СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно – деятельностный подход как основа развивающего обучения физике. (мастер-класс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать применение системно- деятельностного подхода на уроках физики при изучении нового материала. 

Просмотр содержимого документа
«Системно – деятельностный подход как основа развивающего обучения физике. (мастер-класс)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пустошенская основная школа»

С. Пустошь, Шуйский район Ивановская область.







Системно – деятельностный подход

как основа развивающего обучения физике.

(мастер-класс)











Канаичева Мария Викторовна,

учитель физики МОУ Пустошенская ОШ,

Шуйский район, Ивановская область



Тема : Системно – деятельностный подход как основа развивающего обучения физике.

Форма выступления: мастер-класс

Цель: вовлечь коллег в решение проблемы формирования УУД через обмен опытом по внедрению системно – деятельностного подхода

Задачи:

  • показать применение системно-деятельностного подхода при изучении нового материала на уроке физики.

  • создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов

Оборудование: футляр от компакт диска, карточки с рисунками, зеркальная книжка, карандаш, линейка, мультимедийный проектор, презентация.


Введение.

«Великая цель образования – не только знания,

но и прежде всего действия»

Н.И.Мирон


Актуальность данной темы непосредственно связана с переходом на ФГОС второго поколения. Данный мастер-класс раскрывает сущность системно-деятельностного подхода, лежащего в основе новых образовательных стандартов.

Мастер-класс может быть полезным, как начинающим учителям, так и учителям-практикам.

Системно – дятельностный подход нацеливает на развитие личности, на овладение системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе интенсивной учебной деятельности.

Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать.

Суть системно - деятельностного подхода в обучении физики состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих учащихся по созданию или применению отдельных элементов или системы физических знаний. Возможны два пути реализации системно – деятельностного подхода:

  1. проведение творческих уроков, на которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать и отрабатывать;

  2. введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся.

Реализацию системно-деятельностного подхода при проведении целого урока физики продемонстрирую на примере урока изучения нового материала в 8 классе.

Урок разработан с использованием системно- деятельностного подхода, поэтому упор делается на самостоятельную работу по усвоению знаний. По характеру познавательной деятельности применяются проблемные и поисковые методы, а по источнику информации – практические и наглядные. При изучении материала ребята экспериментально проверяют особенности изображения в плоском зеркале. Делают выводы.

Ход мастер – класса.

Учитель: Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас на мастер – класс в качестве активных его участников.

Давайте попробуем определить тему урока, для этого я предлагаю вам отгадать загадку:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеется тоже.

Слушатели: Зеркало

Учитель: О чем пойдет речь на уроке?

Слушатели: О Зеркалах.

Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о зеркале.

Тема урока: Плоское зеркало.

О зеркале говорится во многих литературных произведениях. В книге Льюис Керролл «Алиса в Зазеркалье», в сказке «Королевство кривых зеркал» зеркало служит границей между реальной жизнью и зазеркальем, где искажается действительность. В произведении «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» злая мачеха обращается к зеркалу: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»

А как вы думаете: правду ли говорят зеркала? Почему мы видим свое отражение в зеркале? (Выслушать ответы)

Чтобы ответить на эти вопросы я приглашаю вас в страну Зазеркалье.

К моменту изучения темы, восьмиклассники уже знают о том, что такое источник света, прямолинейное распространение света, отражение света и закон отражения света. Но они не знают, как получается отражение в зеркале.

Следующий этап урока актуализация знаний. Ребята вспоминают то, что они изучили на предыдущих уроках из раздела «Оптика», заполняется таблица.

Знаю

Хочу узнать

Узнали (заполняется в конце урока)

Источники света(искусственные, природные), прямолинейное распространение света, закон отражения света.

Как получается отражение в плоском зеркале.

Свойства плоского зеркала, как строить отражение точки в плоском зеркале.


Изучение нового материала.

I. Выполнение деятельности.

  1. Футляр от компакт диска расположить гранями под углом 900. С одной стороны (прозрачной) расположить карточку с рисунком, а с другой (темной) чистый лист бумаги. Смотрим на чистый лист сверху, отражения нет. Смотрим со светлой стороны (заглядываем за зеркало), видим отражение. Такое отражение называется мнимым (видим то, чего нет на самом деле).

  2. Обводим отражение. Убираем футляр, сравниваем рисунок и отражение, ищем, что общего между рисунком и его отражением. Чем отличаются отражение и предмет? Измеряем расстояние от зеркала до рисунка и от зеркала до отражения. Делаем вывод. Изображение в плоском зеркале:

  • Мнимое

  • Прямое

  • Равное по размерам предмету

  • Симметрично предмету

  • Расстояние от зеркала до предмета равно расстоянию от зеркала до изображения

II. Построение изображения точки в зеркале (учитель на доске, учащиеся в тетрадях). (Заполнить третий столбик таблицы)

III. Эксперимент. На листе картона расположите два зеркала под углом друг к другу. Получите в них изображение шахматной фигуры.

Сколько изображений получилось?

Повторите опыт и проверьте все зависимости угла, между зеркалами

(90о, 60 о, 45 о, 30 о) от числа изображений. Убедитесь, что изображение мнимое.

Угол между зеркалами

Число изображений в зеркале

900

3

600

5

450

7

300

11


N = - 1 формула для нахождения числа изображений в зеркале

Закрепление изученного материала. Составить кластер к понятию “Зеркальное отражение»


Рефлексия:

1) Я сегодня узнал, что....


2) Теперь я знаю, почему...


3) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?


Дом задание (по выбору учащихся): подготовить сообщение о зеркалах; изготовить прибор с использованием зеркала (калейдоскоп, перископ).

Заключение.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Таким образом, Стандарты нового поколения выделяют в образовании именно активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

Литература:

    1. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе

[Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/527236/.

2. «Проектирование современного урока физики на основе системно-деятельностного подхода» [Электронный ресурс] http://www.pandia.ru/text/78/190/56972.php.

3. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс] http://pedsovet.su/load/145-1-0-12354 



6