Система заданий и упражнений для совершенствования навыка чтения учащихся 3 класса.
В работе по обучению технике чтения мы учитывали взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания; чтения и понимания.
Помимо совершенствования чтения в процессе анализа произведения (работы с текстом), мы сочли необходимым отобрать группы упражнений, оказывающих воздействие на основные параметры чтения. Сочетание работы с текстом со специальными упражнениями дало возможность управлять процессом обучения чтению. Упражнения включались в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов, предложений.
Упражнения предлагались учащимся индивидуально с учётом того, какой параметр чтения у ученика слабо отработано произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Строились они в основном на материале читаемых произведений. Тексты упражнений записывались на карточках, читались с доски, произносились на память (скороговорки, чистоговорки).
Упражнения проводились индивидуально, коллективно, по группам. Занимали они на уроке 5-7 минут.
Таким образом, для обучения технике чтения были выделены следующие группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата: расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста, развитие догадки (антиципации) на различных уровнях; развитие скорости чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Предполагалось, что с их помощью у ученика должно быть четко отработано произношение всех гласных и согласных звуков и их сочетаний, литературное произношение, развито поле чтения и безошибочное восприятие слов, предложений при чтении вслух и молча, снижен интервал между восприятием и пониманием текста, а с этой целью развиты предугадывание последующих слов, предложений (антипация), смысловая догадка, внимание и память.
Мы стремились, чтобы целенаправленное обучение помогло учащимся быстрее овладеть всем необходимым кругом умений и навыков, сняло трудности чтения, а значит, повысило у ребёнка интерес к чтению. Процесс обучения строился с учётом специфики чтения и возрастных особенностей младшего школьника.
В процессе обучения, в том числе и при введении упражнений, мы использовали следующие приемы.
Прежде всего, совершенствованию чтения способствует, как известно, введение разных вариантов чтения. Для развития самостоятельности чтения и обучения пониманию прочитанного важно сразу, начиная с первого класса, включать ребёнка в самостоятельное чтение небольшого текста, а в третьем – четвёртом классе постепенно увеличивать дозу первичного самостоятельного чтения детей на уроке и дома.
Включались разные виды чтения – первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником, первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися, первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми «про себя», самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием. Для слабо читающих учащихся использовалось чтение с четким проговариванием слогов, применялось шепотное чтение, чтение для себя, выделялись посильные для индивидуального чтения части текста; хоровое и групповое, выборочное и комментированное чтение. Для регуляции темпа чтения использовалось отстукивание темпа.
Мы широко использовали выборочное чтение, предваряя его заданиями.
Выборочное чтение - это целенаправленное чтение, включающее чтение вслух, чтение шепотом или «про себя», «глазами» с целью отыскивания текста для ответа на вопрос. Выборочное чтение является и приемом обучения чтению, и средством обучения пониманию текста.
Учащиеся самостоятельно находили текст для ответа на вопрос учителя в любой части текста небольшого рассказа, сказки, стихотворения.
Разные приёмы чтения вводились в урок не только как простая техническая тренировка. Каждое перечитывание имело определённую смысловую задачу, которую ребёнку было посильно и интересно решать. Обучение навыку чтения мы вели параллельно с работой над текстом произведения.
Для развития чёткости произношения мы использовали упражнения, развивающие речевой аппарат.
Развитие чёткого произношения осуществлялось введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении строфы, абзаца.
Кроме чистоговорок и скороговорок, с целью выработки правильного произношения привлекались пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.
Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами мы включали отработку сочетаний гласных и согласных. Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата. После отработки произношения гласных мы включали сочетания гласных и согласных.
Практически разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Затем гласные и согласные читались в словах, предложениях. Текст брался из читаемых произведений, учащиеся собирали чистоговорки, скороговорки, слова с трудными случаями произношения (см. Приложение ).
2) Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям как предпосылка правильного чтения.
С этой целью давались для чтения на определённое время слова и словосочетания. Для упражнений использовались разные части речи. Ошибки предупреждались рядом упражнений. Например, если дети встретятся в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано. Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры. Ошибочно прочитано может быть непонятное слово. В таких случаях до чтения его значение пояснялось учителем.
Практиковалось целенаправленное установочное чтение, например, для тренировок в правильности чтения мы использовали приём взаимопроверки: ученик читает текст из одного – двух абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца.
Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своём списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя имеется картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.
Для того чтобы воспитать внимание к слову, мы рассматривали слова не только на доске и читали их. Но и выносили на карточки. С помощью карточек мы давали для восприятия слова на время, чтобы учащиеся могли различить основные элементы слова и воссоздать его по памяти или записать в тетрадь.
Предлагались слова и связный текст для безошибочного восприятия разными группами учащихся индивидуально: на большее время - медленно читающим, на меньшее время – быстро читающим (текст показывался на счёт «раз», «два», «три», затем на счёт «раз», «два» и наконец, на счёт «раз»); учащиеся его прочитывали глазами, затем произносили вслух. Если этот текст был из рассказа, который читался на данном уроке, то упражнения проводились перед его чтением.
3) Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
Это чтение различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев, развивающие не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствующие расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшению памяти, внимания. Сначала давали слова не сложные: слово, состоящее из двух слогов, затем из трёх, постепенно доводили восприятие до 15-ти знаков. Учащиеся упражнялись в восприятии за короткое время (0,5 сек) сначала трёх-четырёх слов, затем так называемой «пирамидки»
Зере 1 уровень-4 слова.
Абай 2 уровень-6 слов.
Улжан 3 уровень- 7-8 слов.
Назидания
Рассказчица
Сокровищница
Благословение (М. Ауэзов.Путь Абая.)
Долине
Вздымали
Несчастный
Опустошали
Пристанища
Захватчики
Неслыханное (Е. Елубаев Легенда о ласточке.)
Невод Кичка
Старче Бояре
Откуп Терем
Сварливая Белены
Человечьим Парчовая
Простофиля Тесовыми
Государыня Светелкой
Разбранила Владычицей
(А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке)
Помимо развития поля чтения, зрительного восприятия слов, проводились упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Упражнения проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.
4) Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.
Мы уделили особое внимание обучению чтению молча. Рассмотрим основные упражнения.
В целях чёткого разграничения детьми молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводилось упражнение «Губы».
К платно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «губы» подавалась всё реже и, наконец, отменялась совсем.
Для развития языковой догадки (антипационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов вводилось упражнение «Угадай». Оно усваивалось в нескольких последовательных вариантах: а) Учитель раздавал карточки с предложениями, в которых не было окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждал детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания. – Мы с папой сегод.. пош.. в ки..
б) Предлагались на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова, которые лишены окончания. Дети прочитывали про себя текст, старались понять его содержание. Проверка правильности антипации проводилась после чтения.
Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию предлагалось упражнение «Финиш». Учитель называл (по учебнику) или раздавал карточки с текстом для молчаливого чтения. Затем ставилась задача читать текст до нахождения ответа на определённый вопрос, описание мысли (сформулированной теми же словами, что и в тексте, или другими).
Для расширения фиксационного поля до размеров слова средней длины (пять-шесть букв) предназначено упражнение «Фотоглаз». На доске были написаны столбцы четырёх-пяти шестибуквенных слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксировалось: 1,0; 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети считывали слова молча. Для контроля каждого десятка слов учитель спрашивал, было ли представлено такое-то слово. При этом названное им слово в данном десятке могло и отсутствовать.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) использовалось упражнение «Буксир». Учитель громко читал текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников (80-140 слов в минуту.) Дети читали тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучались изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух с учителем должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, заставляя их стремиться не отставать от учителя.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществлялась путём внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны были также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делал выборочную проверку.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости на основе возросшего фиксационного поля, развившейся антиципации и усовершенствованной умственной переработки содержания в процессе чтения молча предлагалось упражнение «Молния». Оно заключалось в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух.
Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществлялся по команде учителя «Молния»! и продолжался от 20 секунд (в начале) до двух минут (после освоения упражнения). Тренировки проводились по нескольку раз на каждом уроке чтения.
5) Упражнения на антипацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.
Задача заключалась в восстановлении возможных слов на основе заданных таблицей комбинации согласных. Соответствующие гласные обучаемые добавляли произвольно.
Предлагаемая таблица представляет собой квадрат размером 15х15 см, разделённый на 225 клеток, в каждую из которых вписана какая-либо согласная буква. Для облегчения целеуказания таблица снабжена координатной сеткой. Тренировка происходила в парах. Обучаемый, найдя заданную партнёром согласную, комбинирует её с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные.
Таблица комбинаций согласных букв.
А Б В
С Д Б Г Р Т Р С Р В К З Д Н Д Н Г Д З Б П Ж В Р В | Г Л Г М Л Л П Р З Н З Л М Т М Н С К Л П Г Д Р Ж Р | Б Х Р К Д Р Д М К Р Г Л Б К М Р Т Г З Б Ж С Ф Л М | 1 |
Ж Л В Л Г К Б Т Н С Ш К С Л Ж Т М Р З М П Н В Н Т | Л К С Д М П С К Р Д Т Д Н Ш Г Л М Н Т К Л М К П Г | Т З Д К Ж Л Б Р Л Б З Т Н Ж Р В Р С П Т Р М Т Р С | 2 |
З В Д Л П Ц Р Т М С П С П Л Б Н Ш Р С Н Б Р З М Ж | Щ К В Щ Л Г Л Н К Р З Р Г З М Г М Ф Л Т В Т Р Т М | З Р Ж Б Р Л Д К Р Т Н Б Л С Р З Р Л Ч С Н С П Р К | 3 |
6) Упражнения на антипации частей устойчивых словосочетаний.
Предлагается прикрыть листом бумаги первую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний. Если возникают сомнения, правильность проверяется по тексту правой стороны, которая открывается. Для упражнений в антипации даётся и связный текст, в котором пропущены слова (см. Приложение).
Как известно темп чтения младших школьников различен. Неравномерность развития скорости чтения, создавая дополнительные трудности в работе с классом, сигнализирует, что развитие навыка идёт стихийно. Приведём несколько видов упражнений, систематическое проведение которых поможет учителю устранить различие в темпе чтения учащихся.
а) Совместное и групповое чтение небольших отрывков текста. При совместном чтении учитель и ученики считают текст вслух вместе. Причём темп чтения задаёт учитель; в групповом чтении – хорошо читающий ученик. Тот и другой приём выравнивают темп чтения в классе. Принцип формирования групп следующий: в каждую группу входит не более трёх-четырёх человек с разным уровнем овладения навыком. Дети, читающие по слогам, попадая в группу беглочитающих, подтягиваются и значительно увеличивают темп чтения.
б) Чтение небольших отрывков в разных темпах. Эти упражнения дают возможность детям не только на слух различать многообразие темпов чтения, но и практически овладеть им. Обычно различают три темпа:
- замедленный, плавный, с протяжным произношением гласных (при таком темпе глаз читающего имеет возможность забегать несколько вперед и подготавливать чтение следующего слова),
- средний – норма чтения,
- быстрый – «скороговорочный», помогает быстрейшему синтезу слов, вследствие того, что время для восприятия каждого слова текста сокращено максимально. В ускоренном темпе можно читать отрывки, прочитанные первоначально в медленном темпе.
в) Чтение слов за определённое время. Учитель постоянно уменьшает время для восприятия предложенных слов или предлагает за один и тот же отрезок времени прочитать большее количество слов.
Все виды рассмотренных здесь упражнений проводятся на материале читаемого произведения. Они являются дополнением к тем видам работы с текстом, которые обычно проводит учитель на уроке.
В результате работы с текстом и введения перечисленных специальных упражнений у учащихся начальных классов формируется прочный навык чтения.
Чтобы объективно судить о прочности навыка чтения, его нужно систематически контролировать. Проверка техники чтения проводится по незнакомому тексту. Учащиеся проверяются индивидуально, вне класса. Остальные не слышат чтения и ответа товарища. Дети читают текст одну минуту, затем отвечают на вопросы, передают содержание прочитанного или объясняют значение слова, сочетание слов, формируют главную мысль.
При оценке чтения в конце учебного года учитель руководствуется требованиями программы, учитывая степень осознанности прочитанного, степень самостоятельности ответа, правильность, способ и темп чтения.