Система подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам по английскому языку в лицее
Основная задача работы с одаренными детьми на современном этапе определяется, с одной стороны, требованиями новых федеральных образовательных стандартов, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по различным предметам. Олимпиада является одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, так как олимпиадные задания способствуют развитию познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения.
Основными целями и задачами проведения олимпиад по английскому языку являются:
выявление наиболее талантливых учащихся в области лингвистики и предоставление возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в области лингвистики в условиях соревнования;
выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку;
привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности в области лингвистики;
создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
развитие интереса к истории и культуре англоязычных стран;
развитие готовности и способности школьников осуществлять речевое общение на межнациональном уровне;
формирование у учащихся творческого подхода к выполнению предложенных заданий;
Олимпиада позволяет выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Олимпиады предлагают задания повышенного уровня сложности, поэтому готовиться к ним нужно по особой программе, выделять
дополнительные часы и разрабатывать индивидуальные траектории для учащихся.
В работе по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам можно выделить два направления:
Подготовка к школьным, муниципальным, региональным, Всероссийским и Международным очным олимпиадам.
Цель таких олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
Стимулирование и подготовка учащихся к участию в заочных предметных олимпиадах и конкурсах.
Цель олимпиад этого вида - это ознакомление учащихся с заданиями повышенного уровня и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении иностранного языка с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах муниципального, регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд положительных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
создает ситуацию успеха;
развивает интерес учащихся к изучению английского языка;
формирует опыт участия в соревнованиях и подготавливает психологически к участию в олимпиадном движении в старших классах;
предоставляет учащимся возможность подготовиться к ГИА;
предоставляет учащимся возможность сравнить свой результат с лучшим.
дает возможность получить диплом или сертификат для школьного портфолио.
В настоящее время есть большое количество сетевых сообществ, которые предлагают учащимся принять участие в таких олимпиадах и конкурсах:
Новый урок;
Инфоурок;
Олимпус;
Методисты.ру;
Tea4er.ru;
Британский бульдог;
Всероссийский молодежный чемпионат;
Узнавай-ка.рф и т.д.
Успешное участие учащихся в заочных олимпиадах и конкурсах создает базу для их подготовки к очным соревнованиям. Кроме этого, успешное участие в заочном этапе дает возможность пройти в очный этап и получить льготы при поступлении в ВУЗ в случае успешного выполнения заданий очного тура. Для того чтобы познакомить учащихся с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015-2016 учебный год» на персональном сайте учителя был размещен материал с прямыми ссылками на сайты данных олимпиад.
(Смотри приложение 1).
Программа подготовки учащихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам ставит своей целью формирование и развитие творческого потенциала личности, познавательной активности, умения добывать и применять знания на практике.
Задачи программы:
Учить работе с дополнительной и справочной литературой;
Углубить знания учащихся по предмету;
Создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами;
Развивать интерес к предмету, стремление к получению новых, системных знаний;
Развивать интеллект, мышление, творческое воображение, интерес к интеллектуальным играм, заданиям, речи;
Формировать позитивное мышление, самоконтроль и самооценку своей деятельности, коммуникативные умения, настойчивость в поисках решения проблем, активную позицию, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;
Прививать стремление к самостоятельному получению знаний.
При этом необходимо различать задачи для разных возрастных групп участников олимпиадного движения. Ступени подготовки к олимпиаде представлены в таблице 1:
Цели и задачи подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам на разных ступенях обучения.
Классы | Цель | Формы работы |
5-6 | Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку | Кружки и факультативы. Творческие проекты. Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Тренировочные упражнения в игровой форме, созданные учителем на платформах: Quizzlet, например: Animals; Learningapps.org, например: Animals, Tag questions, English-speaking Countries); в программе ADTester (задания на грамматику). Тренировочные задания на аудирование, созданные на платформе Podomatic. Olga’s Podcast. |
7-8 | Углубленное изучение английского языка, формирование интереса к исследовательской работе, подготовка к участию в олимпиадном движении на старшей ступени. | Кружки и факультативы. Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Участие в проектной деятельности. Участие в научно-исследовательской деятельности. Подготовка команды победителей и призеров школьного этапа к муниципальному этапу. Тренировочные задания, созданные на платформе Kubbu.com, Let’s Test, например:Irregular Verbs, Present Simple/Present Continuous, Past Simple/Past Continuous; в программах ADTester, EasyQuizzy, например: Modal Verbs. Тренировочные задания на аудирование, созданные на платформе Podomatic. Olga’s Podcast. |
9-11 | Формирование позитивного мышления, самоконтроля и самооценки своей деятельности, стремления достигать наивысших результатов. | Подготовка команды победителей и призеров школьного этапа к муниципальному и региональному этапу. Разработка индивидуальной образовательной траектории учащихся. Тренировочные задания, созданные на платформе Let’s Test, например: Placement Test; в программах ADTester, MultiTester, Tester, EasyQuizzy, например: Subjunctive Mood. Тренировочные задания на аудирование , созданные на платформе Podomatic. Olga’s Podcast. |
Для успешной подготовки школьников к олимпиадам необходим ряд условий:
Желание учителя этим заниматься.
Наличие увлеченных школьников. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.
Организация целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам по английскому языку.
Подготовка к олимпиаде включает в себя:
базовую подготовку по английскому языку на уроке;
подготовку в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы и т.д.);
самоподготовку (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
подготовку наиболее способных учащихся к участию в определенном этапе соревнования. (Разработка индивидуальных образовательных траекторий развития учащихся).
Можно выделить следующие этапы подготовки учащихся к олимпиадам:
Создание творческой среды для стимулирования учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах за счет
системы эффективных уроков; (Для этого необходимо внести определенные изменения в методику преподавания предмета).
внеклассной работы: кружки, факультативы, неделя иностранного языка;
использования передовых образовательных технологий.
Творческая среда для развития одарённости детей является неотъемлемой частью учебного процесса, где учитель создаёт условия для развития нестандартного мышления учащихся.
Диагностика, целью которой является выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
наблюдение в ходе уроков;
организацию исследовательской, проектной работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам;
анализ результатов участия учащихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах;
тестирование.
Для проведения диагностики стартового уровня владения языком учащимся предлагается пройти тест, созданный на платформе Let’s test , с тем, чтобы определить, с одной стороны, какие разделы программы требуют более тщательной отработки. С другой стороны, выявить группу учащихся, показывающих высокий результат для того, чтобы сформировать группу для подготовки к олимпиаде.
Целеполагание. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов.
Чего вы хотите? (Формулировка перспективных целей и ближайших задач);
Как вы поймете, что достигли цели? (Самоанализ и рефлексия);
Почему эта цель важна? (Формирование внутренней мотивации);
Как вы можете достичь этой цели? (Конкретные шаги, способствующие достижению этой цели).
Необходимо сформулировать как перспективные цели (например, занять призовое место на заключительном этапе олимпиады), так и ближайшие задачи (например, выучить идиомы по теме «Еда», прочитать произведения У. Шекспира и т.д.). Это очень важный этап, так как нужно учить учащихся правильно формулировать цель. Если цель выбрана неправильно, сколько бы усилий не было затрачено, успеха не добиться.
Организация участия учащихся в различных видах деятельности.
проектная деятельность (как урочная, так и внеурочная).
Талант проявляется только в какой-либо деятельности, поэтому нужно дать ребенку попробовать себя в разных видах деятельности, иначе невозможно определить, есть ли у него способности к этому. Особенно удачной в этом смысле, является технология проектов, групповых проектов, в частности. В зависимости от способа представления итогового продукта, в команде распределяются роли. Каждый может выбрать себе ту роль, с которой он лучше всего справляется. Участвуя в разных по содержанию и направленности проектах, учащиеся определяют для себя, в каких видах деятельности они достигают наилучших результатов.
Использование современных возможностей информационно- коммуникационных технологий для подготовки учащихся к олимпиадам (форумы, чаты, сетевые сообщества и т.д.).
Использование цифровых технологий, позволяет мобилизовать и более продуктивно использовать потенциальные возможности обучающихся, увеличить темп выполнения заданий до оптимально возможного, концентрировать языковой и речевой материал, дать учащимся возможность работать самостоятельно, рационально.
Можно выделить следующие виды использования Интернет:
образовательные сайты;
иноязычные радиостанции и он-лайн телевидение;
подкасты;
клубы и языковые сообщества;
фильмы, мультфильмы на иностранном языке;
аудиокниги на иностранном языке;
программы для общения в реальном режиме времени, например, Skype, электронная почта и другие;.
виртуальные музеи и многие другие;
Формирование команды школьников, готовящихся к олимпиадам.
В команде занимаются все учащиеся, не зависимо от того, в группе у какого преподавателя они занимаются в школе. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение, потому что
именно в команде можно организовать речевое общение наиболее эффективно. Работа в команде позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
Подготовка команды идет по двум направлениям:
Обзорное повторение лексики и грамматики.
Выполнение тренировочных заданий олимпиад прошлых лет, задания для подготовки к FCE, CAE, IELTS и других.
Самостоятельная подготовка учащихся с помощью дополнительных пособий и персонального сайта учителя http://teachandlearnenglish.com/.
Для обзорного повторения грамматики учителем разработаны раздаточные материалы по всем изучаемым в курсе школьной программы разделам грамматики и лексики по всем основным разговорным темам. (Смотри Приложение 2).
На занятиях детям предлагаются задания на отработку лексики и грамматики, которые проверяются с помощью программ ADTester, MultiTester, Kubbu,com и других и во время устной фронтальной работы. Особенное внимание уделяется заданиям на трансформацию, так как именно они способствуют развитию нестандартного мышления, проверяют умения применять полученные знания на практике. Задания на формирование навыков устной и письменной речи выполняются индивидуально или в парах.
Построение индивидуальных образовательных траекторий для наиболее перспективных участников. При подготовке к региональному и заключительному этапам Всероссийской олимпиады школьников возникает необходимость разработать индивидуальные образовательные траектории развития учащихся, что позволяет интенсифицировать процесс подготовки.
А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [1].
Поскольку подготовка к олимпиаде ведется в системе, в течение всего года, индивидуальные образовательные траектории разрабатываются как на весь период, так и на каждое занятие, и включают в себя следующие этапы:
целеполагание учеников;
планирование:
определение тем консультаций по наиболее сложным и проблемным вопросам;
составление плана занятий с учетом психологических особенностей школьника;
выбор форм отчета ребенка по предмету за определенные промежутки времени;
При определении цели и путей ее достижения важно не только определить, «Чего я хочу добиться?», но предвидеть результат и после достижения главной цели; таким образом, планирование должно идти дальше намеченной цели. Очень важно, чтобы отношения между учителем и учеником носили доверительный характер, так как только в этом случае учащиеся смогут доверять учителю и совместно разрабатывать маршрут, при этом определяя слабые места и при необходимости, вносятся необходимые корректировки.
Мониторинг и рефлексия деятельности, как учителя, так и учащихся, внесение необходимых коррективов.
Мониторинг и обратная связь необходимы на протяжении всего этапа подготовки:
Это субъективная самооценка, причем, наиболее способные дети оценивают себя достаточно низко. Но в этом случае важна не сама оценка, а то, что успехи ребенка в подготовке могут быть измерены, а значит, в любой момент в план можно внести коррективы. Это внутренний индикатор прогресса, при этом наиболее важными будут результаты на заключительных этапах.
Во время консультаций с преподавателем по окончании занятия необходимо обязательно проанализировать, что было выполнено, наметить дальнейшие шаги:
Достиг ли ты того результата, который намечал?
Можно ли еще улучшить результат?
Что было самым важным (трудным, интересным)?
В конце каждого занятия обязательно нужно похвалить и поблагодарить ученика за хорошую работу, так как развитие самооценки «до могущества» один из способов психологической подготовки к олимпиадам и конкурсам. Нужно реально показать и спланировать, как можно добиться результата. Элементы коучинга помогают превратить фантазию ребёнка в реальность.
Организация участия школьников в олимпиаде и достижение положительных результатов.
В работу по подготовке к олимпиаде необходимо включить задания на формирование всех аспектов коммуникативной компетенции. В структуру коммуникативной компетентности входят языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. Нужно очень внимательно подойти к отбору материала для подготовки к олимпиаде. Невозможно выполнить все, поэтому необходимо выбрать наиболее эффективные учебные пособия и курсы и разделить их на задание для самостоятельной отработки и задания на отработку вместе с учителем.
Наиболее удачные, на наш взгляд, учебные пособия для формирования языковой и речевой компетенции представлены в Таблице 2.
Учебные пособия по английскому языку для подготовки к олимпиадам и конкурсам по английскому языку.
Учебная задача | Учебное пособие |
Grammar and Vocabulary | David Porter . Check your vocabulary for Academic English |
Malcom Mann. Steve Taylore-Knowles Exam Skills for Russia Grammar and Vocabulary Macmillan |
Cambridge English Advanced. Certificate in Advanced English (CAE) Use of English – Part 4 : Key Word Transformation |
Collocations | Watcyn-Jones Peter. Test Your English Idioms Marks Jon, Wooder Alison. Check Your Vocabulary for Natural English Collocations |
Kiljan Krzysztof. 1000 Trios |
Phrasal verbs and idioms | Т.В. Митрошкина Английские фразовые глаголы |
1000 Phrasal Verbs in Context. A Self-study Guide for Intermediate to Advanced Students. by Matt Errey |
Michael McCarty. Felicity O’Dell English Phrasal verbs in Use |
Ruth Gairns and Stuart Redman. Idioms and Phrasal verbs. Oxford Word Skills |
Rawdon Wyatt Check your English vocabulary for Phrasal Verbs and Idioms |
3500 английских фразеологизмов и устойчивых словосочетаний. Литвинов П.П. 2007-288с.PDF |
Vocabulary | Michael McCarty. Felicity O’Dell English Vocabulary in Use. Advanced |
Glennis Pye Vocabulary in Practice Pre-intermediate |
Glennis Pye Vocabulary in Practice Intermediate |
Felicity O’Dell. Michael McCarty. Test Your English vocabulary in use. Upper-Intermediate |
Ruth Gairns and Stuart Redman Oxford Word Skills Learn and Practice English vocabulary Oxford university Press |
Rawdon Wyatt Check your English vocabulary for FCE |
Practice Tests | Jane Barnes. Drew Hyde. Nick Kenny. Jack Newbrook. Advanced Expert CAE |
К.С. Махмурян, О.П. Мельчина. Олимпиады по английскому языку для 9-11 классов: Практикум. –Обнинск: титул, 2013 |
Morgan Terry. Judith Wilson IELTS. Practice Tests. Plus 2 |
Sally Burgess with Richard Acklam. First certificate Gold exam maximiser |
Cambridge certificate in Advanced English 1 |
Cambridge certificate in Advanced English 2 |
Writing | Anneli William Writing foe IELTS Collins |
Speaking | Karen Kovaks Speaking for IELTS Collins |
Необходимо выполнить большое количество заданий, так как только в этом случае можно добиться максимального уровня сформированности навыков. Навык на уровне знания означает возможность применения в незнакомой ситуации.
Что касается социокультурной компетенции, необходимо включить в подготовку чтение литературы в оригинале, изучение обычаев и традиций стран изучаемого языка, задания на сравнение культуры родной страны и стран изучаемого языка. Задания на проверку социокультурной компетенции всегда вызывают трудности, так как требуют не только хорошего уровня сформированности языковых и речевых навыков, но и широты кругозора. Для тренировки нужно продумать систему заданий познавательного характера, например: Сопоставь имена авторов с названиями их произведений и главными героями (Смотри Приложение 3).
В процессе обучения иностранным языкам должна быть сформирована компенсаторная компетенция, под которой понимается способность индивида выходить из затруднительных коммуникативных ситуаций вследствие дефицита языковых или речевых средств посредством применения компенсаторных стратегий и умений. [2]
Для этого можно использовать персональный сайт учителя http://teachandlearnenglish.com/ , где собраны все задания в одном месте и учащемуся не нужно тратить время на поиск необходимого материала. Причём, задания на сайте распределены по уровню сложности и по темам; учитель только выдает задания и определяет последовательность их выполнения. Если в ходе выполнения заданий возникают какие-то вопросы, ученик разбирает их во время консультации с учителем. На сайте выложены особенно сложные задания на словосочетания, на синонимы и антонимы, на идиомы и фразовые глаголы; что очень важно при подготовке к олимпиаде, так как именно эти разделы довольно слабо представлены в учебниках школьной программы. В то же время, на олимпиадах разного уровня задания такого вида встречаются очень часто и вызывают наибольшие трудности. Изучение и использование синонимов, дефиниций, и толкований способствует развитию таких базовых умений компенсаторной компетенции как умения прибегать к перефразированию.
(Смотри приложение 4).
Кроме того, необходимо сформировать и учебно-познавательную компетенцию, то есть способность развивать свою мыслительную деятельность путем сравнения, сопоставления, анализа и обобщения информации в соответствии с определенной учебной задачей, пользоваться справочными материалами. Наиболее удачными для этого являются задания для подготовки к письменному и устному речевому высказыванию.
В части письмо наиболее часто встречающимися заданиями являются:
Report (доклад) - это достаточно сложная форма письменного высказывания. Ее очень часто предлагают в качестве задания на проверку сформированности речевого навыка в области письма на различных уровнях олимпиады. Это задание позволяет проверить не только языковую компетенцию учащихся, но и степень развития таких интеллектуальных навыков, как уникальность склада ума, компетентность и творческая инициатива. [3]
Story (история) также является интересным примером задания, так как требует творческого воображения, умения сознательно запустить механизм создания творческого продукта. Review (рецензия) может быть на статью, книгу, фильм. Задания по написанию рецензии позволяют развивать аналитические способности, умение делать выводы, давать оценку. Официальные письма могут быть следующих типов: жалоба, просьба, запрос информации и так далее. При этом проверяется умение учащихся работать с информацией, делать выводы.
Наиболее знакомыми для учащихся школы являются форматы эссе и письма, так как с ними они подробно знакомятся в ходе школьной программы. Формат всех остальных заданий требует дополнительной отработки.
Очень сложным является и задание на проверку сформированности навыков говорения. Как правило, это задание включает в себя текстовый файл и видеоряд. Участникам предлагается сделать синхронный комментарий к предложенному видео отрывку. В качестве тренировочного упражнения можно подобрать задания из Википедии. При этом, необходима разработка заданий, которые стимулируют употребление лексики и грамматики продвинутого уровня. Важно, чтобы таких заданий было достаточно для формирования автоматизированного навыка. Только при условии систематического выполнения заданий формируется навык на подсознательном уровне.
Рассмотрим, как была организована работа поразработке индивидуальной образовательной траектории развития ученицы 10 Б - 11 Б класса Карповой Татьяны в 2014-2016 г.г.
После того, как по результатам диагностики были определены слабые места, которые нуждались в дополнительной отработке, этап базовой подготовки был организован по двум направлениям:
1. Общее повторение грамматики и лексики.
2. Углубленное изучение тем, которые вызвали наибольшие трудности:
Сослагательное наклонение.
Фразовые глаголы.
Словосочетания.
Идиомы.
Социокультурный компонент.
На этапе целеполагания была определена главная цель (успешное выступление на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников) и ближайшие задачи (системное повторение лексики и грамматики, изучение реалий стран изучаемого языка).
Далее были спланированы формы работы и периодичность занятий:
Индивидуальные задания для выполнения на уроке. (Три раза в неделю).
Индивидуальные домашние задания. (Три раза в неделю).
Задания для выполнения во время консультаций. (Два часа в неделю).
Самостоятельная работа. (Выполнение заданий из учебных пособий, просмотр видеофильмов, чтение литературы в оригинале, выполнение тестовых заданий в интернете - в свободное время).
Во время промежуточной диагностики вносились необходимые коррективы. В результате такой работы в 2014-2015 Татьяне не хватило только нескольких баллов, чтобы стать призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а в 2015-16 только два балла отделяли ее от победителей заключительного этапа.
Очень важной является работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся при подготовке к региональному и особенно заключительному этапу. Необходима квалифицированная помощь психолога. Возможно, именно этого Татьяне не хватило, чтобы показать более высокий результат.
В заключение хочется отметить, что ценность олимпиадной формы заключается не только в результате, но и в самом процессе подготовки. Различные интеллектуальные соревнования дают возможность не только выявить одаренных детей, за счет контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности, но позволяют мотивировать учащихся к изучению иностранных языков и к самостоятельной исследовательской работе в этой области, способствуют развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Увеличение количества победителей и призёров олимпиад является результатом целенаправленной работы по развитию одарённых детей.
(Смотри Приложение 5).
Литература
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". -2002. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
Холодная М.А., Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск. 2002г.
Языкова Н. В., Коренева М. Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения в общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. Вып. 9. — М., 2013.
Юрин А.С. Английский язык. сборник олимпиадных заданий. Сборник олимпиадных заданий: школьный, муниципальный и региональный этапы. Книга для победителей и призеров: учебно-методическое пособие./А.С. Юрин.-Ростовн/Д: Легион, 2014. – 160с. (Готовимся к олимпиаде)
Приложение 1
1.Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку
2. Первый многопредметный Турнир для школьников
3. Открытые российские интернет-олимпиады по математике, по русскому языку и по иностранным языкам
Положение об олимпиадах и конкурсах по иностранным языкам 2015-… Материал для учителей. РГПУ, МетаШкола
4. Зимняя интернет-олимпиада по английскому языку, 16-17.12.2015
Весенняя интернет-олимпиада по английскому языку, 16-17.03.2016
5. Герценовская олимпиада по иностранным языкам
6. Сибирская межрегиональная олимпиада школьников
7. Олимпиада «Высшая проба»
8. Евразийская лингвистическая олимпиада
9. Межрегиональная олимпиада школьников набазе ведомственных образовательных учреждений (иностранные языки)
10. Юные таланты (заочный этап 18 декабря)
11. Покори Воробьёвы горы
12 Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского
13. Олимпиада Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
14. Олимпиада школьников «Ломоносов »
15 Олимпиады школьников Санкт-Петербургского государственного университета (зарегистрироваться на сайте )
16. Плехановская олимпиада школьников 2015-2016 (Начало регистрации: 13 октября 2015 года).
17. Региональный конкурс школьников Челябинского университетского образовательного округа
(регистрация )
Приложение 2
Раздаточный материал для повторения темы Modal Verbs.
| + | ? | - |
can | Способность, умение Неофициальное разрешение. | Неофициальная просьба e.g. Can I borrow your pen? | Can’t –нельзя (общее запрещение) |
could | Способность, умение в прошлом Предложение /Упрек. e.g.We could go to the cinema./You could write to your mother | Вежливая просьба e.g. Could you help me? | Неумение в прошлом I couldn’t swim when I was 5. |
To be able to | Быть в состоянии + Was/were able to do – сумел в отдельной ситуации = managed | быть не в состоянии, в прошв р. не смог = couldn’t |
may | Офиц. разрешение | Официальная просьба | Запрещение |
might | Разрешение (- запрещение) в косвенной речи в согласовании времен. e.g. He said I might go home. Упрек e.g. You might help me! You might have helped me! |
To be allowed to | Разрешение, запрещение во всех остальных случаях e.g. We were not allowed to use the dictionary. |
must | Долженствование – 1.правило, закон 2. Осознанная необходимость 3. приказ, настойчивый совет | Must we hand in our exercise-books today? – No, you needn’t. | Строгое запрещение |
To have to have got to | Вынужденная необходимость – пришлось | Вспомогательные глаголы в нужном времени (do/does, did, will) | Отсутствие необходимости Вспомогательные глаголы в нужном времени don’t have to |
To be to | Должен в силу договоренности, плана, расписания, приказа, инструкции, что-то неизбежное (суждено), только в наст и прошедшем времени. am/is/ are to was/were to |
need | - | редко | Отсутствие необходимости needn’t have done сделал, но можно было и не делать |
should ought to | Совет, рекомендация, моральный долг | редко | should have done - Упрек, сожаление |
Will would | Желание, привычка в настоящем Привычка в прошлом | Просьба | Нежелание won’t wouldn’t |
shall | редко- Угроза, предупреждение You shall never see me again! | Что делать? Shall I read? Предложение (помощи) Shall we help you? | редко |
dare | сметь I dare say | How dare he speak to you like this? | I daren’t ask for any more money |
Значение предположения
He | may Предположение, основанное на неуверенности - может быть | Действие относится к настоящему, будущему be at home now. come tomorrow |
might Предположение, основанное на неуверенности – может быть, но вряд ли | Действие длится в момент речи be watching TV now Действие длится в течении какого-то времени have been watching TV for 2 hours already. |
must* Предположение, основанное на уверенности – должно быть | Действие относится к прошлому have already read the book. |
can’t Предположение, основанное на уверенности - не может быть | Passive Voice Действие относится к настоящему, будущему be sent to Moscow next week. |
can….? Неужели | Действие относится к прошлому have been punished. |
could…? Неужели | |
*- не употребляется по отношению к будущему и в отрицательных предложениях в значении предположения.
Exercise 1. Complete the sentences using the words in bold. Use two to five words.
I'm sure she lost the race.
have She ...must have lost... the race.
Perhaps she will phone us sometime today.
may She…………. sometime today.
I don't think the Rogers have been living here long.
been The Rogers …… here long.
I'm sure he has spent all his money.
have He … all his money.
I'm sure James won't be seeing the boss tomorrow.
be James ……. the boss tomorrow.
Perhaps he is feeling ill.
be He ill.
I'm sure Alan wasn't driving carelessly.
been Alan carelessly.
Perhaps he had left before you called.
have He before you called.
I'm sure she is considering your offer.
be She your offer.
Perhaps they rented the flat.
may They the flat.
Keys:
may/might phone
can’t have been living
must have spent
can’t be seeing
may/might/could be feeling ill
can’t have been driving
may/might have left
must be considering
may/might have rented
Exercise 2. Complete the sentences using the words in bold. Use two to five words.
It's forbidden to feed the animals.
not You ...must not feed... the animals.
It isn't necessary to cut the grass; it's still quite short.
have You…………….. the grass; it's still quite short.
It's prohibited to take dogs into the restaurant.
Not You …………… into the restaurant.
It isn't necessary to dust the furniture; I'll do it later.
need You…………. the furniture; I'll do it later.
Children aren't allowed to run in the corridor.
not Children ……… in the corridor.
Sixth formers needn't wear school uniforms.
have Sixth formers ….. school uniforms
Keys:
don’t have to cut
can’t/mustn’t take
need not dust /don’t need to dust
mustn’t run
don’t have to wear
Exercise 3. Complete the sentences using the words in bold. Use two to five words.
Tim went on a two-day trip. He took more clothes than necessary.
have Tim ...needn't have taken... so many clothes on a two-day trip.
He decided not to take his passport because it wasn't necessary.
need He ……. his passport.
We bought more food than was necessary for the party.
have We ……. so much food for the party.
It wasn't necessary for Gloria to iron the clothes because Sue had already done it.
have Gloria ……. the clothes because Sue had already done it.
It isn't necessary to have a visa to visit Australia.
need You ……. a visa to visit Australia.
It wasn't necessary for Jim to accept the offer.
have Jim ……. the offer.
Keys:
didn’t need to take
needn’t have bought
didn’t have to iron
don’t need to have
needn’t have accepted
Приложение 3
Match the writers with their works and characters of the books:
1 | Geoffrey Chaucer | 1340 –1400 | A | Childe Harold's Pilgrimage | a | Alice |
2 | Willam Shakespeare | 1564 –1616 | B | Great Expectations | b | Becky Sharp |
3 | Daniel Defoe | 1660- 1731 | C | Gulliver’s Travels | c | Childe Harold |
4 | Jonathan Swift | 1667 – 1745 | D | Harry Potter and the Philosopher's Stone | d | Christopher Robin |
5 | Robert Burns | 1759 –1796 | E | Ivanhoe Quentin Durward | e | David Copperfield |
6 | Walter Scott | 1771 –1832 | F | Jane Eyre | f | Doctor Moreau |
7 | Jane Austen | 1775 –1817 | G | King Lear | g | Dorian Gray |
8 | George Gordon Byron | 1788–1824 | H | My Heart’s in the Highlands Auld Lang Syne | h | Eliza Doolittle |
9 | William Thackeray | 1811 –1863 | I | Pride and Prejudice Sense and Sensibility | i | Friday |
10 | Charles Dickens | 1812 –1870 | J | Pygmalion | j | Hermione Granger |
11 | Charlotte Bronte | 1816 –1855 | K | Robinson Crusoe | k | Hobbit |
12 | Lewis Carroll | 1832 –1898 | L | The Canterbury Tales | l | Julia Lambert |
13 | Robert Louis Stevenson | 1850 –1894 | M | The Forsyte Saga | m | Lemuel Gulliver |
14 | Oscar Wilde | 1854 –1900 | N | The Invisible Man | n | Long John Silver |
15 | G.B.Shaw | 1856 –1950 | O | The Jungle Book | o | love |
16 | Arthur Conan Doyle | 1859 –1930 | P | The Lord of the Rings | p | Macbeth |
17 | Jerome K Jerome | 1859 –1927 | Q | The Lost World | q | Miss Marple |
18 | Rudyard Kipling | 1865 –1936 | R | The Mousetrap | w | Montmorency |
19 | H.G. Wells | 1866 –1946 | S | The Picture of Dorian Gray | s | Mowgli |
20 | John Galsworthy | 1867 –1933 | T | The Quiet American | t | Mr. Darcy |
21 | Somerset Maugham | 1874 –1965 | U | Theatre | u | Robin Hood |
22 | Alan Alexander Milne | 1882 –1956 | V | Three Men in a Boat To Say Nothing of the Dog!) | v | Rochester |
23 | John Ronald Reuel Tolkien | 1892 –1973 | W | Through the Looking-Glass | w | Sherlock Holmes |
24 | Agatha Christie | 1890 – 1976 | X | Treasure Island | x | Soames Forsyte |
25 | Henry Graham Greene | 1904 –1991 | Y | Vanity Fair | y | The Knight |
26 | J.K.Rowling | 1965- | Z | Winnie-the-Pooh | z | Thomas Fowler |
Приложение 4.
Употребление глаголов
Употребление глаголов to say, to tell
Употребление глаголов to talk, to speak
Употребление глаголов to do, to make
Употребление глаголов to learn, to study, to teach
Употребление глаголов to offer, to suggest
Употребление глаголов to come, to go, to walk
Особенности употребления лексики (to allow, to permit, to let)
Особенности употребления лексики (to get, to gain, to receive, to obtain)
Особенности употребления глаголов: earn, gain, acquire, receive
Особенности употребления лексики (to appreciate, to estimate, to value)
Употребление глаголов to take, to bring, to carry
Употребление глаголов to see, to look, to glance, to stare, to peep
Особенности употребления лексики (to finish, to end, to complete)
Особенности употребления лексики (to want, to wish, to desire, to long, to crave)
Особенности употребления лексики (to raise, to lift, to pick up)
Особенности употребления лексики (to cry, to weep, to sob)
Особенности употребления лексики (to abandon, to leave, to give up, to quit, to resign)
Особенности употребления лексики (to shut, to close, to lock)
Особенности употребления лексики (to begin, to start, to commence)
Особенности употребления лексики (to ask, to inquire, to question, to demand)
Особенности употребления лексики (to answer, to reply, to respond)
Особенности употребления лексики (to understand, to realize, to grasp)
Употребление глаголов to learn, to find out, to discover
Особенности употребления лексики (note, notice, take notice, pay attention)
Особенности употребления лексики (to continue, to go on, to proceed)
Особенности употребления лексики (to wait, to expect, to anticipate)
Особенности употребления лексики (to break, to destroy, to ruin)
Особенности употребления лексики (change, alter, vary, adjust)
Особенности употребления лексики (to hold, to keep, to retain, to preserve)
Особенности употребления глаголов: hit, beat, pound, slap
Особенности употребления лексики (to defend, to protect, to guard)
Особенности употребления лексики (to catch, to snatch, to seize, to grab)
Особенности употребления лексики (to choose, to select, to elect, to pick out)
Особенности употребления лексики (to appear, to seem, to turn out, to prove)
Особенности употребления глаголов (swim, sail, float, drift)
Особенности употребления лексики (show, demonstrate, display, exhibit, reveal)
Особенности употребления лексики (to shout, to cry, to scream, to shriek)
Особенности употребления лексики (to pull, to drag, to draw)
Употребление наречий и союзов
Изучите особенности употребления данных наречий и союзов и пройдите тест.
Употребление наречий also, too, either, neither
Особенности употребления союзов и предлогов, выражающих уступку и противопоставление despite, in spite of, although, though и however.
Употребление наречий still, yet, already
Особенности употребления наречий(fairly, rather, quite)
Особенности употребления прилагательных
Изучите особенности употребления данных прилагательных и пройдите тест.
Особенности употребления лексики (comfortable, convenient, suitable)
Особенности употребления лексики (big, large, great)
Особенности употребления лексики (little, small, tiny)
Особенности употребления лексики (beautiful, lovely, handsome, good-looking, pretty)
Особенности употребления лексики (quick, fast, rapid, swift)
Особенности употребления лексики (clever, intelligent, smart)
Особенности употребления лексики (quiet, calm, still, peaceful)
Особенности употребления лексики (busy, engaged, occupied)
Особенности употребления лексики (different, various, diverse)
Особенности употребления лексики (huge, vast, enormous, immense)
Особенности употребления лексики (effective, efficient, skilled, experienced)
Особенности употребления лексики (awful, terrible, dreadful, horrible)
Особенности употребления прилагательных: lonely, alone, single, lonesome, solitary
Особенности употребления лексики (thin, slender, slim, lean, meager)
Особенности употребления лексики (famous, well-known, celebrated, distinguished, eminent)
Особенности употребления прилагательных: funny, witty, amusing, merry
Особенности употребления лексики (happy, lucky, fortunate)
Особенности употребления лексики (empty, vacant, blank)
Особенности употребления лексики (greedy, mean, stingy)
Особенности употребления лексики (weak, feeble, faint, frail)
Особенности употребления лексики (strange, queer, odd, quaint)
Особенности употребления лексики (afraid, frightened, scared, fearful)
Особенности употребления лексики (stout, fat, fleshy, plump)
Особенности употребления местоимений
Изучите особенности употребления данных местоимений и пройдите тест.
Употребление неопределённых местоимений some, any, no
Употребление местоимений производных от some, any, no, every
Особенности употребления лексики (another, other, others, the others)
Особенности употребления указательных местоимений: this, that, these, those
Употребление местоимений производных от some, any, no, every
Употребление местоименных прилагательных much, many, little, a little, few, a few
Особенности употребления существительных
Изучите особенности употребления данных существительных и пройдите тест.
Особенности употребления существительных travel, journey, voyage, trip, tour
Особенности употребления существительных (a slip, a mistake, an error)
Особенности употребления существительных (cost, price, worth, value)
Особенности употребления существительных (way, road, path, route)
Особенности употребления существительных (opportunity, possibility, chance)
Особенности употребления существительных (director, manager, chief, boss, head)
Особенности употребления существительных: bank, shore, coast, beach, seaside
Особенности употребления существительных: quantity, number, amount, count
Особенности употребления существительных (work, job, position, post)
Особенности употребления существительных: region, state, district, vicinity
Особенности употребления существительных (trade, profession, occupation)
Особенности употребления существительных (advantage, benefit, profit, gain)
Особенности употребления существительных (event, incident, accident)
Особенности употребления существительных (a piece, a slice, a lump )
Особенности употребления существительных ( bill, fare, fee, fine, tip )
Особенности употребления существительных (wage, salary, stipend, fee, royalties)
Особенности употребления существительных: suit, costume, dress, clothes
Особенности употребления существительных (an owner, a master, a host)
Особенности употребления лексики (idea, conception, notion, thought)
Приложение 5
Таблица 3
Участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ в 2012-2016
Класс | Название работы | Название конкурса | Результат |
8 | «Концепт добра и зла в русских и английских пословицах». | «Ученые будущего» Городская учебно-исследовательская конференция | участник |
9 | «Концепт добра и зла в русских и английских пословицах». | XV открытая городская учебно-исследовательская конференция школьников «Юность Северодвинска» Секция Языкознание | 2 место |
10 | «Концепт добра и зла в русских и английских пословицах». | Российский заочный конкурс «Юность. Наука. Культура» (Национально-образовательная программа «Научный потенциал России») | лауреат 2 степени |
10 | “What’s the use of reading detectives?” | Всероссийский конкурс творческих проектов, посвящённый 155-летию со дня рождения Артура Конан Дойла (Творческая группыа «Преподавание английского языка» Сообщества «Методисты.ру») | 1 место |
8 | The Phantom of the Opera | Международный конкурс летнего читательского марафона издательства RELOD | 2 место |
10 | Wales. History and culture. | V Всероссийский конкурс «Гордость России» | 1 место |
6 | Holidays in Great Britain. | Всероссийский конкурс «Медалинград 2016» | Лауреат |
10 | Natural disasters. | V Международный конкурс «Ищем таланты» | 1 место |
11 (2 участника) | «Стихийные бедствия» | Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Узнавай-ка» в номинации «Мир вокруг нас» видео. | победители 3 степени |
11 | «Учебный проект по теме «Natural disasters»» | Всероссийский конкурс «Педагогика XXI век» Номинация: Детские исследовательские работы и проекты | участник |
8 | «My trip to Scotland» | Всероссийский конкурс «На пути к познанию» Альманах педагога. | 3 место |
8 класс | Экскурсия по школе | Всероссийский творческий конкурс медиапроектов «Моя школа самая лучшая» Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru | 2 место |
11 (4 участника) | Human rights yesterday, today, tomorrow. | Международный конкурс эссе «Единство в различии» (компания Relod совместно с музеями Московского Кремля) | 2 место |
Таблица 4
Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах по английскому языку
Название | Уровень | Результат | Дата |
Олимпиады | | | |
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку | ОУ | 5 класс – победитель 6 призеров 8 класс – победитель 2 призера | 2012-2013 |
| Муниципальный | 3 призера |
Муниципальный Конкурс чтецов - призер | Муниципальный | 5 класс - призер |
Молодежный чемпионат по английскому языку | Федеральный | 5 класс – победитель муниципального этапа |
Всероссийская олимпиада школьников английскому языку | ОУ | 6 класс – победитель, 6 призеров 9 класс –победитель 2 призера | 2013-2014 |
Муниципальный | 3 призера |
Молодежный чемпионат по английскому языку | Федеральный | 6 класс – победитель муниципального этапа |
Областной фонетический конкурс «Путешествие в страну звуков» | Региональный | 9класс – 2 место |
Всероссийская олимпиада школьников английскому языку | ОУ | 7 класс – победитель, 3 призера 10 класс - победитель 4 призера | 2014-2015 2014-2015 |
Муниципальный | 7 класс – 4 призера 10 класс - победитель 3 призера |
Региональный | 10 класс – 1 призер 1 участник |
Российский | 10 класс - участник |
Молодежный чемпионат по английскому языку | Федеральный | 7 класс 3 место в муниципальном этапе |
Конкурс литературного перевода | Муниципальный | 7 класс - призер |
Игровой конкурс по английскому языку «Британский Бульдог» | Федеральный | 7класс - победитель муниципального этапа |
Всероссийский сеанс конференц связи ВКС Праздники Великобритании. Рождество. | Федеральный | 1 место в командном зачете, Конкурс исполнителей - победитель |
Межшкольный фестиваль по иностранному языку «Минута славы» учащихся 7-8. | Муниципальный | 7класс - участник |
Всероссийская олимпиада школьников английскому языку | ОУ | 8 класс – победитель, 7 призеров 11 класс - победитель 6 призеров | 2015-2016 |
| Муниципальный | 8 класс –8 призеров 11 класс – 7 призеров |
Региональный | 11 класс - призер |
Федеральный | 11 класс - призер |
Сибирская межрегиональная дистанционная олимпиада школьников по английскому языку | Федеральный | 2 место среди учащихся 7 – 8 классов |
победитель среди учащихся 9 – 11 классов |
Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» (сезон зима 2015-2016) по английскому языку | Федеральный | 1 победитель, 1 участник | 2015-2016 |
Международный дистанционный блиц-турнир по английскому языку “International Communications” | Международный | 11 класс 5 победителей , 1 призер-2 место 8класс – призер 2 место два призера – 3 место |
Муниципальный фонетический конкурс по английскому языку «Удивительный мир звуков» | Муниципальный | 8класс - призер |
Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» сезон | Федеральный | 11 класс - победитель, 8 класс - 2 призера 2 степени, 2 призера 3 степени |
Областной фонетический конкурс «Путешествие в страну звуков» | Региональный | 11класс - победитель |
Всероссийский конкурс сонетов У. Шекспира, приуроченный к 400 - летию со дня смерти поэта и драматурга | Федеральный | 11 класс – победитель |