© 2017, Калачева Галина Евгеньевна 3853 126
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное образовательное учреждение средняя школа г.Сенгилея муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области имени Героя Советского Союза Н.Н.Вербина
Система подготовки учащихся 9-х классов к итоговой аттестации по географии в формате основного государственного экзамена.
Учитель географии:
Калачева Г.Е.
Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Сегодня, в связи с введением ОГЭ, перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ? Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика. Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ). Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.
Основными принципами, ведущими к успешной сдаче ОГЭ, можно считать следующие:
1. Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.
2. Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ОГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
3. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по- возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
4. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ОГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
5. За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ОГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену. Такова общая схема подготовки к ОГЭ.
Система действий учителя географии при подготовке выпускников. Системно-деятельностный подход в подготовке выпускников к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Мониторинг знаний учащихся – по графику школы и района.
Цель: анализ уровня компетентности обучающихся в вопросах географии.
.
Я расскажу как я веду подготовку учащихся к ОГЭ
Список учащихся 9А, Б, В класса,
подлежащих государственной итоговой аттестации
в формате ОГЭ по географии
в 2016-2017 учебном году
№ | ФИО учащегося | ||
1 | Архипов Сергей Иванович | ||
2 | Володина Карина Александровна | ||
3 | Валеева Вероника | ||
4 | Голубева Екатерина Сергеевна | ||
5 | Дергунов Никита Александрович | ||
6 | Долганова Дарья Александровна |
|
|
7 | Железнова Александра Денисовна | ||
8 | Зинкин Владимир Николаевич | ||
9 | Иванов Богдан. Сергеевич | ||
10 | Исаева Екатерина Николаевна | ||
11 | Кайкова Екатерина Алексеевна | ||
12 | Лялькин Данил | ||
13 | Мазур Влад | ||
14 | Малышева Ольга | ||
15 | Макеенков Александр Сергеевич | ||
16 | Суворова Ксения | ||
17 | Терехина Татьяна | ||
18 | Тарасова Дарья | ||
19 | Требушников Вячеслав Анатольевич | ||
20 | Ширяков Максим | ||
21 | Шевякова Анастасия Николаевна | ||
22 | Шихранов Павел Сергеевич | ||
23 | Штубов Дмитрий | ||
24 | Штубов Николай | ||
25 | Шарипов Тимур |
Аналитическая справка о подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ в 2016-2017 учебном году
В сентябре был составлен «План – график подготовки к ОГЭ учащихся 9 класса». Была проведена работа с педагогическим коллективом, индивидуальные консультации учащихся, информирование родителей по вопросам подготовки к ОГЭ. Подготовлен информационный стенд « ОГЭ 2017» (для учащихся и родителей). Проведена инструктивно-методическая работа с классными руководителями, родителями о целях и технологиях проведения ОГЭ. Проведены родительские собрание .Был составлен график проведения консультаций по подготовке к ОГЭ.
Учитель Калачева Г.Е.. по географии на первой неделе сентября провела диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволил выявить проблемы в разных областях. На основе данной работы учитель выявила учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь, помогло не только грамотно спланировать уроки, но и консультации с учащимися. Работа ведётся с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена. Работа с учащимися ведётся целенаправленно. Каждое задание из ОГЭ анализируется, дается необходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из реальной ОГЭ, чтобы закрепить тему.
Калачева Г.Е.на первых консультациях познакомила учащихся с формой проведения ГИА, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Показала справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке, какими Internet-ресурсами они могут воспользоваться.
У учителя создан банк КИМов. Они ознакомились со спецификой заданий ОГЭ и их формулировками. Они вселяют в детей уверенность: «Успешно осуществить подготовку к ОГЭ может каждый ученик. ОГЭ не так сложен, а во многом даже проще традиционного. Главное – добросовестно готовиться, и высокий балл на ОГЭ обеспечен».
Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В методическую копилку каждого учителя входят демоверсии ОГЭ за все годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, разработанные учителями школы тестовые задания по всем темам. В связи с тем, что определенную трудность для учащихся представляет заполнение бланков ОГЭ, то есть чисто техническая сторона итоговой аттестации, учитель регулярно проводят обучающие занятия, и все контрольные работы пишут на специальных бланках.
Постоянно в поле зрения находится успеваемость и посещаемость учащихся 9-х классов. С целью предупреждения неуспеваемости, пропусков учебных занятий без уважительной причины, проводились индивидуальные беседы с родителями и учениками. Следует отметить, что не все учащиеся систематически посещали учебные занятия в течение всего периода и консультации по предметам.
Высокий процент выполнения заданий | Средний процент выполнения заданий | Низкий процент выполнения заданий |
| ||
| Железнова А. | Архипов Сергей |
| ||
| Иванов Богдан | Володина Карина |
| ||
| Тарасова Д. | Голубева Екатерина |
| ||
| Малышева О. | Дергунов Никита |
| ||
| Валеева Вероника | Долганова Дарья |
| ||
| Кайкова Екатерина | Зинкин Владимир |
|
| |
|
| Исаева Екатерина |
| ||
|
| Лялькин Данил |
| ||
|
| Мазур Влад |
| ||
|
| Макеенков Александр |
| ||
|
| Суворова Ксения |
| ||
|
| Терехина Татьяна |
| ||
|
| Требушников Вячеслав |
| ||
|
| Ширяков Максим |
| ||
|
| Шевякова Анастасия |
| ||
|
| Шихранов Павел |
| ||
|
| Штубов Дмитрий |
| ||
|
| Штубов Николай |
| ||
|
| Шарипов Тимур |
|
Учащиеся с низким процентом качества знаний посещают консультации не систематически, материал не учат, на уроках пассивны и отвечают слабо.
Вся работа по подготовке проводится с учётом способностей учащихся, их фактических оценок и прогнозируемого результата.
Со всеми нарушителями проводится профилактическая работа. Налажено взаимодействие с классными руководителями и родителями.
Вывод: работа по подготовке к ГИА ведётся систематически в течение всего учебного года.
Учитель. географии ___________________Калачева Г.Е,________
План работы учителя
Калачевой Галины Евгеньевны
по подготовке учащихся 9А, Б, В класса
к ОГЭ
по географии
на 2016 - 2017 учебный год
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-го класса к прохождению итоговой аттестации.
Задача: формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
| Индивидуальная работа учителя с документацией |
|
1 | Изучение нормативно – правовой базы по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации. | Сентябрь |
2 | Ознакомление с контрольно-измерительными материалами по подготовке учащихся к ОГЭ (демоверсия, спецификация, кодификатор, изменения в КИМах по сравнению с предыдущим годом). | Сентябрь |
3 | Анализ результатов ОГЭ по географии, показанных выпускниками предыдущего года. | Сентябрь |
4 | Изучение методических рекомендаций.
| Октябрь |
5 | Накопление материалов по подготовке учащихся к ОГЭ. | В течение года |
6 | Знакомство с методическими и аналитическими материалами на сайте ФИПИ | В течение года |
7 | Составление плана работы с учащимися | Сентябрь |
8 | Выявление учащихся «группы риска» | Сентябрь
|
9 | Разработка памяток и рекомендаций для учащихся. | Ноябрь |
10 | Оформление стенда «Подготовка к ОГЭ» | В течение года |
11 | Проведение анализа диагностических работ учащихся. | В течение года |
12 | Составление индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся. | Январь, март |
| Работа с учащимися |
|
1 | Проведение консультационных занятий | Четверг 13.40-14.40 |
2 | Ознакомление обучающихся с особенностями заполнения бланков по географии. | В течение года |
3 | Отработка заполнения бланков | В течение года |
4 | Работа с типовыми тренировочными вариантами контрольно-измерительных материалов | В течение года |
5 | Организация индивидуальных занятий с учащимися «группы риска» | Четверг 13.30-14.30 |
6 | Проведение практических работ, тематического тестирования | В соответствии с рабочей программой |
7 | Рекомендации списка литературы по подготовке к ОГЭ, сетевых ресурсов | В течение года |
| Работа с родителями |
|
1 | Информирование родителей о результатах мониторинга и выполнения диагностических работ. | На родительских собраниях, 1 раз в четверть |
2 | Организация индивидуальных встреч с родителями. | По просьбе учителя |
3 | Ознакомление учащихся, родителей (лиц, их заменяющих) с нормативными документами по итоговой аттестации в форме ОГЭ. | Сентябрь |
| Работа с классным руководителем |
|
1 | Подготовка документов для формирования базы данных выпускников. | Сентябрь |
2 | Информирование о посещаемости учащимися консультаций по подготовке к итоговой аттестации. | В течения года |
3 | Проведение индивидуальных консультаций классного руководителя по вопросам, связанным с ОГЭ по географии | В течения года |
План работы учителя географии по подготовке учащихся 9 класса К ГИА в форме ОГЭ по географии В 2016-2017 учебном году
Сроки | Мероприятия по подготовке |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
План работы по подготовке к ОГЭ выпускников 9 классов по географии на 2016-2017 учебный год
Цель: создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.
Задачи:
Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
Обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации
№ | Содержание деятельности | Сроки |
| Знакомство учащихся с нормативными документами по проведению ГИА | В течение года |
| Оформление информационного стенда и папки об итоговой аттестации | Октябрь |
| Знакомство учащихся с кодификатором элементов содержания экзаменационной работы, спецификацией экзаменационной работы по географии. | Сентябрь |
| Знакомство с проектом демонстрационным вариантом экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы | Сентябрь |
| Пополнение банка контрольно-измерительных материалов | В течение года |
| Знакомство учащихся с правилами заполнения бланков для проведения ГИА | Ноябрь |
| Практикум по решению заданий с развернутым ответом. | Сентябрь - декабрь |
| Контрольный срез по тексту экзаменационной работы | Октябрь |
| Работа с учащимися в тетрадях по коррекции знаний, выявленных в ходе выполнения пробной работы. | Ноябрь-май |
| Составление плана коррекции. Корректировка плана. | Ноябрь-май |
| Тренировочные работы (тематические тесты) | Раз в месяц |
| Индивидуальные консультации с учащимися | По мере необходимости |
| Индивидуальные консультации с родителями | По заявкам родителей |
| Репетиционный экзамен по тестам 2016 года. | Март |
| Итоговая аттестация | Май - Июнь |
fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ЕГЭ, ОГЭ по всем предметам
edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
ege.edu.ru/ - Официальный портал Единого Государственного Экзамена, содержит общую информацию о ЕГЭ, ОГЭ экзаменационные материалы, нормативные документы.
gia.edu.ru/ — Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.
ege.ru - Сервер информационной поддержки «ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА» Базовые тесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников ОУ в ЕГЭ; кодификаторы элементов содержания по базовым школьным предметам, проверяемые на ЕГЭ; нормативные документы
reshuege.ru — образовательный портал для подготовки к ЕГЭ по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
reshuoge.ru - образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс.ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2017: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
live.mephist.ru/show/tests/ - Это система тестирования, разработанная МИФИ, где любой желающий может пройти тесты ЕГЭ (Единого государственного экзамена) по математике, физике, информатике и другим предметам. А еще здесь есть много разных тестов помимо вариантов ЕГЭ. И все их можно проходить совершенно бесплатно. Кроме того, здесь методом коллективного разума решаются задачи по математике из банка открытых задач (те, что будут в ЕГЭ в части В) После прохождения тестов и решения задач выстраивается рейтинг участников. Попробуй!
4ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 2017
examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
gotovkege.ru/ - Проект «Подготовка к ЕГЭ». ЕГЭ- тесты онлайн. Предлагается всем желающим пройти на сайте пробное тестирование по русскому языку, математике, истории, обществознанию, физике, географии, оценить уровень своих знаний и готовность к сдаче предстоящего единого государственного экзамена
alleng.ru/ - сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое
Работа с методическими рекомендациями ФИПИ |
1. Изучите содержание раздела "Основные типы заданий с развернутыми ответам в КИМ ЕГЭ по географии" в учебно-методических рекомендациях по географии. (Учебно_методические рекомендации.doc). Выполните привёденные в разделе задания. Используя "Рекомендации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом в ЕГЭ", проверьте правильность выполнения Вами заданий.
На занятиях по подготовке учащихся к ЕГЭ обсудите основные правила выполнения и оценки заданий такого типа.
Предложите учащимся тесты для самостоятельной работы:
1.Амбарцумова Э.М. ОГЭ-2015. География. Типовые экзаменационные варианты.pdf
2.Амбарцумова Э.М. География. Решение сложных задач.pdf
3.Баранов В.В. Типовые тестовые задания. География ЕГЭ 2015.pdf
4.Барабанов В.В. и др. География. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.pdf
Организация работы учащихся с Интернет-ресурсами |
2. Познакомься с Интернет-ресурсами для подготовки к ЕГЭ/ОГЭ:
а) Сайт "Решу ЕГЭ" География
б) Открытый банк заданий ЕГЭ. География
в) Открытый банк заданий ОГЭ. География
Воспользуйтесь данными ресурсами для организации самостоятельной подготовки учащихся к экзамену.
3. Провести с учащимися тестирование с использованием тренировочных демонстрационных версий ЕГЭ\ ОГЭ по географии разных лет с решениями
"Работа над ошибками" |
4. Познакомься с содержанием следующих методических рекомендаций:
* Методические рекомендации для учителей географии, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года.pdf.
* Методические рекомендации по проведению ГИА в форме ГВЭ
* Методические рекомендации по проведению ГИА (все предметы) в форме ГВЭ (письменная форма)
* Методические рекомендации по проведению ГИА (все предметы) в форме ГВЭ (устная форма)
Структура теста ОГЭ (ГИА) по географии
Все задания по географии можно разделить на 3 группы по сложности и форме приведения ответа на вопрос:
группа А – 17 заданий с выбором варианта ответа из предложенных;
группа В – 10 заданий с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр;
группа С – три задания с развернутым ответом, для ответа достаточно привести 1–2 предложения. Стоит обратить внимание на то, что вопросы расположены в тесте ОГЭ (ГИА) по географии не по возрастанию сложности, а по темам или сгруппированы вокруг небольших текстовых или графических материалов.
Перевод баллов ОГЭ в оценки. География 2017 год.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, за выполнение всей экзаменационной работы, - 32.
0—11 баллов — отметка «2»
12—19 баллов — отметка «3»
20—26 баллов — отметка «4»
27—32 балла — отметка «5»
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 24 баллам
Общие сведения ОГЭ (ГИА) по географии
Время проведения экзамена – 120 минут.
Разрешенные материалы – линейка, непрограммируемый калькулятор и географические атласы для 7, 8 и 9-х классов (любого издательства).
Минимальный балл (соответствует оценке «3») – 12.
Максимальный балл – 32.
Количество заданий – 30.
Примеры работы с Кимами
« Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например, страны – соседи 1 порядка) (№2).
На некоторые темы, например «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) я использую пошаговую инструкцию.
Задание: Найди все города, где действует циклон (антициклон)
Прохождение тёплого и холодного фронта. Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание. Задание: найди все города, в которых ожидается потепление (или похолодание).
«Топографическая карта» (№18,19,20)
1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.
2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.
В заданиях КИМ есть вопросы, которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно, потому что, некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках:
1. Координаты (например, определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№23,№5)
3.Циклоны, Антициклоны.
(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)
Времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках:
1. Координаты (например, определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№23,№5)
3.Циклоны, Антициклоны.
(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)
4. Рельеф, стихийные явления. (при изучении природы отдельных районов). (№14,№15,№4,№24)
5. Города – миллионеры (при изучении состава районов)(№16)
Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами, предлагаю инструкции-алгоритмы. Например,
Алгоритм решения типовых тестовых заданий ОГЭ
Тема «Население России»
№ | Задача | Карты | Алгоритм действий |
9 | Определение основных занятий населения | Народы России Природные зоны России
| 1.Какие условия необходимы для заданных занятий? 2. Определите район проживания народов 3. В какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия?
|
7 | Динамика показателей населения | Данные задания |
промежуток в соответствии с заданием 2.Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику, которого необходимо проследить. 3. Ответить на вопрос. |
8 | Вычисление показателей населения
(естественный и миграционный прирост, плотность населения | Данные задания | Вспомнить формулы вычислений: О пр = Е пр + М пр
Е пр = Р – С М пр = Им – Эм Плотность = Население/ S(площадь)
ВНИМАТЕЛЬНО выполнить подсчеты |
16 | Численность населения городов (города миллионеры) | Плотность населения России | Вспомнить список (11) городов-миллионеров |
Методика и алгоритм решения заданий типа ЕГЭ и ОГЭ по географии раздела «Население» Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ и ОГЭ разработаны для помощи учащимся в подготовке к экзамену по разделу «География населения». Основные цели и задачи этой работы – предоставить учащимся достоверную информацию о содержании базового теоретического материала данного раздела географической науки, рассмотреть примеры различных вариантов тестовых заданий ЕГЭ и ОГЭ по географии населения и дать подробные методические рекомендации по их выполнению. Рассматривая предложенные варианты, учащиеся должны научиться самостоятельно мыслить и выполнять аналогичные задания. Особенностью экзаменационной работы по географии является большая доля заданий, требующих не простого запоминания материала, изложенного в учебнике, а проверяющих способность применять полученные знания в новой ситуации. При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по географии учащимся рекомендуется использовать учебные пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Цель работы - определение алгоритмов и методики «пошагового» решения заданий ЕГЭ и ОГЭ по теме « География населения ». Ведь решение вопросов и заданий требует не только знания материала и умения практического их применения, но и умений логического мышления, отбора нужной информации, четко и лаконичного ответа на вопросы.
Методические рекомендации по подготовке к выполнению заданий по теме «Население».
Численность, воспроизводство населения мира; половой, возрастной и этнический состав населения; крупнейшие народы, языковые семьи и их географическое распространение; мировые религии; миграция населения; размещение и расселение населения мира; крупнейшие города и городские агломерации.
При изучении этих вопросов необходимо анализировать много статистических показателей, характеризующих численность и воспроизводство населения, его плотность, уровень урбанизации, возрастную структуру.
Невозможно удержать в памяти все статистические данные. Достаточно знать хотя бы первую десятку (по убыванию) крупнейших по численности стран мира и крупнейшую по числу жителей страну отдельного крупного региона; иметь общее представление о тех регионах, где наибольшая и наименьшая плотность населения; знать, каково соотношение городского и сельского населения в развитых и развивающихся странах.
Многие явления и процессы в географии населения тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, соотношение доли детей и населения других возрастов в структуре населения страны или региона зависит непосредственно от показателей рождаемости, смертности, воспроизводства в целом. Чем выше показатель рождаемости, тем больше доля детей в возрастной структуре населения (характерно для развивающихся стран). Чем выше продолжительность жизни, зависящая от качества жизни (характерно для развитых стран), тем больше в возрастной структуре населения людей пожилого возраста, значит, показатель смертности на тысячу жителей ниже.
Основой для выполнения большинства заданий является знание пространственного размещения населения. Необходимо запомнить наиболее густозаселенные регионы мира. Или, зная, что главный фактор размещения населения - природные условия, можно сопоставить природные условия перечисленных в задании стран, территорий, с тем чтобы определить возможно больший показатель плотности населения, учитывая, что при одинаковой численности населения более густозаселенной является та страна, территория которой меньше.
Для определения различного состава населения: полового, возрастного, этнолингвистического, религиозного (9 класс). Следует обратить внимание на карты, внимательно изучать их легенды.
«Климат России и мира»
№ | Задача | Карты | Алгоритм действий |
10 | Чтение синоптической карты, определение зоны действия
атмосферных вихрей | Данные задания | 1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков. 2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление) 3. Найти города, расположенные в зоне их действия 4. В соответствии с условиями задания определить нужный город |
11 | Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды | Данные задания | 1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление) 2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения 3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта |
27 | Чтение климатограммы | Карта климатических поясов мира | 1. Определите по климатограмме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения. 2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа) 3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности) 4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ. |
Строение земной коры и процессы, происходящие в ней и в других оболочках Земли процессы, рельеф
№ | Задача | Карты | Алгоритм действий |
15 | Установление причинно-следственных
связей явлений | Карты строения земной коры (или другое) | 1. Внимательно прочтите текст к заданию 2. Определите явление, о котором идет речь, вспомните его причины и места распространения 3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании 4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты. 5. Постройте цепочку причинно-следственных связей ( строение лит.плит - тектоническую структуру – их внешнее проявление) |
16 | Определение районов распространения данного явления | Те же и политическая карта мира | 1.Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте Задания. 2. Найдите эти области на политической карте мира. 3. Выберите страну, которая расположена в этой области |
17 | Чтение рельефа по карте | Физическая карта | 1. Найдите города, указанные в задании 2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены 3. Запишите в черновике город- его высота 4. Расположите ответы в заданном заданием порядке |
«План местности»
№ | Задача | Алгоритм действий |
18 | Определение расстояний по плану | Найдите на карте заданные точки. С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см) Найдите именованный масштаб на плане В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км) Запишите полученный результат |
19 | Определение направлений по плану |
От точки отправления проведите луч - направление на север Соедините точки отправления и назначения Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева) |
20 | Умение читать план, определять и оценивать заданные условия | 1.Определите по условию задания предназначение участка 2.Составьте список необходимых условий ( особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д) 3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия. 3.Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его.
|
21 | Выбор профиля местности по отрезку плана | 1. Соедините точки отрезка на плане. 2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В 3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей. 4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите, как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная) Определите плавные и крутые склоны. 5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты 6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ. |
«Географические координаты»
|
|
| |||
---|---|---|---|---|---|
|
|
| |||
№ | Задача | ||||
17Алгоритм действий | Определение по географическим координатам
объекта |
нужное полушарие 2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть). 3. Найдите параллель, на которой лежит объект 4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России) 5. Найдите меридиан, на котором лежит объект 6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект. | |||
|
|
|
«Факторы размещения промышленного производства»
Задания 23 и 22
АО «Тульский комбайновый завод» - одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.
Задание 22 Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г.Тулы?
1) Европейского Севера
2) Урала
3) Центральной России
4) Северо-Запада России
Задание 23
Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
Задание 22 обычно затруднений не вызывает.
В данном случае, проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою версию ответа по атласу (с 2009 года на экзамене разрешается пользоваться атласами 7, 8, 9 классов).
Задание 23. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности. Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное объяснение – это главное в этом ответе. За правильное выполнение этого открытого задания ученик получает 2 балла.
Ошибки, допускаемые учащимися:
1) Перечисляются все факторы, которые знает ученик
2) Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа: На размещение влияет сырьевой фактор)
3) Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ.
Последовательность (алгоритм) действий,
Рекомендация учащимся при выполнении задания типа 23
1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»
2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)
3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)
4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.
5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.
Давайте посмотрим, как эта схема применима к заданию указанному выше. Итак:
1) Какую продукцию производит описываемое предприятие?
АО «Тульский комбайновый завод» производит сельскохозяйственную технику (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны)
2) Какие условия необходимы для выпуска этой продукции?
При изготовлении сельскохозяйственной техники требуется достаточно
много металла, следовательно, это производство материалоемкое.
3) Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)
Сельхоз техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие. |
4) Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств
При размещении материалоемкие производства будут ориентированы на предприятия выпускающие металл – металлургические комбинаты. Предприятия, выпускающие продукцию, перевозка которой обходится очень дорого, размещаются вблизи потребителя. В данном случае потребителем является сельское хозяйство.
Если знания факторов размещения промышленного производства вас подводят, то рекомендуем следующую таблицу Факторы размещения некоторых отраслей промышленного производства
ВНИМАНИЕ! Учащиеся нередко неправильно понимают выражение горное оборудование (горношахтное оборудование), подразумевая под этим оборудование для работы в горах и в ответах пишут, что данная отрасль получила развитие т.к. в этом районе есть горы. Горношахтное оборудование предназначено для добычи горных пород, т.е. полезных ископаемых, которые могут добываться не только в горных районах. Задания № 29 на тему «Земля – планета Солнечной системы» При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них: При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина – наклон Земной оси на 66,50 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики: 22 июня – день летнего солнцестояния – Солнце в зените (под углом 900) над северным тропиком (23,50 с.ш.), от северного полюса до северного полярного круга (66,50 с.ш.) – полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга (66,50ю.ш.)полярная ночь. Закономерность: продолжительность дня увеличивается от северного тропика до северного полярного круга и одновременно уменьшается до южного полярного круга 21 декабря – день зимнего солнцестояния – и все наоборот: Солнце в зените над южным тропиком, в северном полушарии – полярная ночь, а в южном – полярный день… . Бланк учёта посещаемости консультационных занятий по подготовке к ОГЭ по географии учащимися 9А, Б,В класса
График диагностических работ в формате ОГЭ по географии для учащихся 9А, Б, В класса
Результаты диагностических работ по географии учащихся 9А, Б, В класса
Индивидуальный образовательный маршрут Учащегося 9 класса __Исаевой Екатерины___________________ по географии Учитель: Калачева Г.Е. Успеваемость по предмету _2,8 балла______
Подпись учителя _____________ Калачева Г.Е. Ознакомлены: Подпись классного руководителя _______________ Жесткова Е.А.. Подпись родителей ___________ Маршрутная карта подготовки учащихся к ОГЭ по географии в 9 классе. Тема «Население России» Индивидуальный образовательный маршрут Учащегося 9 класса __ Штубова Д.___________________ по географии Учитель: Калачева Г.Е. Успеваемость по предмету _2,7 балла______
Подпись учителя _____________ Калачева Г.Е. Ознакомлены: Подпись классного руководителя _______________ Сурыгина Н.С. Подпись родителей ___________ Рекомендации выпускнику.
|
Ребята!
Хочу дать несколько советов тем, кто готовится сдавать экзамен.
У вас теперь есть варианты ГИА (ОГЭ). Это прекрасно!
Чтобы эти материалы вам помогли, с ними надо уметь грамотно работать.
ЗАДАЧА вашей работы - ЗАНИМАТЬСЯ В УСЛОВИЯХ МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЖЕННЫХ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ.
- Зачем это нужно?
- Чтобы на экзамене не растеряться, не испугаться, а работать спокойно.
Приведу аналогию.
Если вы человек неспортивный, и вечером в подворотне вам кто-то станет угрожать, то вы скорей всего почувствуете себя неуверенно, испугаетесь, станете паниковать.
Но если вы занимаетесь боевыми искусствами, и вас на тренировке три раза в неделю кидают сотни раз лицом о татами, то встреченный вами хулиган вас вряд ли испугает. Вы почувствуете, будто вы на тренировке, и будете действовать спокойно и уверенно.
То же самое с экзаменом - большое значение имеет тренированность
|
.
Поэтому ЗАНИМАЙТЕСЬ ТАК:
1) Сядьте за письменный стол, чтобы вам ничто не мешало;
2) Приготовьте ручку, черновик, географические атласы 6, 7, 8-9 классов;
3) Уберите телефон и выключите компьютер и плейер;
4) Засеките время;
5) СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА РАБОТЕ;
6) Начинайте решать.
У вас в запасе есть 120 минут. Но, если вы хорошо знаете материал, то вряд ли вы провозитесь больше часа. Возможно, вы решите всё за 40-50 минут.
Решив, - отдохните.
Затем проверьте себя и исправьте ошибки.
Выучите то, что было вам неизвестно.
ЗАНИМАЙТЕСЬ ЭТИМ ТРИ РАЗА В НЕДЕЛЮ - как посещали бы спортивные тренировки.
Это займёт у вас всего 3-4 часа в день. Если вы будете тренироваться трижды в неделю, это займёт 9-12 часов.
За месяц вы прорешаете все 14 вариантов!
А до зимних каникул успеете решить каждый вариант ДВАЖДЫ!
Поверьте - ВЫ БУДЕТЕ ЗНАТЬ ГЕОГРАФИЮ!!
Желаю успеха!
Атлас - это, по сути, УЗАКОНЕННАЯ ШПАРГАЛКА!
На самостоятельной, на контрольной, на экзамене - МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АТЛАСОМ!
И это прекрасно!!
Даже если вы НИЧЕГО не знаете, но у вас есть атлас - вы СМОЖЕТЕ сдать экзамен!
НО... при условии, что вы УМЕЕТЕ пользоваться атласом.
Увы, умеют пользоваться атласом не все:(
Но ещё есть время НАУЧИТЬСЯ!
1) КУПИТЕ атласы 6, 7, 8-9 классов!
Зачем так много? Дело в том, что они РАЗНЫЕ! И на экзамене вам пригодятся ВСЕ!
2) Когда у вас будут атласы, вы сможете их РАЗГЛЯДЫВАТЬ!
Да! Не пожалейте времени - полистайте, посмотрите, поразглядывайте внимательно, почитайте, - В АТЛАСАХ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ!
Зная, в каком месте атласа вы сможете НАЙТИ нужные вам материалы, вам не придётся это ЗАУЧИВАТЬ!
И это большой плюс!! Вот купили вы самый лучший атлас.
Вернее, несколько атласов - для 6, 7, 8 и 9 классов.
Вроде, всё отлично. Вы теперь "вооружены" и можете идти на экзамен.
Но дело в том, что атласы вас не спасут, если вы не будете регулярно по ним тренироваться.
Берём, например, такое простое экзаменационное задание - вам надо сказать, в каком из четырёх заданных городов солнце встаёт раньше, а в каком позже. Ну, вроде, совершенно простая штука - нашёл на карте города и сравнил. Особенно если карта у вас под рукой.
НО - даны вам, например, Омск, Владивосток, Вологда и Брянск. Если вы примерно ЗНАЕТЕ, ГДЕ искать эти города, то на решение этого задания вы потратите минуту или две - это нормально. А если вы НЕ ЗНАЕТЕ, ГДЕ их искать, то СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ У ВАС УЙДЁТ? Может, 5 минут, а может и 10. А, может, вообще не найдёте!
Поэтому РАБОТАЙТЕ С АТЛАСОМ!
Возьмите те экзаменационные варианты, которые выложены мной для вас и прорешайте их ВСЕ! НАЙДИТЕ В АТЛАСЕ все города, которые вас просят найКогда садитесь решать экзаменационные задания, то прочитав вопрос, сразу прикидывайте, в какой карте искать ответ.
В экзаменационной работе много заданий, которые решаются
С ПОМОЩЬЮ АТЛАСА!
Понимаете?
Не с помощью размышления и попыток вспомнить что-то этакое, а с помощью атласа!
Например, вас просят сравнить количество населения в четырёх городах.
Знаете вы это количество? Нет!
Будете сидеть и реветь? Нет!
Что будете делать? Смотреть в атлас!
Открываете атлас 8-9 классов и ищете В ОГЛАВЛЕНИИ карту, которая называется "Население".
Не надо искать карту, перелистывая атлас, - вы можете в экзаменационной спешке и нервотрёпке пропустить нужную вам страну. Ищите В ОГЛАВЛЕНИИ!
Нашли? Тогда ищете на ней требуемые города, СПИСЫВАЕТЕ данные и сравниваете их между собой!
Т.е., в этом задании не надо ЗНАТЬ что-то особенное,
А НАДО лишь
1) уметь найти нужную карту в атласе;
2) уметь найти требуемые города;
3) пользуясь условными знаками, списать данные о городах;
4) и сравнить эти данные между собой.
ВСЁ!
Если вы ПОНИМАЕТЕ, ЧТО вам нужно делать, то все эти операции займут у вас не более двух минут.! ЗАПОМНИТЕ, где они находятся! Это всерьёз облегчит вам жизнь на экзамене!
Обратите внимание на то что многие важные определения, знание которых необходимо при сдаче экзамена, находятся в учебнике 6-го класса.
В 6-м классе изучают НАЧАЛЬНЫЙ КУРС географии, поэтому там находится как раз то, без чего НАЧАТЬ - НЕВОЗМОЖНО!
Поэтому я советую вам параграф за параграфом перечитать учебник 6-го класса.
Его объём менее 200 страниц, но полезной информации там много.
Ещё один способ улучшить знания по географии.
Просто так сидеть и зубрить названия материков, рек, гор, стран, названия народов, - довольно скучно!
Советую ежедневно (или хоть через день) смотреть новости, а потом искать сведения о названных странах и местах - в Интернете и на карте.
Ну, например, говорили вчера в новостях про Францию.
Послушал - узнал о Франции что-то новое. Потом быстренько нашёл её на карте. Вспомнил название столицы этого государства. Нашёл географические координаты Парижа. УКРЕПИЛ ТАКИМ ОБРАЗОМ СВОИ ЗНАНИЯ.
Сказали в новостях про Украину - нашёл Украину. В той же Википедии (хотя там бывают ошибки) нашёл кой-какие сведения об Украине. Сколько людей там живёт? Как называется столица? С какими государствами граничит страна?
И так РЕГУЛЯРНО!
Рассказали в новостях что-то о какой-нибудь стране - ты и новости узнал, и определился, где страна находится и т.д.
ТАКОЙ ТРЕНИНГ РЕАЛЬНО ПОМОГАЕТ УЛУЧШИТЬ ЗНАНИЯ!
Помимо печатных материалов, подготовка к ГИА по географии 2017 года может осуществляться учащимися и их родителями с помощью открытого банка заданий на официальном сайте ФИПИ(htt
p://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).
Советы выпускникам по сдаче ЕГЭ и ОГЭ
ПАМЯТКА № 1
Подготовка к экзамену
Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.
Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2-х минут).
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.
ПАМЯТКА № 2
Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования.
Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь Вы будете сидеть на экзамене 3 часа.
Перед началом тестирования. В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!! От того, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов.
ПАМЯТКА № 3
Во время тестирования
Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.
Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!
ПАМЯТКА № 4
«Как готовиться к экзаменам»
Как подготовиться психологически
Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.Выполни два любых упражнения:
— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
—напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня
Раздели день на три части:
— готовься к экзаменам 8 часов в день;
— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Питание
Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Место для занятий
Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
ПАМЯТКА № 5
Как развивать мышление
1.Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.
ПАМЯТКА № 6
Некоторые закономерности запоминания
1.Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу
Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
1.Чередовать умственный и физический труд.
В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
Минимум телевизионных передач!
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ
Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!
Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!
Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
И еще! Ты можешь проверить свои знания о процедуре ЕГЭ и ГИА пройдя несложный тест.
Удачи тебе!
ПОМНИ:
— ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;
— ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.