СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система методов контроля и оценки знаний учащихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы определила проблему исследования: какова технология диагностики уровня форсированности системы качества знаний и мониторинга достижений учащихся по биологии.

Цель: выявление этапов и педагогических условий мониторинга учебных достижений учащихся по биологии в основной общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«Система методов контроля и оценки знаний учащихся»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Талдома













Методическая разработка

«Система методов контроля и оценки знаний учащихся.»















Мозокина Н.И.

Учитель биологии









Талдом

2023 год

Введение

Процесс модернизации российского образования, отражающий общенациональные интересы, государственные приоритеты и мировые тенденции, естественным образом определяет новые социальные требования к системе образования. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора и прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедрилась в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.

Актуальность данной темы определила проблему исследования: какова технология диагностики уровня форсированности системы качества знаний и мониторинга достижений учащихся по биологии.

Цель: выявление этапов и педагогических условий мониторинга учебных достижений учащихся по биологии в основной общеобразовательной школе.

Объект: мониторинг учебных достижений учащихся в основной общеобразовательной школе.

В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:

-Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического мониторинга.

-Определить современное состояние проблемы в практике работы школы по биологии.

-Выявить и обосновать педагогические условия организации мониторинга учебных достижений учащихся на уроках биологии в 6 классе.

-Провести опытно-экспериментальную проверку этапов мониторинга учебных достижений учащихся и проанализировать полученные результаты.

-Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

-теоретический анализ литературных источников;

-сравнительный и структурный анализ;

-педагогический эксперимент:

-статическая обработка полученной информации.

В теории и практике внутришкольного управления наибольшее распространение получили следующие формы и методы педагогического мониторинга:

1. тематический – глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы;

2. фронтально-обзорный – пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам;

сравнительный – параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов;

персональный – всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога;

классно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе;

предметно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) по отдельным учебным курсам;

комплексно-обобщающий – всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе на начальной, основной средней или полной средней ступени школы;

оперативный – изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе.

формулирующий – оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю;

итоговый (суммативный) – оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения (аттестация).

Выявляются четыре основные функции педагогического мониторинга:

диагностическая (оценка степени усвоения учебной программы и уровня профессионализма и квалификации слушателей);

обучающая (повышение мотивации и индивидуализация темпа обучения);

организующая (совершенствование организации учебного процесса за счет подбора оптимальных форм, методов и средств обучения);

воспитывающая (выработка структуры ценностных ориентаций) (Горбатов Д.С. 1995г)

Знание и понимание функций мониторинга поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Контролирующая функция считается одной из основных функций мониторинга. Ее сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

Сущность обучающей, или развивающей, функции мониторинга ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют биологические, физиологические, экологические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом.

Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Диагностическая функция состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Направления диагностики:

Выявление исходного уровня перспектив развития учащихся как основа для педагогического прогнозирования и целеполагания

Определение развивающего потенциала среды становления и развития ребенка и отдельных средств обучения и воспитания как основание для их отбора и проектирования

Мониторинг педагогического процесса; выявление факторов и условий для определения оптимального характера педагогической деятельности

Оценка результативности , выявление возможности совершенствования

Воспитательная функция мониторинга реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

Подводя итог всему сказанному, мы предлагаем выделить контролирующую, ориентировочную и воспитывающую функции как функции мониторинга знаний и умений учащихся.

Место, в которое целесообразно поместить мониторинг в процессе обучения, определяется ее целями. Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для учителя, – выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.

Естественно предположить, что мониторинг нужен на равных этапах обучения и на разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д. Предварительный мониторинг обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета. А в начале учебного года – установить, что сохранилось и что «улетучилось» из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. И в самом деле, на основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания, невостребованные до того времени.

Текущий – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки – отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю. (Баранов С.П. 1991г).

Тематический - проводится по завершении изучения большой темы, например «Генетика», «Эволюция органического мира» и т.п. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый - проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким. (Беспалько В. П. 1989г)

Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 4 вида контроля, предварительный, текущий, тематический и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения биологии и выполняет определенные задачи обучения (Шишое С.Е.6 1998г).

Активизация учебной деятельности достигается различными формами контроля и их правильным сочетанием.

Итак, можно сказать, что в настоящее время мониторинг используется в педагогической науке и практике в двух аспектах.

Во-первых, как педагогическая технология образовательного процесса, способствующая решению актуальных образовательных задач.

Во-вторых, как средство получения информации в процессе проведения научных исследований или управленческого контроля.

Мониторинг учебных достижений учащихся будет обеспечиваться, если:

- в ходе проведения процедуры мониторинга будет реализована вся совокупность его функций;

- процесс мониторинга учебных достижений учащихся строится на основе последовательного прохождения взаимосвязанных содержательно-временных этапов мониторинга:

1. Подготовительный этап

На этом этапе необходима следующая последовательность действий учителя:

1. Определить цель педагогического мониторинга, т.е. установить, насколько ученики владеют конкретными знаниями, умениями, навыками, видами деятельности, измерение которых будет осуществляться на различных этапах процесса обучения предмету.

2. Выбрать основное учебное содержание, подлежащие контролю.

Прежде всего, учителю нужно определиться с видом мониторинга: предварительный, текущий, тематический, рубежный или итоговый. И затем составить сводную таблицу.


Знания

Специальные умений

Общеучебные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные

умения

Ххх

ххх

Ххх

ххх

Ххх


3. Наметить контролирующую деятельность педагога и организационные формы проведения мониторинга.

Диапазон современных способов диагностики учебных достижений достаточно широк, это и традиционные индивидуальные (персональные), групповые, фронтальные, классно-обобщающие формы. По особенностям организации обратной связи может быть письменная или устная проверка, семинар, ролевая или деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная, практическая работа. По характеру изображения результатов контрольная работа организуется графическая, программированная, автоматизированная, текстовая, тестовая или иная форма представления материалов. По уровню самостоятельности и технологии проведения выполнение заданий может быть организовано как репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с учебником или рабочей тетрадью, самостоятельные практические исследования, уплотненный опрос, комбинированный контроль, зачет или экзамен.

4. Составить испытательные задания и эталоны ответов в соответствии с учебной программой.

Из фонда оценочных вопросов и зданий нужно отбирать самые валидные (на адекватность, соответствие) и надежные (степень доверия к данной форме) КИМы. Спектр вопросов и заданий весьма разноплановый: вопросы и задания по видам интеллектуальных умений (на описание, объяснение, сравнение, классификацию, обобщение, выдвижение и защиту гипотезы и т.д.), тестовые задания закрытого и открытого типа, вопросы и задания с использованием дидактического материала (схем, карт, текстовой информации, коллекций, муляжей, моделей и др.), задачи, упражнения, диктанты, сочинения, эссе.

Расположить вопросы и задания целесообразно так, чтобы они выстраивались в порядке усложнения. Количество вопросов и заданий должно быть таким, чтобы их содержание и объем позволили судить об усвоении основных знаний, умений и навыков темы.

Для оптимальной оперативной обработки результатов, в том числе для взаимопроверки и самоконтроля учебных достижений, необходимо подготовить индикаторы и эталоны ответов на предложенные учащимся контрольные вопросы и задания.

2. Контрольно-исполнительский этап мониторинга

На данном этапе учитель строит свою педагогическую деятельность так:

1. Руководство учителя. Разъяснение плана выполнения и выдача заданий.

Для этого учитель дает инструкцию по выполнению индивидуальных, групповых или фронтальных заданий. Указывает на характер выполнения заданий, последовательность их выполнения и оформления, временные сроки исполнения.

2. Управление контролем. Слежение за самостоятельностью ответов.

Конечно, идеальным для проведения педагогического мониторинга является система проведения ГИА: каждый ученик работает за отдельной партой, у каждого ученика индивидуальные контрольно-измерительные материалы в печатном виде.

3. Организация самоконтроля. Выполнение контрольного задания. Сравнение собственного ответа с эталоном.

Здесь может быть несколько вариантов: 1) Ученик досрочно выполнил контрольные задания. Учитель во время текущей аттестации дает ему «ключи» ответов и критерии выставления отметки. 2) Ученик выполнил задания в срок и проверить свою работу может в свободное внеурочное время. 3) Ученик получает контрольные задания на дом и оценивает их в соответствии с содержанием учебного материала в учебнике и т.д.

3. Заключительный этап мониторинга

I.II. Способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по биологии

В соответствии с современными воззрениями при анализе качества урока нельзя ограничиться оценкой усвоения уровня знаний, умений и навыков. Не менее важно оценить урок под углом зрения того, насколько он стимулирует динамику в воспитании и развитии учащихся. Она становиться заметной на протяжении целой серии уроков, отражая воздействие не только преподавателей.

Мониторинг связан с качеством образования. Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остаётся одним из показателей качества образования). Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривается во всех направлениях. Мониторинг должен осуществляться системно, для того чтобы осуществлять проведение полноценного сравнения, определять учебную деятельность на долгий срок. Системность не означает простой сбор данных, а является механизмом внутреннего контроля. Основными идеями здесь будет являться следующие:

– мониторинг должен быть тщательно спланирован и основан на конкретном знании ситуации в конкретном классе.

– проведение анализа мониторинга.

– процедура проведения проверки и составления анализа должна быть понятна всеми включёнными в процесс.

Механизм проведения системного изучения уровня знаний класса проводится на основе научных изысканий в области образования и изучений передового опыта. Если теоретически разработать и внедрить в практику образовательного процесса технологию мониторинга достижений учащихся, то уровень качества образования повысится. Большое внимание данной проблеме уделял английский дидакт А. Ромишевски. Он, в частности, пишет, что цель образования состоит в том, чтобы обеспечить такие возможности развития и такие условия, которые дадут ребёнку возможность полноценно раскрыть и довести до полного расцвета свои потенциальные возможности.

Нельзя не согласиться с тем, что данная формулировка ставит задачей образования обеспечение условий, которые должны в свою очередь повлиять на развитие способностей и возможностей учащихся, и мониторинг как нельзя лучше может помочь в этом. Американский учёный Б. Блум ввёл понятие «таксономия» (от греческого расположение по порядку). Оно означает такую классификацию и систематизацию материала, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и расположена последовательно, по нарастающей сложности.

По этому принципу строится технология мониторинга от более лёгких заданий классу к более сложным. Эта система получила широкую международную известность, её используют при планировании обучения и оценки её результатов, она служит надёжным инструментом при проверке заданий.

Учебный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Формирование новых знаний, как правило, происходит путём перестройки или изменения уже имеющихся представлений, о возможном, требуют отказа от них. Перестройка имеющихся знаний должна быть такая, в которой сведения по изучаемой теме могут не столько облегчить, сколько усложнить учебные познания. Это в свою очередь означает необходимость всеми средствами стимулировать познавательную деятельность обучающихся. Опираясь на известные в науке методы и приёмы мониторинга качества образования, были систематизированы методы, приёмы и формы организации деятельности. Чтобы провести мониторинг за знаниями учащихся, можно использовать следующие методы: наблюдения, собеседования, тестирования, использование опорных конспектов и схем.

1) наблюдая во время урока за учащимися можно заметить, включился ли он быстро в работу, уверенно ли пользуется текстом учебника и другим учебным материалом.

2) более глубокий метод отслеживания знаний даёт собеседование, когда при помощи правильно подобранных вопросов выясняется уровень знаний ученика или его пробелы в знаниях определённой темы или вопроса.

3) тесты могут применяться как при первичном контроле за усвоением определённой темы, так и на итоговом контроле за знаниями учащихся.

4) опорные конспекты и схемы так же помогают отследить определённый уровень знания и развития учащегося, так как, составляя схематично план своего ответа, учащийся учится оформлять свои знания в сжатом логическом виде, беря за основу всё самое важное из изучаемого материала.

При отслеживании результатов развития личности можно использовать такие методы, как:

1) исследовательский (работа с природой)

2) конспектирование (написание творческих рефератов по теме) (Гузеев В.В. 2004г)

Для одних конспект может составлять только мысли автора, для других – передача смысла статьи своими словами и собственными выводами. При таком способе мониторинга легко можно выявить группу более подготовленных учащихся и менее подготовленных к самостоятельному осмыслению учебного задания, и даже уровень внутреннего развития и способности каждого учащегося.

Творческие задания такие, как:

1) написание рефератов;

2) составление самостоятельных тестов;

3) составление кроссвордов;

несут в себе практическое начало. Учащийся в ходе такой работы может раскрыться по-новому, как интересная творческая личность.

Самым сложным в учебном процессе является мониторинг воспитательного воздействия урока. Здесь можно использовать:

1) наблюдения;

2) личное сочинение.

Наблюдая за учеником во время урока, можно сразу отследить степень воздействия данной темы или исторической личности на класс в целом и на отдельного учащегося (сопереживание, внимание к рассказу, пассивное участие в нём, дисциплина на уроке) (Гузеев В.В. 2004г).

Формы мониторинга знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных вопросов и заданий. Форм мониторинга очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии. Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта биологического образования... Система измерителей должна полностью соответствовать требованиям стандарта, надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего) (Полонский В.М. 1995г).

Система измерителей может быть представлена в форме устного опроса, традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания учебных достижений (см. Приложение 1), на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта. В практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по биологии используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам. Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.

Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте биологического образования является наличие в них экспериментальных умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.

В школьной практике существует несколько традиционных форм мониторинга знаний и умений учащихся, которые мы предоставляем в своей работе: устный опрос, биологический диктант; тестовое задание; краткая самостоятельная работа; письменная проверочная работа; лабораторная (практическая) работа; устный зачет по изученной теме.

Ниже мы постараемся ответить на вопрос, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений учащихся.

1. Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия. (Воронцов А.Б. 1999г)

2. Биологический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью биологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:

-буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин.

-определения биологических явлений, формулировки биологических законов, формулировки научных фактов;

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Биологический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при, изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения биологического диктанта является одновременно как достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также, как будет показано ниже, может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

3. Тестовые задания.

Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 4 варианта, как в ГИА варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью биологического диктанта, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием биологических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.

Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. (см. Приложение 2) Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знании, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки, т.е. для составления заданий теста учителю необходимо соблюдать ряд правил. (см. Приложение 3). А так же при создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий учащимися (см. Приложение 4).

4. Краткая самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать биологические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

5. Письменная проверочная работа – распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по биологии проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания.

Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Таким образом, составленная проверочная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: по теме, а также различные умения по применению биологических знаний при решении творческих задач. Количество вариантов в такой работе является спорным вопросом. В школе применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником.

Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки проверочной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности. С другой, стороны, такое недоверие к ученикам нам кажется необоснованным, т.к. списывать их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать самостоятельность при выполнении проверочной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней. Из просмотренных нами дидактических разработок проверочных работ по биологии мы хотим привести здесь несколько конкретных принципов их составления, которые показались мне наиболее интересными:

– творческие задания, составляющие проверочной работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно учащиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знаний по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы;

-задачи также могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы;

-в состав проверочной работы входят не только творческиие, но и качественные, требующие, например, графического описания процессов или анализа биологических явлений в конкретной ситуации.

6. Лабораторная работа. Это может быть работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и биологическим явлениям. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в средних классах. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как биологический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

7. Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность биологического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих учеников (Шишое С.Е. 1998г).

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому курсу биологии. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. (Данилов М.А.2007г)

Вопросы и задания по содержанию биологических понятий

А. Вопросы и задания с морфологическим содержанием.

Предназначены для проверки особенностей внешнего строения живых организмов (размеры организма, окраска, форма, покровы тела и т.д.).

Примеры. Назовите основные части цветка. По каким признакам внешнего строения птицы отличаются от пресмыкающихся? Благодаря чему домашняя муха держится на потолке и ползает по стеклам? Однороден ли перьевой покров на теле птиц, и каково его значение?

Б. Вопросы и задания для проверки анатомического содержания.

Примеры. Что такое побег? Опишите клетки зоны деления корня. Из каких отделов и костей состоит верхняя конечность человека? Перечислите органы выделительной системы человека. Назовите последовательность звеньев рефлекторной дуги.

В. Вопросы и задания для проверки физиологических понятий.

Примеры. Какую функцию выполняют устьица в жизни растений? Что такое фототропизм; приведите примеры из собственных наблюдений за растениями. Назовите формы вегетативного размножения растений: а) в природе; б) человеком. Как осуществляется газообмен в лёгких человека? Назовите отличительные признаки: а) развития организмов без превращения и с метаморфозами; б) ассимиляции и диссимиляции.

Г. Вопросы и задания для проверки экологических понятий.

Примеры. Перечислите черты приспособленности птиц к хищническому образу жизни. Что такое биогеоценоз? Приведите несколько примеров искусственных сообществ. Составьте 3–4 цепи питания для обитателей смешанного леса.

Д. Вопросы и задания для проверки знаний по систематике.

Примеры. Что такое бинарная номенклатура? В чем отличия таксонов в систематике растений и животных? Заполните табл. 1. Назовите классы типа кольчатых червей и их представителей. Каково положение современного человека в систематике органического мира?


Таблица 1. Систематические группы насекомых

Отряды насекомых

Характерные признаки отряда

Представители

Ротовой аппарат

Характер строения крыльев

Тип развития


Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся

А. Вопроси и задания на воспроизведение понятий и знание их определений

Примеры. Что значит термин «теплокровные животные»? Как называют две стороны обмена веществ? Приведите их определения. Продолжите заполнение табл. 2.


Таблица 2. Уровни организации живой природы

Уровни организации живой природы

Краткая характеристика уровня

Биологические науки


Б. Вопросы и задания, направленные на описание объектов, явлений, процессов.

Пример. Опишите процесс энергетического обмена в клетке по следующему плану: 1) название этапа; 2) условия; 3) место протекания процесса; 4) превращения веществ; 5) превращения энергии.

В. Вопросы, направленные на анализ биологических объектов.

Примеры. Из каких частей состоит побег? Почему земноводные получили такое название?

Г. Вопросы и задания, направленные на сравнение объектов или явлений.

Примеры. В чем отличия между: а) вегетативной и генеративной почками? В чем сходство и различие наружного и внутреннего способов оплодотворения? Объясните, в чем заключаются различия внешнего и внутреннего (тканевого) дыхания. Заполните табл. 3.


Таблица 3. Формы борьбы за существование

Название форм борьбы за существование

Характеристика форм борьбы за существование

Примеры


Д. Вопросы и задания, направленные на вскрытие причинно-следственных связей (детерминизм).

Примеры: Какую функцию выполняют ворсинки в тонком кишечнике человека? Обоснуйте принцип, провозглашенный Р. Вирховым: «Каждая клетка – от клетки».

Е. Вопросы и задания на обобщение знаний.

Примеры: Перечислите общие черты одноклеточных животных. Какие насекомые одомашнены человеком? Заполните табл. 4


Таблица 4. Класс земноводные. Лягушка

Приспособления к жизни в воде

Приспособления к жизни на суше


Ж. Вопросы и задания на выдвижение и защиту гипотез.

Примеры. Докажите, что кочан капусты – это гигантская почка. Можно ли считать митохондрии видоизмененными прокариотическими организмами? Ответ поясните.


Вопросы и задания к зачетному занятию

При подборе вопросов и заданий к зачету необходимо учитывать, что контроль будет производиться по наиболее значимому учебному материалу. Комплекс вопросов и заданий должен выявить умения учащихся анализировать, сравнивать, вскрывать причинно-следственные связи, конкретизировать, обобщать, устанавливать внутри- и межпредметные связи, связи теории с практикой, систематизировать и переосмысливать учебную информацию.

Пример. Вопросы и задания к зачетному занятию по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»: Что такое клеточный цикл? Как клетка готовится к делению? В чём состоит биологическая роль бесполого размножения в эволюции живого? Составьте схему полового и бесполого размножения. Назовите достоинства и недостатки бесполого размножения. Каков биологический смысл митоза? Опишите последовательность фаз митоза. Охарактеризуйте строение яйцеклетки и сперматозоида. Каков биологический смысл мейоза? Опишите последовательность фаз мейоза. В чем отличия сперматогенеза от овогенеза? Дайте определение оплодотворению. В чем отличия зиготы от яйцеклетки? Как происходит эмбриональное развитие животного (на примере ланцетника)? Какие первичные ткани и органы развиваются из экто-, энто- и мезодермы? Подумайте, какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие эмбриона? Какое влияние оказывают наркотические вещества на эмбриональное развитие человека? Перечислите этапы постэмбрионального развития человека.

Примеры:

1. Заполните табл. 5.

Таблица 5. Сравнительная характеристика растений и животных

Общие признаки растений и животных

Отличительные признаки животных



Программированные задания.

Они выстраиваются в определенной логической последовательности и обрабатываются матричным способом. Жестких шаблонов и стандартов для их оформления нет.

Примеры: В чем заключается механизм двойного дыхания у птиц? Почему вредно жевать жевательную резинку более 15 мин? Назовите отличительные признаки: а) роста и развития; б) онтогенеза и филогенеза.

Вопросы и задания при дифференцированном уровневом обучении

При дифференцированном обучении целесообразно использовать задания разных уровней (базовый, продвинутый, повышенной сложности).

Пример.

При проверке знаний по теме «Органы дыхания: строение, функции» учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.

I уровень (базовый, А): опишите строение носовой полости, участвующей в процессе дыхания. Какие функции она выполняет?

IIуровень (продвинутый, В): перечислите функции носовой полости при дыхании. Выявите взаимосвязь между строением носовой полости и ее функциями.

III уровень (повышенной сложности, С): докажите, что строение и функции носовой полости взаимосвязаны. Почему врачи рекомендуют дышать только носом?

Творческие вопросы и задания

Отличаются нестандартным, нетрадиционным способом их решения.

А. Биологические задачи упражнения, которые выполняются, решаются посредством умозаключения, вычисления и т.п.

Примеры: Какие изменения произойдут с растительным и животным миром вследствие глобального потепления климата? Дайте научное обоснование высказываниям: «Молоко у коровы на языке», «Когда я ем, я глух и нем».

Б. Сочинение

Это творческая форма испытаний, характеризующаяся определенным объемом текста, фиксирующая развитие продуктивного мышления и умений учащихся точно выражать свои мысли в нетрадиционной форме подачи информации о живых объектах и их жизнедеятельности.

Сочинения оцениваются по двум критериям: а) степень овладения биологическими знаниями, упорядоченность мышления, полнота охвата описания объекта; б) способность к самостоятельному мышлению, оригинальность изложения.

Примеры тем сочинений: «Удивительный мир рептилий», «Транспортная система человека», «Зачем муравью -муравейник».

В. Биологический диктант.

Это форма контрольной работы, при которой учащиеся записывают текст (отдельные слова), произносимый учителем.

Пример: Напишите биологический диктант, вставляя пропущенные слова: «Волк, лисица, собака, шакал, песец- это представители семейства……, одного из семи семейств…. Это звери средней величины с высокими и относительно короткими….., с крепкими, тупыми ……. когтями, удлинённой мордой и густо опушённым…… У них превосходное обоняние, они могут отыскивать свою добычу по….. и долго преследовать её. Представители семейства…. Сообразительны и легко поддаются дрессуре, так как у них легко вырабатываются….. рефлексы».

Тестовые задания

В настоящее время тестирование занимает ведущее место среди форм итогового: контроля учебных достижений учащихся, что обусловлено четкой формулировкой его заданий и однозначностью ответов. Тесты, созданные внутри школы (одним учителем или группой учителей) или вне школы (научными центрами) и прошедшие экспертную оценку, называются стандартизированными. Тест как совокупность взаимосвязанных заданий конструируется, исходя из принципа возрастающей сложности последних.

1. Задания на выбор одного правильного ответа. Укажите правильный ответ.

Половое размножение растений осуществляется:

А) спорами Б) семенами

В) почками Г) вегетативными органами

2. Задания с альтернативными ответами. Выберите правильный ответ:

1) Членистоногие – самая крупная по количеству видов тип животных.

2) К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы.

3) У всех членистоногих органами выделения служат мальпигиевые сосуды.

3. Задания с выбором нескольких верных ответов.

Выберите из предложенных суждений правильные, выпишите их номера:

1) Зона роста корня образована механической тканью.

2) Мохообразные относят к высшим споровым растениям.

3) Лист выполняет функцию воздушного питания растения.

4) К однодольным цветковым растениям относятся злаковые и лилейные.

5) Все растения – автотрофы.

6) Папоротники цветут только один день.

7) Клубень картофеля – видоизмененный побег.

8) Водоросли бывают одноклеточными и многоклеточными.

9) Цветок – это репродуктивный орган растения.

10) В шишках сосны обыкновенной созревают семена.

4. Задания на подстановку.

Укажите правильный ответ: способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность – это

А. раздражимость

В. иммунитет

С. рефлекс

5. Задания на установление соответствия. Такие задания имеют следующую структуру.

Таблица 7

Признак

Класс

А. У части представителей имеется стадия куколки

Насекомые

Пауки

Б. Подавляющее большинство представителей - хищники

В. Тело состоит из головы, груди, брюшка

Г. Способны поглощать только жидкую пищу

Д. 4 пары ходильных ног

Е. На голове могут располагаться простые и сложные глаза


6. Задания на установление последовательности ранжирование, сопровождающееся построением вариантов ответов по порядку изменения (возрастание, понижение) каких-либо качеств и свойств.

Пример. Установите последовательность эволюционных преобразований у растений: споровое размножение, фотосинтез, многоклеточность, половой процесс, семенное размножение.

Тестовые задания открытого типа

(на воспроизведение, применение знаний в сходной или новой ситуации, повышенный или высокий уровень сложности).

1. Задания на подстановку пропущенных слов.

Вставьте в текст пропущенные слова: «У насекомых с _______ превращением взрослая особь развивается из куколки. У насекомых с _____ превращением стадия куколки отсутствует и поэтому _____ после ряда линек непосредственно превращается в имаго».

2. Задания со вставкой пропущенных фраз.

Дополните предложения:

Соцветие – это группа цветков, ____

Наука, изучающая поведение животных, называется _____.

3. Задания с кратким свободным ответом.

Пример. Чем отличается венозное кровотечение от артериального?

4. Задания с развернутым свободным ответом.

Пример. Какие признаки характерны для голосеменных растений?

5. Задания на решение биологических задач.

Пример. При скрещивании двух сортов томата с желтыми грушевидными и красными шаровидными плодами в первом поколении все плоды оказались шаровидными и красными. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и соотношение фенотипов второго поколения.

Таким образом, при планировании дидактического комплекса (вопросов, заданий) для контроля знаний учащихся по биологии следует учитывать: объем и сложность учебного содержания; возраст, способности и уровень подготовленности учащихся; разнообразив и характер применяемых методов обучения; характер и степень интенсификации и оптимизации образовательного процесса устанавливаемый срок для выполнения, заданий и другие факторы, сопровождающие учебный процесс.

Выводы:

Разработка проблемы оценки личностных достижений учащихся требует серьезных теоретических и прикладных исследований, тщательного планирования и координации действий всех участников образовательного процесса. Для обеспечения объективности и надежности оценки учебных достижений необходимо вести планомерную работу по внедрению диагностических методик оценки учебных биологических достижений школьников.

Необходимо активно включаться в региональные и федеральные и программы по мониторингу учебных и личностных достижений учащихся. Участие в таких программах позволяет перенимать положительный опыт по организации педагогической диагностики, получать дополнительную информацию, об учебной подготовке по биологии учащихся нашей школы.








Таблица 8. Диагностика учебных достижений учащихся 6 класса

Виды диагностики

Краткая характеристика

Средства диагностики

Входная

Диагностика исходного уровня качества биологических знаний. Определение знаний. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом

Тестовые задания по биологии, определяющие уровень подготовки учащихся

Тематическая

Проверка прочности усвоения полученных знаний по определенной теме школьного курса за 6 класс.

Охватывает значительные по объему темы курса.

Выявление: усвоения знаний темы целиком; системности знаний темы; объема, глубины и качества восприятия учебного материала; степени ответственности учащихся и их отношения к работе, причин, мешающих работе; стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании; текущее наблюдение за работой каждого учащегося.

Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения.

Тесты:

с выбором одного ответа;

терминологические с одним ответом;

с выбором 3-х ответов;

на соответствие и на установление последовательности;

повышенной сложности для самоконтроля;

Задания:

на нахождение ошибок в тексте;

с использованием текста;

требующие развернутого письменного ответа

Тексты с пропущенными словами в предложениях и др.

Итоговая

Выявление качества усвоения содержания материала за 6 класс. Оценка качества подготовки по разделу «Живой организм» в соответствии с требованиями стандарта.

Тестовые задания по биологии, определяющие уровень учебных достижений учащихся за 6 класс



Приложение

Входная контрольная работа 6 кл. 1вариант.

А1.Наука изучающая растения

1.биология 2) зоология 3) ботаника 4) экология

А2 К абиотическим факторам относят

1.выпас скота 3) листопад

2)извержение вулкана 4) охота

А3.Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств

1.экперимент 3) наблюдение

2)измерение 4) описание

А4 «Плотность ее ниже плотности воды, поэтому у организмов живущих здесь сильно развиты опорные ткани- внутренний и наружный скелет..»Какая среда обитания описана

1.почвенная 3) наземно-воздушная

2)водная 4) тела живых организмов

А5Среда жизни, характерная для человека:

1.почвенная 3) наземно-воздушная

2)водная 4) тела живых организмов

А6 Мхи в отличии от других высших растений, не имеют:

1).корень 2) лист 3)стебель 4)цветок

А7Цветки характерны для

1).хвощей 3) голосеменных

2)папоротников 4) покрытосеменных

А8 Съедобным грибом является

1)масленок 3) ложный опенок

2)бледная поганка 4) желчный гриб

В1Установите соответствие

Строение и функции

Органоид

А)в ней расположены все органоиды клетки

1 Цитоплазма

Б)бесцветное вязкое вещество

2.Хлоропласт

В)содержит пигмент хлорофилл


Г)содержит зеленый пигмент

Д) при сильном нагревании или замораживании разрушается

В2Установите соответствие

Организм

Среда обитания

А)блоха

1 водная

Б)кит

2.почвенная

В)кобра

3наземно-воздушная

Г)крот

4тела живых организмов

Д) дятел


В3 Выберите три правильных ответа. Тело водорослей может быть представлено:

1)мицелием 2)одной клеткой

3)плодовым телом 4)корнем и побегами

5)группой (колонией) клеток 6)многоклеточным слоевищем.

B4 Выберите три правильных ответа. Значение лишайников:

1)разрушают горные породы 2)связывают атмосферный азот

3)служат кормом для животных 4)участвуют в почвообразовании

5)сырье для получения агар-агар 6)сырье для получения антибиотиков

С.Прочтите внимательно текст и выполните задания

«В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца- пластиды. Они видны при большом увеличении. У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, жёлтые или оранжевые, бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука , например , пластиды бесцветные..»

1Озаглавьте текст

2.С помощью какого увеличительного прибора можно рассмотреть пластиды?

3.Какого цвета пластиды у растений?

4Какие пластиды находятся в летках клубня картофеля?


Входная контрольная работа 6 кл.2вариант

А1.Наука изучающая животных

1.биология 2) зоология 3)ботаника 4) экология

А2К биотическим факторам относят

1.опыление растений 3) дождь

2)извержение вулкана 4) строительство дорог

А3Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях

1.экперимент 2) наблюдение 3)измерение 4) описание

А4 «Она состоит из минеральных веществ , воды, воздуха, а также содержит остатки растений и животных, продукты их разложения..»Какая среда обитания описана

1.почвенная 3) наземно-воздушная

2)водная 4) тела живых организмов

А5Среда жизни, характерная для рыб:

1.почвенная 3) наземно-воздушная

2)водная 4) тела живых организмов

А6 Вайи –это

1)побеги плауна 3) листостебельные мхи

2)листья папоротника 4) побеги хвоща

А7 Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является

1)наличие цветка 3) развитие из семян

2)развитие из спор 4) то, что это исключительно наземные растения

А8 Голосеменные, в отличие от высших споровых растений, имеют :

1)корень 2) стебель 3)листья 4) семена

В1Установите соответствие

Строение и функции

Органоид

А)в ней расположены поры

1 оболочка

Б)содержит ядрышко

2.ядро

В)образована целлюлозой


Г)управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки

Д) содержит и хранит наследственную информацию

В2Установите соответствие

Организм

Среда обитания

А)дельфин

1 водная

Б)ёж

2.почвенная

В)гадюка

3.наземно-воздушная

Г)дождевой червь

4.тела живых организмов

Д) вошь


В3Выберите три правильных ответа. К зеленым водорослям относятся:

1)порфира 2)хлорелла

3)цистозейра 4)ламинария

5)спирогира 6)хламидомонада

В4 Выберите три правильных ответа. По форме слоевища различают лишайники:

1)древовидные 2)травянистые

3)листовые 4)кустистые

5)накипные 6)бурые

С.Прочтите внимательно текст и выполните задания

«Под оболочкой клетки находится тоненькая плёночка - мембрана. Она легкопроницаема для одних веществ и непроницаема для других. Полупроницаемость сохраняется ,пока клетка жива. Таким образом, оболочка сохраняет целостность клетки, придает ей форму, а мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую средой..»

1. Озаглавьте текст

2.Все ли вещества могут поступить через мембрану в клетку ?

3.Какое значение имеет оболочка в жизни клетки?

4.Что произойдет с клеткой , если мембрана разрушится?

Итоговая контрольная работа в 6 классах. ВАРИАНТ 2

Часть 1.

1. К однодольным растениям относится:

а) пшеница б) фасоль

в) шиповник г) яблоня

2. Многие двудольные растения имеют:

а) мочковатую корневую систему; б) только придаточные корни;

в) стержневую корневую систему; г) боковые и придаточные корни.

3. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:

а) зона деления; б) зона роста; в) зона всасывания; г) зона проведения.

4. Самая длинная часть корня:

а) зона роста; б) зона деления;

в) зона проведения; г) зона всасывания.

5. Луковица представляет собой видоизмененный подземный побег, так как

а) на нем расположены почки;

б) он поглощает воду и минеральные вещества;

в) в нем органические вещества расщепляются до минеральных;

г) в нем образуются органические вещества из неорганических.

6. Плод образуется из:

а) Стенок завязи; б) Цветоложа;

в) Пестика; г) Пестика, основания тычинок, лепестков и чашелистиков, цветоложа.

7. Почка — это

а) часть стебля; б) зачаточный побег;

в) завязь с семязачатками;  г) черешок и листовая пластинка.

8. Лист — это часть побега и на стебле он занимает положение:

а)  боковое; б)  верхушечное; в)  боковое и верхушечное.

9. Папоротники размножаются бесполым путем при помощи

а) гифов б) спор в) гамет г) семян

10. Какую функцию выполняют ризоиды бурых водорослей?

а) прикрепляют водоросль к грунту

б) удерживают растение в вертикальном положении

в) участвуют в фотосинтезе

г) выполняют защитную функцию

11. Лист называют простым , если он имеет:

а)  пластинку; б)  пластинку и черешок;

в)  пластинку, черешок, основание; г)  пластинку, черешок, основание, прилистники.

12.        Цельнокрайняя пластинка у листьев:

а)        крапивы и ландыша; б)        ландыша и сирени;

в)        сирени и березы; г)        березы и крапивы.

13.         Листорасположение супротивное у:

а)        дуба и клена; б)        клена и березы;

в)        березы и ясеня; г)        ясеня и каштана конского.

14. Фотосинтез происходит в:

а)  лейкопластах; б)  хромопластах; в)  цитоплазме; г) другое решение.

15. Видоизмененный побег — это

а) корневище          б) корень в) корнеплод       г) корнеклубень

16. Распространяются животными и человеком семена:
а) одуванчика б) боярышника в) акации г) клена

Часть 2

1 . Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса «Однодольные»:

A. Две семядоли Б. Мочковатая корневая система

B. Стержневая корневая система Г. Дуговое или параллельное жилкование

Д. Сетчатое жилкование Е.  Одна семядоля

2. Установите соответствие

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) развивают цветок 1) Голосеменные

Б) цветков не образуют 2) Покрытосеменные

В) имеется рыльце

Г) двойное оплодотворение

Д) на семенах имеется пленчатое крыло


Грибы

Вариант 1

А1.Биологи объединяют все грибы в систематическую группу

1)род 2)отдел 3)царство 4)семейство

А2.По типу питания грибы являются организмами

1)гетеротрофными 2)автотрофными

3)фотосинтезирующими 4)хемосинтезирующими

А3.Вегетативное тело грибов образовано

1)корнями 2)побегом 3)мицелием 4)системой органов

А4.Грибы размножаются бесполым способом с помощью

1)гамет 2)семян 3)спор 4)спермиев

А5.Взаимовыгодные отношения между растением и грибом-это пример

1)симбиоза 2)паразитизма 3)конкуренции 4)хищничества

А6.Плесневый гриб, весь мицелий которого состоит из одной клетки, - это

1)гриб мукор 2)белый гриб 3)дрожжи 4)пеницилл

А7.Сморчки и строчки близки по систематическому положению к грибам

1)шляпочным 2)пенициллу 3)дрожжам 4)мукору

А8.В плодовом теле шляпочного гриба

1)созревают споры 2)сливаются гаметы

3)созревают семена 4)закладываются почки

А9.В круговороте веществ в природе грибы играют роль

1)производителя органических веществ

2)фотосинтезирующего организма

3)растительноядного организма

4)разрушителя органических веществ

Б1.Верны ли следующие утверждения?

А.В клетках грибов запасается питательное вещество гликоген.

Б.Грибница шляпочных грибов имеет клеточное строение.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)неверны оба суждения

Б2.Верны ли следующие утверждения?

А.Среди представителей царства грибов отсутствуют паразитические организмы.

Б.Плодовое тело шляпочного гриба образовано гифами.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)неверны оба суждения

Б3.Выберите три верных утверждения.

В состав клетки грибов входит

1)наружная мембрана 3)неоформленное ядро 4)цитоплазма

2)хлоропласт 5)клеточная стенка 6)жгутик

Б4. Выберите три верных утверждения.

Ведут паразитический образ жизни грибы

1)фитофтора 4)трутовик 3)спорынья 6)подосиновик

2)мукор 5)дрожжи

Б5.Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.

ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

А.Образуют органические вещества на свету 1.Грибы

Б.Запасают питательное вещество- гликоген 2.Растения

В.Запасают вещество-крахмал

Г.Питаются, поглощая готовые питательные вещества

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г





Б6. Установите соответствие между видами шляпочных грибов и систематическими группами, к которым их относят.

ВИДЫ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

А.Трутовик 1.Сумчатые грибы

Б.Сморчок 2.Шляпочные грибы

В.Дрожжи

Г.Бледная поганка

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г





В1. Задание на работу с рисунком 1.

Рис.1

А.Какой организм изображен на рисунке?

1)шляпочный гриб на почве 3)почвенные бактерии

2)дрожжи в тесте 4)мукор на хлебе

Б.Названный организм питается

1)образуя органические вещества на свету 3)как паразит

2)расщепляя органические вещества 4)как симбионт

В.Роль изображенного организма в хозяйственной деятельности людей заключается в том, что он

1)портит пищевые продукты 2)паразитирует на растениях 3)съедобный 4)ядовитый

Вариант 2

А1.Изучением грибов занимается наука

1)зоология 2)микология 3)ботаника 4)анатомия

А2.В клетках грибов отсутствует

1)ядро 2)цитоплазма 3)хлоропласт 4)наружная мембрана

А3.Плодовое тело грибов образуют

1)гифы 2)корни 3)плод с семенами 4)стебель с почками

А4.Дрожжевые грибы размножаются путем

1)половым 2)почкованием 3)слиянием ядер 4)оплодотворения

А5.Нити грибницы и корни растения вместе образуют

1)плодовое тело гриба 2)спороносную ткань растения

3)микоризу 4)споры гриба

А6.Плесень или белый налет на хлебе образует

1)шляпочный гриб 2)гриб мукор 3)дрожжи 4)бактерии

А7.Тело пекарских дрожжей состоит из

1)шляпки и ножки 2)тканей 3)одной клетки 4)почвенной грибницы

А8.Гриб спорынья, обитающий на злаках, питается

1)в процессе фотосинтеза 2)как симбиотический организм

3)как паразит 4)как хищник

А9.Гриб сыроежка является близкородственным организмом

1)пенициллу 2)мухомору 3)дрожжам 4)мукору

Б1.Верны ли следующие утверждения?

А.В соста клеточной оболочки грибов входит углевод хитин.

Б.Заболевание стригущий лишай вызывают хемосинтезирующие бактерии.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)неверны оба суждения

Б2.Верны ли следующие утверждения?

А.Гифы трутовика произрастают в древесине деревьев.

Б.Фитофтора представляет собой гриб, осуществляющий процесс фотосинтеза.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)неверны оба суждения

Б3.Выберите три верных утверждения.

Представители царства грибов размножаются

1)спорами 2)семенами 3)частями мицелия 4)корнями 5)гаметами 6)почкованием

Б4. Выберите три верных утверждения.

В состав шляпочного гриба входит

1)почвенная грибница 2)корни растения 3)шляпка плодового тела 4)корневище

5)ножка плодового тела 6)побег

Б5.Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.

ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

А.Питаются путем заглатывания пищевых частиц 1.Грибы

Б.Неограниченный рост у большинства организмов 2.Животные

В.Активное передвижение

Г.Питаются путем всасывания веществ

Д.Неподвижны, ведут прикрепленный образ жизни

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д






Б6. Установите соответствие между видами шляпочных грибов и группами, к которым их относят.

ВИДЫ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ ГРУППЫ

А.Подберезовик 1.Трубчатые

Б.Сыроежка 2.Пластинчатые

В.Белый гриб

Г.Мухомор

Д.Подосиновик

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д






В1. Задание на работу с рисунком 2.

Рис.2

А.Какой организм изображен на рисунке?

1)шляпочный гриб 2)дрожжи 3)пеницилл 4)сморчок

Б.Названный организм питается

1)образуя органические вещества на свету 3)как паразит

2)расщепляя органические вещества 4)как симбионт

В.Роль изображенного организма в хозяйственной деятельности людей заключается в том, что он

1)паразитирует на злаковых растениях 2)источник лекарства – антибиотиков

3)съедобный 4)ядовитый

Тест по теме: «Цветок и соцветия»

Вариант 1.

Выберите один верный ответ.

1. Цветок – это:

1) яркий венчик 2) околоцветник 3) видоизмененный побег 4) часть стебля.

2. Главные части цветка:

1) лепестки и чашелистики 2) пестик и тычинки 3) цветоножка и цветоложе 4) столбик и рыльце.

3. Часто ярко окрашены:

1) чашелистики 2) тычинки 3) лепестки венчика 4) пестик.

4. Мужской частью цветка являются:

1) тычинки 2) пестики 3) лепестки 4) чашелистики

5. Под каким номером на схеме отмечен пыльник?

1) 9 2) 11 3) 3 4) 1

6. Из каких частей состоит пестик:

1) завязь 2) пыльник 3) венчик 4) рыльце

7. Совокупность чашелистиков и лепестков цветка - это:

1) чашечка 2) венчик 3) околоцветник 4) цветок

8. Обоеполые растения – это растения, у которых:

1) есть мужские и женские органы 3) есть только мужские органы

2) есть только женские органы 4) нет генеративных органов

9. Двудомное растение:

1) пшеница 2) кукуруза 3) тюльпан 4) облепиха

1

1

2

0. Под какой цифрой указано ветроопыляемое растение?

1) 1 2) 2

11. Значение соцветия:

1) для фотосинтеза

2) для красоты

3) для лучшего опыления

4) для лучшего роста

12. Цветки ржи собраны в соцветие

1) сложный колос 2) сложный щиток 3) корзинка 4) колос

13. Какое соцветие изображено на рисунке?

1) простая кисть 2) простой колос 3) сложный колос 4) початок

14. Соцветием укропа является:

1) сложный зонтик 2) сложный колос 3) сложный щиток 4) метелка

15. Плод ягода у:

1)винограда и арбуза; 2) арбуза и огурца; 3) огурца и черники; 4) черники и вишни.

16. Распространяются ветром плоды:

а) клена     б) бузины           в) дуба г) кокоса


Выберите все верные ответы:

17. Частями пестика являются:

1) тычинка 2) рыльце 3) завязь 4) цветоложе 5) столбик 6) околоцветник


18. Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом.

ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) мелкая сухая пыльца 1) ветром

Б) мелкие невзрачные цветки 2) насекомыми

В) наличие в цветках нектара

Г) яркая окраска цветков

Д) образование большого количества пыльцы

Е) зацветание до распускания листьев



Тест по теме: «Цветок и соцветия»

Вариант 2.

Выберите один верный ответ.

1. Цветок – это:

1) генеративный орган 2) ткань растения 3) вегетативный орган 3) совокупность органов

2. Главные части цветка:

1) лепестки венчика 2) чашелистики 3) пестик и тычинки 4) цветоложе

3. Околоцветник называется двойным, если есть:

1) чашечка и венчик 2) только чашечка 3) только венчик 4) лепестки венчика

4. Женской частью цветка являются: 1) рыльце пестика 2) пыльник 3) столбик 4) завязь

5 . Под каким номером на схеме отмечена завязь?

1) 9 2) 11 3) 10 4) 8

6. Верхняя часть пестика называется:

1) рыльце 2) завязь 3) столбик 4) пыльник

7. Тычинка состоит из:

1) столбика 2) пыльника и тычиночной нити 3) завязи 4) рыльце

8. Перенос пыльцы на рыльце пестика – это:

1) оплодотворение 2) опыление 3) развитие 4) размножение

9. Признаки насекомоопыляемых растений:

1) яркие лепестки венчика 2) липкая, крупная пыльца

3) отсутствие запаха 4) мелкая пыльца

1

2

0. Под какой цифрой указано ветроопыляемое растение?

1) 1 2) 2

11. У какого растения соцветие – корзинка

1

1

) мак 2) одуванчик 3) наперстянка 4) лилия

12. Соцветие, по краю которого располагаются зеленые листья-обвертки называется:

1) метелка 2) колос 3) корзинка 4) сложный зонтик

1 3. Какое соцветие изображено на рисунке?

1) простая кисть 2) простой колос 3) простой щиток 4) сложный щиток

14. Соцветием пшеницы является:

1) сложный зонтик 2) сложный колос 3) простой колос 4) метелка

15.Плод из двух створок с перегородкой, на которой располагаются семена, называется:

1)семянка; 2) боб; 3) орех; 4) стручок.

16. Плод – костянка у:

а) дуба    б) томата в) смородины       г) персика


Выберите все верные ответы:

17. Выберите несколько признаков насекомоопыляемых растений:

1) Одиночные цветки крупные, яркие. 4) Наличие нектара.

2) Мелкие невзрачные цветки, собранные в соцветия. 5) Пыльца мелкая, сухая.

3) Образуют много легкой, сыпучей и летучей пыльцы 6) Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия.


18. Установите соответствие:

Признаки: Часть цветка:

1) совокупность лепестков а) цветоножка

2) совокупность чашелистиков б) цветоложе

3) ось цветка в) венчик

4) совокупность чашелистиков и лепестков г) чашечка

5) верхняя расширенная часть цветоножки,

на которой расположены части цветка д)околоцветник





Итоговая контрольная работа в 6 классах. ВАРИАНТ 2

Часть 1.

1. К однодольным растениям относится:

а) пшеница б) фасоль

в) шиповник г) яблоня

2. Многие двудольные растения имеют:

а) мочковатую корневую систему; б) только придаточные корни;

в) стержневую корневую систему; г) боковые и придаточные корни.

3. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:

а) зона деления; б) зона роста; в) зона всасывания; г) зона проведения.

4. Самая длинная часть корня:

а) зона роста; б) зона деления;

в) зона проведения; г) зона всасывания.

5. Луковица представляет собой видоизмененный подземный побег, так как

а) на нем расположены почки;

б) он поглощает воду и минеральные вещества;

в) в нем органические вещества расщепляются до минеральных;

г) в нем образуются органические вещества из неорганических.

6. Плод образуется из:

а) Стенок завязи; б) Цветоложа;

в) Пестика; г) Пестика, основания тычинок, лепестков и чашелистиков, цветоложа.

7. Почка — это

а) часть стебля; б) зачаточный побег;

в) завязь с семязачатками;  г) черешок и листовая пластинка.

8. Лист — это часть побега и на стебле он занимает положение:

а)  боковое; б)  верхушечное; в)  боковое и верхушечное.

9. Папоротники размножаются бесполым путем при помощи

а) гифов б) спор в) гамет г) семян

10. Какую функцию выполняют ризоиды бурых водорослей?

а) прикрепляют водоросль к грунту

б) удерживают растение в вертикальном положении

в) участвуют в фотосинтезе

г) выполняют защитную функцию

11. Лист называют простым , если он имеет:

а)  пластинку; б)  пластинку и черешок;

в)  пластинку, черешок, основание; г)  пластинку, черешок, основание, прилистники.

12.        Цельнокрайняя пластинка у листьев:

а)        крапивы и ландыша; б)        ландыша и сирени;

в)        сирени и березы; г)        березы и крапивы.

13.         Листорасположение супротивное у:

а)        дуба и клена; б)        клена и березы;

в)        березы и ясеня; г)        ясеня и каштана конского.

14. Фотосинтез происходит в:

а)  лейкопластах; б)  хромопластах; в)  цитоплазме; г) другое решение.

15. Видоизмененный побег — это

а) корневище          б) корень в) корнеплод       г) корнеклубень

16. Распространяются животными и человеком семена:
а) одуванчика б) боярышника в) акации г) клена

Часть 2

1 . Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса «Однодольные»:

A. Две семядоли Б. Мочковатая корневая система

B. Стержневая корневая система Г. Дуговое или параллельное жилкование

Д. Сетчатое жилкование Е.  Одна семядоля

2. Установите соответствие

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) развивают цветок 1) Голосеменные

Б) цветков не образуют 2) Покрытосеменные

В) имеется рыльце

Г) двойное оплодотворение

Д) на семенах имеется пленчатое крыло


Итоговая контрольная работа в 6 классах. ВАРИАНТ 1

Часть 1.

1. К двудольным растениям относится:

а) пшеница б) лук в) кукуруза г) яблоня

2. Для  однодольных растений в отличии от двудольных характерно наличие:

а) зародыша с двумя семядолями; б) зародыша с одной семядолей;

в) эндосперма; г) сочной кожуры.

3. Роль корневого чехлика в том, что он :

а) обеспечивает передвижение веществ по растению; б) выполняет защитную роль;

в) придают корню прочность и упругость; г) участвует в делении клеток.

4. Самая короткая часть корня:

а) зона деления; б) зона роста; в) зона всасывания; г) зона проведения.

5. Клубень представляет собой видоизмененный подземный побег, так как

а) на нем расположены почки

б) он поглощает воду и минеральные вещества

в) в нем органические вещества расщепляются до минеральных

г) в нем образуются органические вещества из неорганических

6. Семя образуется:

а) Из семяпочки; б) Из семяпочки после двойного оплодотворения;

в) Из оплодотворенной яйцеклетки; г) Из оплодотворенной центральной клетки

7. Побег — это

а) верхушка стебля;       

б) стебель с листьями и почками;

в) часть листа;                      

г) часть корня.

8. Лист, являясь частью побега, в свою очередь, состоит из:

а)        пластинки; б)  черешка и основания; в) прилистников; г) все верно.

9. Для какой группы растений половое размножение невозможно без воды?

а) цветковых б) споровых в) хвойных г) семенных

10.  Большинство культурных растений – представители высших растений из отдела:

а) голосеменных б) папоротникообразных в) мохообразных г) цветковых (покрытосеменных)

11 Сетчатое жилкование листовой пластинки у:

а)        пшеницы; б) лука; в) пырея; г) дуба.

12.  Простой лист у:

а)  сирени;     б)  каштана;   в) шиповника; г) акации.

13. Листорасположение очередное у:

а)  дуба и клёна; б)  клёна и осины; в)  осины и бузины; г)  все неверно.

14. Функции листа:

а)  газообмен; б)  фотосинтез; в)  испарение; г)  все ответы верны.

15. Видоизмененные в колючки листья

а) защищают растение от вымерзания б) уменьшают испарение и сохраняют влагу в растении

в) улучшают освещенность растения г) увеличивают скорость передвижения воды в растении

16. Распространяются ветром семена:
а) калины; б) боярышника; в) акации; г) клена.

Часть 2.

1 . Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса «Двудольные».

A. Одна семядоля Б. Мочковатая корневая система

B. Стержневая корневая система Г. Две семядоли

Д. Дуговое или параллельное жилкование Е. Сетчатое жилкование

2.Установите соответствие

Б

В

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) тело растения представлено слоевищем 1) Голосеменные

Б) спорофит представлен коробочкой с крышечкой 2) Мохообразные

В) трав среди растений этого отдела нет

Г) спермии неподвижны, так как не имеют жгутиков

Д) на семенах имеется пленчатое крыло

Е) растут в местах повышенного увлажнения








































15