры с мячом |
Прыжки | |
| Комбинирование разных прыжков |
| Перепрыгивание через препятсвие |
| Прыжки на одной ноге |
| Подвижные игры с прыжками |
Перенос предметов | |
| Перенос и передача крупных предметов |
| Перенос и передача мелких предметов |
| Перенос мата в паре |
| Перенос гимнастической палки |
| Перенос мяча и гимнастической палки |
| Поочередный перенос разных предметов |
Ловля предметов | |
| Ловля гимнастической палки |
| Ловля мягкого мяча |
Подвижные игры | |
| Подвижные игры |
| «Так можно, так нельзя» |
| «Волк и овцы» |
| «Запомни порядок» |
| «У медведя во бору» |
| «Прыжки по кочкам» |
| «Ворона и воробей» |
| Эстафета на фитболах |
| Эстафета |
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
2-й год обучения
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Цель - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание уважения к культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать свою позицию в искусстве и через искусство.
Задачи:
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Особенности обучения
Процесс изучения изобразительной деятельности в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению художественных, творческих навыков.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Программа рассчитана на 3 час в неделю, 102 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
№ | Тема урока |
Техника безопасности | |
| Правила безопасной работы. Форма и цвет предметов |
Осень | |
| Аппликация «Осень» |
| Лепка. Изготовление бубликов, баранок раскатыванием |
| Рисование прямых линий. Игровые графические упражнения |
| Аппликация «Узор из листьев в полосе» |
| Лепка. Изготовление огурца |
| Рисование дождя красками |
| Аппликация «Дождь идет» |
| Осеннее дерево |
| Листопад способом примакивания |
| Аппликация «Осень в лесу» |
| Лепка «Гроздь рябины» |
| Примакивание «Кисть рябины» |
| Аппликация «Мухомор в травке» |
| Лепка. Изготовление улиток |
| Рисование «Полосатый коврик» |
| Аппликация «Ежик» |
| Лепка «Ежик» |
Сказки | |
| Рисование сказки «Колобок» |
Транспорт | |
| Игрушка из бумаги «Самолетик» |
| Аппликация «Самолеты над лесом» |
Природа | |
| Рисование «Вишнёвый компот» |
| Аппликация «Заготовка овощей» |
| Лепка «Гусеницы на листочке» |
| Рисование солнца |
| Лепка «Солнце» |
| Аппликация «Цветной ковер» |
| Рисование. Цветные клубочки |
| Аппликация предметов из геометрического материала |
| Лепка по образцу яблока, помидора |
| Рисование дерева |
Посуда | |
| Изготовление стаканчика способом складывания |
| Лепка «Блюдечко и чашечка» |
Зима | |
| Первые снежинки |
| Вырезание квадратов, прямоугольников |
| Лепка. «Снеговик» |
| Рисование. Зима пришла |
| Аппликация «Зимний лес» |
| Лепка игрушек «Пирамидка» |
| Рисование разноцветных бус на ёлку |
| Лепка «Нарядная ёлочка» |
| Аппликация «Новогодняя ёлка» |
| Рисование «Красивый ёлочный шар» |
| Изготовление цепочки – гирлянды |
| Лепка. «Игрушки для ёлочки» |
| Рисование «Новый год» |
| Изготовление елочных игрушек |
| Изготовление Новогодней открытки |
| Рисование. Снеговик |
| Аппликация. Снеговик из ватных дисков |
| Скатывание шара и столбика |
| Рисование. Узор на рукавичках |
| «Разноцветный коврик» |
| Лепка. «Зайчик» |
| Узор для кукольной посуды — расписное блюдо |
| Аппликация «Зимний дом» |
| Лепка игрушки «Медвежонок» |
Узоры | |
| Узор для платья дымковской барышни |
| Аппликация предметов из геометрического материала |
| Лепка «Божья коровка» |
Светофор | |
| Рисование. Светофор |
| Аппликация. Светофор |
| Лепка. Светофор |
Цветы | |
| Рисование цветка «Подснежники» |
| Аппликация «подснежники» |
| Изготовление цветов из пластилина |
| Сминание бумаги. «Мимоза» |
Природа | |
| Лепка «Рыбка» |
| Рисование. Разноцветные мячики |
| Композиция «Гусеница на листочке» |
Транспорт | |
| Рисование поезда |
Природа | |
| Резание по кривой: яблоко и помидор |
| Лепка игрушки «Кошечка» |
Весна | |
| Смешивание красок для получения нового цвета |
| Изготовление складыванием бумаги парусника |
| Лепка. Украшение пасхального яйца |
| Рисование «Скворечник» |
| Изготовление веера из бумаги |
| Лепка по образцу мышонка |
| Рисование флажков, треугольной формы |
| Башня из кубиков |
| Рисование воздушных шаров с нитками |
| Лепка по образцу букв |
| Рисование. Нарядная бабочка |
| Аппликация. Нарядная бабочка |
| Лепка. Нарядная бабочка |
| Рисование изученных букв и цифр |
| Аппликация «Веточка с зелёными листьями» |
| Лепка «Радуга – дуга» |
| Животные на травке (рисование по трафаретам) |
| Аппликация «Полянка одуванчиков» |
| Лепка «Гнездо для птиц» |
| Аппликация «Пирамидка» |
| Лепка «Гриб» |
Транспорт | |
| Рисование по трафаретам «Транспорт» |
| Аппликация «Транспорт» |
| Лепка «Транспорт» |
| Композиция из геометрических фигур |
Транспорт | |
| Изготовление совы из шишки |
| Рисование на тему «Лето» |
| Аппликация «Лето» |
Сказки | |
| Лепка на тему сказки «Репка» |