СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по развитию речи и творческих способностей младших дошкольников посредством малых фольклорных форм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по развитию речи и творческих способностей младших дошкольников посредством малых фольклорных форм.»

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад  «Лесная сказка»

муниципального образования

«город Десногорск» Смоленской области




















Система работы по развитию речи и творческих способностей младших дошкольников посредством малых фольклорных форм.
















Разработала: Копосова И.П.,

воспитатель








Десногорск, 2016

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности : К.Д.Ушинский, Эльконин, Е.И.Тихеева,

«Пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад» К.Д.Ушинский.

Об одной из общих задач развития речи детей Е.И.Тихеева писала так: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания. … Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова».

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А.Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, и др. Теоретики-педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Практика ДОУ показала, что в наши дни наблюдается низкий уровень речевого развития. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, подражая разговорной речи окружающих, прежде всего речи родителей. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, забывают об этом и процесс развития речи идет сам по себе. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные Занятия по развитию речи отводятся на второй план.

Цель работы:

  • Повышения уровня развития речи, развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

  • определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития;

  • показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках;

  • сформировать у детей интерес к детскому фольклору;

  • обогатить словарный запас детей.


Были выделены 3 этапа работы:

  • На 1 этапе я выделила основные формы малого фольклора, отобрала произведения с учетом возрастных особенностей детей и календарным планированием, подготовила наглядный материал, способствующий освоению материала( предметы быта, игрушки, картинки)

  • На 2 этапе использовала подготовленный материал в организации деятельности детей.

  • На 3 этапе осуществлялась разработка картотеки и обобщение опыта.


Система работы по развитию речи посредством малых форм фольклора организовывалась в разных видах деятельности:

1.НОД

- выполнение упражнений на звукоподражание,

- дидактические игры,

- заучивание малых форм фольклора.

2.Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора я применяю их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

3. игровая деятельность;

4.самостоятельная деятельность детей в центрах развития.


Важную роль в развитии речи детей играет участие родителей.

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.

Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий:

-индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года;

-создание книжного уголка «Малых форм фольклора» по развитию речи при участии родителей;

- оформление стенда информации;

-проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей;

- участие родителей в праздничных утренниках, театрализованных представлениях, сценках.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.


Результатом моей работы явилось:

  • дети общаются не только со сверстниками, но и со взрослыми, активно подражая им;

  • проявляют интерес к потешкам, песням, рассматриванию картинок;

  • эмоционально откликаются на различные произведения литературы;

  • с большой охотой приходят в детский сад.

Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки, я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора, я использую  красочную наглядность ,музыкальные  игрушки, инструменты.




Сентябрь:

Дидактическая игра «Кто у нас хороший»

Образовательное событие «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки»

Развлечение ко Дню Здоровья «Большие ноги шли по дороге … »

НОД «Приди, котенька-коток»

НОД «Наши уточки с утра»

Потешки при кормлении:

«Кушай кашку, девочка»

«Вот обед уж подошёл»

«А у нас есть ложки»

«На моей тарелочке»

Потешки при водных процедурах:

«Ай,лады-лады-лады..»

«Водичка серебристая»

«Чистая водичка»

«Лейся,чистая водичка»

Потешки перед сном:

«Вот лежат в кроватке»

«Бай, бай, бай, бай»

«Спи, усни, детка»

«Ходит сон по лавочке»

Побуждение:

«Вместе с солнышком встаю..»

«Глазки открываются..»

«Вот и мой сладкий!»

«Ой, люшеньки-люшки!»

Прогулка:

«Завязала Катеньке»

«А сейчас пойдем гулять»

«Если хочешь прогуляться»

«В деревню Потеряево»

Родительское собрание

«Фольклор в вашей семье»


Октябрь:

Образовательное событие «Ах, ты моя девочка»

П/и «Скрип, скрип, скрипочок … »

И/у«Расти коса до пояса»

НОД (аппликация)«Петушок, петушок

Развлечение «В гостях у Солнышка»

Потешки при кормлении:

«Глубоко и мелко»

«Не хочу есть манную кашу!»

«Посадим на ложку»

«Гойда, гойда, люленьки»

Потешки при водных процедурах:

«Мылом, мылом чисто мойся»

«Кто не моет руки с мылом»

«Чистим ,чистим трубочиста»

«Каждый день я мою мыло»

Потешки перед сном:

«Байки-побайки»

«Баю-баю-баиньки»

«Ах, ты котик серенький»

«Реснички опускаются»

Побуждение:

«Вот проснулись»

«Хомка-хомка хомячок»

«Петушок-петушок»

«Котик серенький присел»

Прогулка:

«Завязала Катеньке»

«Если хочешь прогуляться»

«Тушки-тутушки,где твои ушки?

«Одеваем рёвушку»


Ноябрь:

И/у«Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды»

Беседа «Вот и люди спят»

Сюжетная игра «Пошел котик на Торжок … »

Развлечение «Сорока-сорока»

Потешки при кормлении:

«Ладушки-ладушки»

«Разложили кашку»

«Травка-муравка со сна поднялась»

«Петушок-петушок»

Потешки при водных процедурах:

«Катя умывается»

«Рыбонька»

«Моемся мы в тазике»

«Кошка моется»

Потешки перед сном:

«Спи подольше, милый»

«Чикичикичики-чок»

«Ходит сон у колыбели, баю-баю»

«Ай люлю, люлю, люлю»

Побуждение:

«Петушок-петушок»

«Ручки-ручки — потягушки»

«Смотрит солнышко в окошко»

«Утром я встаю»

Прогулка:

«Про дождик»

«Смотрит солнышко в окошко»

«Ты мороз,мороз,мороз»

«Валенки, валенки»

Декабрь:

Образовательное событие «Как у Маши маленькой … »

Д/и «Там котик усатый … »

НОД (лепка)«Елка, елка, елочка»

Образовательное событие педагог-дети-родители «Вот проснулся петушок»

Потешки при кормлении:

«Овощи мама в кастрюле варила»

«Каша вкусная дымится»

«Это – ложка. Это – чашка»

«Откуда появилась ложка?»

Потешки при водных процедурах:

«Мылом, мылом чисто мойся»

«Кто не моет руки с мылом»

«Чистим ,чистим трубочиста»

«Каждый день я мою мыло»

Потешки перед сном:

«Спи, усни,большой расти»

«Ай баень да баень»

«К Мите дрема пришла»

«Баю, баю, баю, бай,ты собачка не лай»

Побуждение:

«Солнышко встало»

«Потянушки-потягушки»

«Это кто же тут проснулся»

«Мы проснулись, мы проснулись»

Прогулка:

«Большие ноги шли по дороге»

«У нас Ванечка один»

«Как по улочке из переулочка»

«Мы с тобой пойдем гулять»


Январь:

Опытная деятельность «От водички, от водицы все улыбками искрится»

Беседа «Заинька походи … »

Беседа по ЗОЖ «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку»

Беседа по сюжетной картинке «Ай, качи, качи, качи … »

Потешки при кормлении:

«Утка утенка»

«Пышка, лепёшка»

«Наш Сережа непосед»

«Ой, люли, люли, люли»

Потешки при водных процедурах:

«Катя, умывайся»

«Искупаем малыша»

«Гуси-лебеди»

«Ежик»

Потешки перед сном:

«Баю-баю-байки,прилетели чайки»

«Вот лежат в кроватке розовые пятки»

«Ай, люленьки да люленьки»

«Паучок-паучок-паутиновый жучок

Побуждение:

«Вот проснулись»

«Ты мне ручки подай»

«Потягушечки»

«Потягунюшки, порастунюшки»

Прогулка:

«А сейчас пойдем гулять»

«В деревню Потеряево»

«Большие ноги шли по дороге»

«У нас Ванечка один»



Февраль:

Прогулка «Наша Катя маленька»

Наблюдение «Ночь прошла, темноту увела»

И/у«Чему, чему волосоньки … »

П/и «Я -Мороз -красный нос»


Потешки при кормлении:

«Я обед съедаю сам»

«Кастрюля-хитруля»

«Тили-час, тили-час

вот обед у нас сейчас»

«Люли, люли, люленьки»

Потешки при водных процедурах:

«Зайка»

«Чистые ладошки»

«Мы пойдем купаться»

Потешки перед сном:

«За окошком вечер»

«Отзвенел звоночек»

«Маленькие заиньки»

«Целый день играл Сережка»

Побуждение:

«А в глазки — глядунюшки»

«Утром бабочка проснулась»

«Поставлю на пятки»

«Здравствуй, солнышко»

Прогулка:

«Завязала Катеньке»

«Если хочешь прогуляться»

«Тушки-тутушки,где твои ушки?

«Одеваем рёвушку»



Март:

Опытная деятельность «Чистая водичка умоет Поле личико»

Беседа «В печи калачи как огонь горячи … »

Наблюдение«Солнышко, покажись … »

Потешки при кормлении:

«Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли»

«Ай, ту-ту, ай, ту-ту»

«Ванечка, Ванюша»

«У котенка в чашке

Было много кашки»

Потешки при водных процедурах:

«Катя, умывайся»

«Искупаем малыша»

«Гуси-лебеди»

«Ежик»

Потешки перед сном:

«Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки»

«Ходит Сказка по домам»

«Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки»

«Реснички опускаются»

Побуждение:

«Тяги, тяги, потягушеньки»

«Раз подскок!»

«Вот проснулись»

«Ты мне ручки подай»

Прогулка:

«Солнышко, солнышко»

«Тетка Агашка,сшей мне рубашку!»

«У нас в переулке сапожник живет»

«Вот они сапожки»




Апрель:

Ситуативный разговор «Разденьте меня, разуйте меня … »

Беседа «Травушка — муравушка со сна поднялась … »

Сюжетно-ролевая игра «Наварили каши»

Развлечение «Киса, кисонька, коток … »

Потешки при кормлении:

«Кто у нас любимый самый?»

«Пошёл котик по дорожке»

«Кушай кашку, девочка»

«Вот обед уж подошёл»

Потешки при водных процедурах:

«Катя умывается»

«Рыбонька»

«Гуси-лебеди»

«Ежик»

Потешки перед сном:

«Ах, ты котик серенький»

«Байки-побайки»

«Баю-баю-баиньки»

«Ах, ты котик серенький»

Побуждение:

«Вместе с солнышком встаю..»

«Глазки открываются..»

«Вот проснулись»

«Ты мне ручки подай»

Прогулка:

«Тушки-тутушки,где твои ушки?

«Одеваем рёвушку»

«Солнышко, солнышко»

«Тетка Агашка,сшей мне рубашку!»




Май:

И/у«Мыли мылом ручки … »

Д/и«Вот они сапожки … »

НОД«У котика в чашке было много кашки … »

Развлечение «Солнышко-ведрышко … »

Потешки при кормлении:

«А у нас есть ложки»

«На моей тарелочке»

«Тили-час, тили-час

вот обед у нас сейчас»

«Люли, люли, люленьки»

Потешки при водных процедурах:

«Катя, умывайся»

«Искупаем малыша»

«Моемся мы в тазике»

«Кошка моется»

Потешки перед сном:

«Вот лежат в кроватке»

«Бай, бай, бай, бай»

«Спи, усни, детка»

«Ходит сон по лавочке»

Побуждение:

«Вот и мой сладкий!»

«Ой, люшеньки-люшки!»

«Вот проснулись»

«Хомка-хомка хомячок»

Прогулка:

«Завязала Катеньке»

«Если хочешь прогуляться»

«Тушки-тутушки,где твои ушки?

«Одеваем рёвушку»




РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ


СОН

1.Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!


2.Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.


3.Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.


4.Ходит сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А Сониха - по другой-

Сарафанец голубой.

Они вместе идут,

Дрему Катеньке несут.


5.Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать.


6.Баю-баю-баиньки,

Купим детке валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет детонька ходить,

Будет валенки носить.


7.Ах, ты котик серенький,

Хвостик у тебя беленький,

Брысь, котик, не ходи!

Наших деток не буди.

8.Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают, засыпают...


КОРМЛЕНИЕ

1.Кушай кашку, девочка,

Девочка-припевочка,

Кушай кашку, подрастай,

Всем на радость вырастай!


2.Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.


3.А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не останется следа.


4.На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.


5.Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.


6.«Не хочу есть манную кашу!»

Кричала девочка Маша.

«Правильно» — думала каша,

Хорошая девочка Маша».


7.Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!




8.Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет - кашкою,

Другой - простоквашкою,

Третий скажет - молочком

И румяным пирожком.


9.Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Ну и каша!

Так в рот и просится!


10.Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик

Попробовал малость.

Чуточку съели

Лобик с макушкою,

Остальное ушки докушали!


11.Вот это – хорошая девочка.

Зовут эту девочку Маша.

А это её тарелочка.

А в этой тарелочке...

Нет, не каша

Нет, не каша

И не угадали:

Села Маша,

Съела кашу –

Всю,

Сколько дали!


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1.Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.


2.Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.


3.Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

«Водичка серебристая,

4.Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб всё вокруг сверкало»


5.Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

-Посмотрите, крошки,

-На свои ладошки.

-Ах, какие ладошки!

-Чистые ладошки!


6.В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.


7.Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.


8.Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей.


9.Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.


10.Из колодца курица

Принесла водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.


11.Кран, откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся!

Грязь, сдавайся!


12.Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!


13.Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.


14.Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.


15.Чистим чистим трубочиста

- чисто чисто, чисто чисто

Будет будет трубочист

чист чист чист чист.


16.Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Вот оно и не упало,

Мы не моем его сначала.

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.


17.Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.


18.В руки мыло мы возьмем,

И водичку мы польем,

Моем руки быстро, быстро, быстро.

Моем чисто, чисто, чисто!

А потом лицо умыли,

Глазки тоже мы промыли,

Полотенцем утирались,

На себя мы любовались!


19.Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.


20.Кран,Откройся!

Нос,

Умойся!

Глаз,

Купайся!

Грязь,

Сдавайся!


21.Начинаем наш урок.

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Таня будет очень рада!


22.Тёма, Тёма-малышок!

Ты садись-ка на горшок,

Не ходи угрюмый,

Посиди-подумай!

Как тебя зовут, дружок?

А меня зовут «Горшок»!


23.Я спасаю всех детей

От разных неприятностей.

Если будем мы дружить,

Будешь ты сухим ходить!


24.Ты гуляй, играй, читай,

Но про меня не забывай!

Посиди, не торопись,

Сделай, деточка, сюрприз!


25.Мы с тобой пойдем гулять

Будем прыгать и играть.

Что же ты забыл, дружок?

Сесть на Мишенькин горшок.

Молодец, теперь скорей

Побежали до дверей.


РАСЧЕСЫВАНИЕ

1.Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Взрослых, детка, слушайся.


2.Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.


3.Уж я косу заплету,

Уж я русу заплёту,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса —

Всему городу краса».


4.Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брагу

Целый день ходить лохматым.


5.Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший!

Ванечка пригожий.



ПРОГУЛКА


1.Таня варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету, пальчика, пропал,

В свой домишка не попал,

Таня варежку сняла

Поглядите-ка, нашла.

Ищешь, ищешь и найдешь! Здравствуй, пальчик!

Как живешь?


2.А сейчас пойдем гулять.

Будем с детками играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда.

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настенькин любимый.


3.Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки, калошки…

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и играть.

4.В деревню Потеряево

Пошли гулять колготки.

Пошли и потерялись там,

Ах, бедные сиротки!

Сидят они под кустиком,

Не плачут, а ревут!

Хозяюшку, хозяюшку,

Хозяюшку зовут.


5.Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!


6.Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.


7.Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Наша Танечка идет!

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ-топ!


8.Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша.

И для нас на ней растут

Пироги да каша!


ИГРОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


1.Кто тут плачет,

Ой-ей-ей!

Говорят, Андрюшка мой?

Нет, не плачет наш дружок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже -

Посмотрите!


2.Левушка? Не Левушка...

Ревушка? Не ревушка...

Так откуда «Уу-уу!!»

Раздается - не пойму.

Нету ревушек у нас,

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок.

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите в кулачок

Лева слезки прячет –

Больше он не плачет.



3.Насупилась, нахмурилась,

Ну вот! Совсем не Яна!

А может, в гости к нам пришла

Царевна Несмеяна?



5.А у нашего Петра

Настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-плачу,

Не помогут доктора!

Ну а если доктор - Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!





6.Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы совсем уже не плачем,

Все у нас в порядке.

или:

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы давным-давно не плачем,

Все у нас в порядке!




ПЕРЕД КОРМЛЕНИЕМ.

1.Курки спели

Курки спели,
Бобы поспели,
Пора запекать,
Оленьке (имя ребенка) давать.

2.Ладушки, ладушки

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.

3.Разложили кашку

Разложили кашку
Каждому в чашку.
Маленькому Яшке
Не хватило кашки.
Дайте Яшке кашки
Из маминой чашки!

4.Травка-муравка со сна поднялась

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Ребятки – за молоко.

5.Петушок-петушок

Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка

Шёлкова бородушка
Что ты рано встаёшь
Голосисто поешь,
Диме спать не даешь?

6.Эй, вечерняя звезда!

Эй, вечерняя звезда!
Поскорей лети сюда
И за стол со мной садись,
Нашей кашей угостись.
Кашкой
Толокняной
Из чашки
Деревянной!




ПОСЛЕ СНА.

1.Потянушки — потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!


2.Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!


3.Раным-рано поутру
Пастушок ТУ-РУ-РУ-РУ.
А коровки в лад ему
Затянули МУ МУ МУ.
Ты буренка ступай
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.


4.Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай-ка локоточек
Мама поцелует!
Просыпайся, доча! ( Славный мой сыночек!)
Как тебя люблю я!


5.Вот и мой сладкий
Проснулся в кроватке!
Дом тебя встречает,
Птички напевают,
Солнышко голубит,
А мама — просто любит!


6.Ой, люшеньки-люшки!
Нашему Илюшеньке-
Доброе утро.
Доброе утро!
Утро с шутками, прибаутками!


7.Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!


8.Хомка-хомка хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка рано встает,
Щечки моет, ушки трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.


9.Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся мой дружок,
Встань, моя дочурочка!


10.Ручки-ручки — потягушки
И ладошки — похлопушки.
Ножки-ножки — топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки —
Чмок!

11.Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки —
Очень рады солнышку. 12.Утром я встаю,
Песенку пою,
Печенку простую,
Вот такую:
Ля-ля-ля-ля!Солнышко встало,
Утро настало.
Давай, сынок,
Буди друзей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка