СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Просмотр содержимого документа
«Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы»

«Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют нас: реклама, информация по радио, доклад на собрании, заявление о приеме на работу, сообщение, отправленное по телефону или через Интернет… И это не говоря уже о широком, семиотическом понимании этого термина, когда текстом считается танец, и система дорожных знаков, и чек из продовольственного магазина». Так начинает свою книгу Л.С.Степанова «Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы»

Что же такое текст? Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним в школе? Какие проблемы в области владения языком можно решить с помощью анализа текста? Эти вопросы для учителей, работающих в современных реалиях, ясны и понятны.

Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, литературоведения, истории и других. Чтобы постичь текст в его целом, ученику порой необходимы знания и из области теории литературы, и из истории языка, и из этнографии. Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственные мнения, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. И долг учителя-словесника – организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурную компетентную личность.

  1. Текст. Его основные свойства.

Термин «текст» пришел в русский язык в 18 веке из немецкого, но восходит он к латинскому, что значит «ткань, связь, соединение, слог, стиль.

В толковых современных словарях можно найти разные трактовки значения слова «текст». Наиболее широким является то, которое восходит к пониманию текста семиотикой – наукой о знаках и знаковых системах. Поэтому текстом можно назвать и художественное полотно, и скульптуру, и музыкальное произведение, и математическую таблицу: они все по-своему отражают в своеобразных знаках действительность.

В лингвистике слово «текст» - это «объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность». Текст в лингвистическом понимании – это коммуникативный вербальный акт письменной или устной речи.

Нас будут интересовать прежде всего характеристики письменной речи, так как ученики по большей части читают, то есть воспринимают письменные тексты, и пишут, то есть создают письменные тексты.

1.1Связность (когезия) текста – это категория, которая характеризует особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений, абзацев, сверхфразовых единиц и т.д. Она строится на основе лексико-грамматических возможностях языка. Известны следующие лингвистические средства связи: разнообразные повторы (полный лексический повтор, повтор форм одного и того же слова, повтор однокоренных слов), синонимы, антонимы, перифразы и др., а также лексико-грамматические, морфолого-синтаксические и синтаксические средства ( замена именных частей речи и именных словосочетаний местоимениями, категории лица, вида, времени глагола, использование союзов, частиц и пр. языковая связность порождается смысловой связью, движением мысли и информации внутри фраз, от абзаца к абзацу.

Актуальное членение предложения основано на делении высказывания на тему – данную, исходную информацию – и рему – новое в речевой ситуации. То, ради чего создается высказывание. Так в предложении «Пушкин – великий русский писатель» тема выражена подлежащим «Пушкин», а рема – составом сказуемого «великий русский писатель». Движение от темы к реме определяется мышлением человека идти от неизвестного к известному. Такое движение характерно не только на уровне предложений, но и на уровне текста. Мы постепенно вводим новую информацию в каждое последующее предложение, в то же время сохраняя в нем нечто данное, уже известное. Это движение называется тематической прогрессией. Это явление, конечно, сложное, но его можно наглядно представить на простых примерах.

Пушкин – великий русский писатель. Он преобразовал наш язык и развил литературу. Изящная словесность благодаря ему стала не просто фактом культуры, а фактом жизни всего народа.

Так новое в первом предложении превратилось в данное во втором, а новое в втором предложении – в данное в третьем.

Схематично представить такое движение информации в тексте можно следующим образом:

Т1 ----- Р1

Т2 (= Р1)------ Р2

Т3 (=Р2) --------- Р3

Мы видим, что перед нами определенный вид тематической прогрессии, который реализуется в цепной связи между предложениями текста. Великий русский писатель заменено личным местоимением он; литература – синонимичным словосочетанием изящная словесность.

Возьмем другой текст

Пушкин – великий русский писатель. Он преобразовал наш язык. Он развил и обогатил нашу литературу. Он стал первым истинно национальным поэтом, сумевшим выразить дух русского народа.

Данное в этих предложениях остается постоянным: Пушкин – он – он – он. Изменяется новое в каждом последующем.

Схематично это можно представить так:

Т---------------------- Р1

Т ----------------------Р2

Т-----------------------Р3

Т-----------------------Р4

Итак, перед нами текст с другим видом тематической прогрессии, который реализуется в параллельной связи между предложениями: тема постоянна и выражена именем существительным и заменяющим его повторяющимся личным местоимением.

Виды тематической прогрессии ( внутренней связи) обуславливают средства языковой ( внешней) связи единиц текста.

Таким образом, чтобы в должной мере понять внутренние, смысловые связи единиц текста, надо проанализировать их внешние, языковые связи. И наоборот, чтобы создать связное по смыслу высказывание, нужно найти соответствующие ему средства внешней, языковой связи единиц текста.

    1. Целостность текста.

В основе высказывания должно лежать некое смысловое единство, которое может быть передано через ключевые слова и сформулирована в идейно-тематическом плане.

В учебном пособии «Основы психолингвистики» авторы И.Н.Горелова и К.Ф.Седов так поясняют целостность текста. «Попробуем, к примеру, свести к 10-ти ключевым словам какой-нибудь значительный по объему текст, например, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

А)Раскольников. Нищета. Теория. Убийство. Расследование. Психология. Совесть. Наказание. Вера. Возрождение.

Б) раскольников. Идея. Старуха. Топор. Преступление. Порфирий Петрович. Соня. Сомнения. Муки. Вера.

А теперь другое задание: свести содержание романа к одному предложению ( не превышающему 10 слов).

А) Из-за идеи Раскольников убивает старуху, проходит через муки и раскаяние к вере и очищению.

Б) Герой исходя из своей теории совершает преступление, но, раскаявшись, несет наказание и возрождается к новой жизни.

Так ключевыми словами можно считать такие слова, которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста и сжато представляют тема-ремантическое движение данного текста. Но подобная работа в школе возможна лишь как заключительная, на этапе обобщения. В учебных целях удобнее пользоваться небольшими по объему текстами, поэтому в качестве таковых текстов ученики имеют дело с анализом глав, эпизодов, стихотворений… Здесь требуется не только определить ключевые слова как некую объективную тематическую прогрессию, но и распознавать субъективный ряд.

Какими же критериями пользоваться в этом случае для нахождения ключевых слов?

Ключевыми словами мы считаем как понятийно-логические ( объективные), так и оценочные, экспрессивные ( субъективные).

Объективные ключевые слова связаны с номинацией основных образов, объектов ( предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-ремантическое движение объективной информации в тексте. Такие ключевые слова помогают более точно определить тему текста.

Субъективные ключевые слова выражают авторскую оценку. Следовательно, они могут в наибольшей степени помочь понять авторскую позицию, идею текста.

    1. Анализ текста. Выделить объективные и субъективные ключевые слова, доказать целостность текста. Отрывок из текста Ю.М.Нагибина «Москвич Пушкин».

И все же пришло время, когда Москва вернула себе великого уроженца. Она не отняла его у Петербурга – да это и невозможно, - но разделила с ним честь считаться городом Пушкина.

В 1880 году при огромном стечении народа произошло торжественное открытие памятника поэту на Тверском бульваре. До этого в Москве памятники ставились только коронованным особам и полководцам. Построен памятник был, как храм, на народные деньги. К этим торжествам Ф.М.Достоевский подготовил речь о Пушкине, которую и произнес на заседании Общества любителей российской словесности. Эта речь, раскрывшая национальный и общечеловеческий смысл неповторимого явления Пушкина, стала крупнейшим литературным, историческим и общественным событием .

- определите тему текста;

- выделите объективные слова;

- выделите субъективные ключевые слова;

- можно систематизировать их тематически.

Чтобы сформулировать тему текста, обращаем внимание на объективные ключевые слова, которые объединены следующим образом:

Время

Пространство

Образ

Объект

Событие

1880год

Москва

Пушкин

Памятник

Открытие



Следовательно, тема текста может быть сформулирована так: открытие памятника Пушкину в Москве в 1880 году.

Если проанализировать субъективную авторскую лексику, то выявим идею текста: открытие памятника Пушкину в Москве в 1880 году стало свидетельством всенародного признания поэта, его истинного величия. Это идейно-тематическое зерно текста и доказывает его целостность.

Итак, чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, надо научиться точно определять в нем ключевые слова. И наоборот, чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова