Система работы с одарёнными детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.
Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми:
I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
Умение координировать свои действия с действиями родителей.
Умение консультировать родителей и учащихся.
Профессиональная зрелость.
Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
Эмоциональная стабильность.
Способность к самоанализу.
Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
1.Творческие способности
2. Познавательные способности и навыки
3. Особенности эмоциональной сферы
Реалистическая Я-концепция.
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
Чувство юмора.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
Внутренняя мотивация
Памятка
для педагогов СОШ №14
На тему:
Работа с одаренными детьми
Психолог СОШ №14