СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход как методологическая основа

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня задача общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «вооружить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход как методологическая основа»

Если действовать не будешь, Ни к чему ума палата. Шота Руставели  СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Если действовать не будешь,

Ни к чему ума палата.

Шота Руставели

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». Сегодня задача общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «вооружить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность».

Сегодня задача общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «вооружить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  • - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • - обеспечение преемственности образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Системно-деятельностный подход (1985 г.) Системный подход Деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов )

Системно-деятельностный

подход (1985 г.)

Системный подход

Деятельностный подход

(Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.)

(Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов )

Системно-деятельностный подход

развитие личности учащегося на основе освоения

универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих детское действие

Ради чего учить ?

Ценности

образования

Чему учить?

обновление

содержания

образования

Как учить?

Обновление

технологий

образования

Разработка системы нормативов и выбор объектов норимрования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.

Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” . (Слайд 6)

4

разработка стандарта общего образования осуществлена с учетом следующих положений (по А.Г.Асмолову):

1.Ключ к пониманию природы личности – не в самом индивиде, а в той системе целенаправленной деятельности, в которую он включается и внутри которой осуществляется его развитие и функционирование, его жизнь.

2. Разделенные совместные действия ребенка со взрослым и сверстниками порождают образ мира, обеспечивающий решение широкого круга жизненных задач.

3. На каждом этапе развития личности ребенка выделяется ведущая деятельность, определяющая индивидуальные особенности личности в конкретном возрасте.

4. Процесс социализации, осуществляемый посредством включения ребенка в систему целенаправленных деятельностей, приводит к усвоению исторически сформировавшихся социальных норм, ценностей, способностей и способов поведения человека.

5. Проектирование стандарта общего образования и определение структуры примерных образовательных программ с позиций системно-деятельностного подхода должно вестись с учетом четырех планов анализа целенаправленной деятельности, порождающей образ мира: мотивационно-ценностный, целевой, операциональный и ресурсный планы анализа.

6. В контексте системно-деятельностного подхода знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных учебных действий, т.к. они порождаются, применяются и сохраняются в процессе целенаправленной деятельности. Качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных целенаправленных действий.

7. В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.

8. Системно-деятельностный подход к образованию интегрирует в психолого-педагогической науке компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках.

    Системно-деятельностный подход служит основой реализации федеральных государственных стандартов общего образования    В соответствии с системно-деятельностным подходом должна измениться деятельность участников образовательного процесса. Если при традиционном («зуновском») подходе учитель транслирует информацию ученику, то при реализации системно-деятельностного подхода роль учителя заключается в организации деятельности учащихся в инновационной образовательной среде, а роль учащегося – в поиске, выборе, анализе, систематизации и презентации информации.

Системно-деятельностный подход служит основой реализации федеральных государственных стандартов общего образования

В соответствии с системно-деятельностным подходом должна измениться деятельность участников образовательного процесса. Если при традиционном («зуновском») подходе учитель транслирует информацию ученику, то при реализации системно-деятельностного подхода роль учителя заключается в организации деятельности учащихся в инновационной образовательной среде, а роль учащегося – в поиске, выборе, анализе, систематизации и презентации информации.

должны быть сформированы первичные навыки самостоятельного поиска знаний должны быть сформированы первичные навыки самостоятельного поиска знаний Выпускник начальной школы должны быть сформированы навыки самостоятельной навигаци по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач должны быть сформированы навыки самостоятельной навигаци по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач Выпускник средней школы должны быть сформированы навыки применения полученных знаний в учебной, проектной и исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне должны быть сформированы навыки применения полученных знаний в учебной, проектной и исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне Выпускник старшей школы
  • должны быть сформированы первичные навыки самостоятельного поиска знаний
  • должны быть сформированы первичные навыки самостоятельного поиска знаний

Выпускник начальной

школы

  • должны быть сформированы навыки самостоятельной навигаци по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач
  • должны быть сформированы навыки самостоятельной навигаци по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач

Выпускник средней

школы

  • должны быть сформированы навыки применения полученных знаний в учебной, проектной и исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне
  • должны быть сформированы навыки применения полученных знаний в учебной, проектной и исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне

Выпускник старшей

школы

Реализация системно-деятельностного подхода  должна обеспечивать постепенное формирование  «самости» обучающихся ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ АНАЛИЗ  САМОАНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЕ САМОПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬ САМОКОНТРОЛЬ ОЦЕНКА САМООЦЕНКА

Реализация системно-деятельностного подхода должна обеспечивать постепенное формирование «самости» обучающихся

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

АНАЛИЗ

САМОАНАЛИЗ

ПЛАНИРОВАНИЕ

САМОПЛАНИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ

САМООРГАНИЗАЦИЯ

КОНТРОЛЬ

САМОКОНТРОЛЬ

ОЦЕНКА

САМООЦЕНКА

самоменеджмент обучающихся как компетентность разрешения проблем аспект начальная школа Идентификация (определение) проблем  основная Целеполагание и планирование деятельности  видит заданную учителем проблемную ситуацию как новую, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия  определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи  обосновывает желаемую ситуацию; старшая школа - анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией; ставит задачи, адекватные заданной цели; определяет и формулирует проблему; школа указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели; - самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки  - указывает некоторые вероятные причины существования проблемы - проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования)  - ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы

самоменеджмент обучающихся как компетентность разрешения проблем

аспект

начальная школа

Идентификация (определение) проблем

основная

Целеполагание и планирование деятельности

видит заданную учителем проблемную ситуацию как новую, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия

определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи

обосновывает желаемую ситуацию;

старшая

школа

- анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией;

ставит задачи, адекватные заданной цели;

определяет и формулирует проблему;

школа

указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели;

- самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки

- указывает некоторые вероятные причины существования проблемы

- проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования)

- ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы

аспект начальная школа Применение технологий основная Планирование ресурсов  (способов деятельности)  корректно воспроизводит технологию по инструкции (действует по инструкции)  называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности  выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности  старшая школа применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план действий  школа планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи  проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи

аспект

начальная школа

Применение технологий

основная

Планирование ресурсов

(способов деятельности)

корректно воспроизводит технологию по инструкции (действует по инструкции)

называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности

выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности

старшая

школа

применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план действий

школа

планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи

аспект

начальная школа

Оценка деятельности

Оценка результата (продукта деятельности)

основная

выполняет по заданному алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности

Оценка собственного продвижения (рефлексия)

сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта. Делает вывод о соответствии полученного продукта замыслу;

самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль и оценку своей деятельности

старшая

школа

школа

- оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом

оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям

обоснованно предлагает или отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля

указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности

указывает причины успехов и неудач в деятельности. Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задач, и предлагает пути их преодоления или избегания в дальнейшей деятельности

предлагает способ убедиться достижении поставленной цели и показателей достижения цели

аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения и опыт) в других видах деятельности