Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы как условие реализации ФГОС
Современная система образования потрясающе неэффективна. Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы - в то время, как мы должны учить их выращивать их собственные растения.
Джон Гарднер
Главная цель системно – деятельностного подхода:
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
Китайская мудрость гласит:
« Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, Я ДЕЛАЮ – Я УСВАИВАЮ» .
“ Для жизни, а не для школы учимся мы”. Сенека
Основной смысл деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Задача учителя заключается в обучении деятельности , то есть так организовать работу, чтобы ученики умели ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий в соответствии с целями. Научившись всем этим этапам достижения цели, будущие выпускники будут это применять на практике, несомненно, окажется подспорьем в различных жизненных ситуациях.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной.
Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять, принять, переработать, уметь применить содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Принципы деятельностного подхода
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Как реализовать системно-деятельностный подход на уроке?
Структура урока с применением деятельностного подхода
Мотивирование к учебной деятельности;
Актуализация знаний;
Проблемное объяснение нового знания;
Первичное закрепление во внешней речи;
Самостоятельная работу с самопроверкой (внутренняя речь);
Включение нового знания в систему знаний и повторение;
Рефлексия .
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее
собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен
затронуть все три пласта мотивации:
• «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
• «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового
знания;
• «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что
непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне
осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
• вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
• активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения
нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.
• при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Как подвести обучающихся к самостоятельной
деятельности?
Мотивация
Простор для развития творческой мысли — это уроки литературы. Здесь - всестороннее проявление всех творческих способностей ученика.
- Простор для развития творческой мысли — это уроки литературы. Здесь - всестороннее проявление всех творческих способностей ученика.
Например, изучая роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» ученики рассуждали, получилась бы семья у главных героев в сегодняшнем времени, искали плюсы и минусы свои и героев, писали письма Онегину и Татьяне, в котором оправдывали или, наоборот, осуждали их поступки.
Или при изучении рассказов А.П.Чехова готовили мини-проекты «Мой любимый рассказ», а после писали сочинение-рассуждение «Зачем нужны книги?»
Мотивация
Урок литературы в 5 классе. На доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказка - ложь?». Пятиклассники, анализируя, приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников, волшебные предметы, размышляют о победе добра над злом, высказывают разные точки зрения на этот счет, после чего ученики самостоятельно определяют цель урока, возвратившись к эпиграфу урока, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово - «намек». Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора – народа в сказке.
Создание проблемных ситуаций
На уроках русского языка можно выполнить логически-поисковые задания. Например, назвать лишнее слово из ряда: мышь, грач, помощь, рожь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово «грач», так как это существительное м.р., 2 скл, а остальные – существительные ж.р., 3 скл.
Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидят что принцип выделения лишнего слова может быть основан на орфограмме — Ь после шипящих, или же определят лишним слово «помощь», т.к. в этом слове два слога, а в остальных только один).
Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные вопросы:
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Инсерт ( чтение с пометами)
- Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
- «!» – Я это знал.
- «+» – Новое для меня.
- «-» – Вызывает сомнение.
- «?» – Вопрос.
Кластер
- Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Синквейн
- Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
- Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
- В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
- 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
- 2 строка – два прилагательных.
- 3 строка – три глагола.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Синквейн (пять строк)
Проанализировав, например, сказку В.Каверина «Легкие шаги», шестиклассники могут составить такой синквейн:
любовь
глубокая, восторженная
дарит, радует, окрыляет
заставляет мыслить и чувствовать сердцем
великая сила
Вопросы для рефлексии после этапа урока (самостоятельной работы)
- Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
- Что Вам в этом помогло?
- Какие трудности возникли?
Рефлексия деятельности (итог урока)
- Что для меня самым полезным было на уроке?
- Что для меня на уроке было самым интересным?
- Что на уроке для меня было трудным?
- На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
- Где можно применить полученные знания?
Заключение.
Процесс обучения — это всегда подвижный процесс, в котором много нового, интересного, познавательного. Это процесс узнавания, открытия, в котором всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное, как, собственно, и в жизни.
В предметной области изучения тоже несложно выстроить процесс познавания. А тем более в русском языке и литературе. Нужно только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут. И не упрощать. Облегчая учение, дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудности.