СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система упражнений по речевому развитию младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин.»

Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин.

Система упражнений по развитию речи младших школьников по развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства предопределяется структурой и содержанием учебной деятельности младших школьников. Упражнения объединены общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию учащихся. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевое высказывание.

По характеру учебных действий учащихся упражнения, используемые нами при работе с картинами, могут быть разделены на следующие виды:

- рассматривание картины с заданиями обнажить то или иное явление, изобразительное средство, в том числе тесно связанное с содержанием и композицией произведения изобразительного искусства;

-сопоставление тематически сходных произведений изобразительного искусства, сравнение эмоционально однородных или контрастных картин, соотнесение литературных, музыкальных и живописных произведений;

-беседа по картине и её анализ;

-работа по обогащению словарного запаса учащихся;

-восприятие, воспроизведение и переконструирование учащимися текста-образца, связанного с содержанием картины, историей её создания, жизнью и творчеством художника;

-создание сочинений, связанных с восприятием картины, на основе образца, моделей. Опорных компонентов, по заданному началу, середины или концу;

-написание и сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;

-упражнения комплексного характера.

Рассмотрим более подробно, какие виды упражнений могут быть включены в каждую из групп.

Первая группа упражнений предполагает формирование таких коммуникативно-речевых умений, как умение определять тему, основную мысль картины, наиболее яркие изобразительные средства, умение различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками. Сюда входят следующие упражнения:

1.Рассматривание картины без предварительной установки учителя.

2.Рассматривание картины под музыкальное сопровождение.

3.Мысленноевоспроизведение ранее рассмотренной картины.

4.«Вхождение» в картину.

5.Определение жанра картины.

6.Определение темы картины.

Вторая группа упражнений- это упражнения, направленные на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности. Их целью является развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусств, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений. Сюда целесообразно включить следующие упражнения:

1.Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения и картины.

2. Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения.

3.Сопоставление основной мысли картины с пословицами.

4.Сравнение картин близких по теме, что позволяет детям находить отличия в похожем.

5.Сопоставление образов, созданных одним

художником, но в разных катинах.

6.Пластическое воплощение детьми внешнего вида, действий, настроения героев литературного произведения, аналогичных героям картин.

Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять доступный младшим школьникам целостный анализ произведения изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств. Сюда могут входить следующие упражнения:

1.Объяснение названия картины учащимися.

2.Придумывание названия картины.

3.Сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или с тем. Под которым картина известна сейчас.

4.Выбор названия картины из нескольких заголовков, предложенных учителем.

5.Определение по заголовку содержания, темы картины.

6. Выделение и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа.

7.Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникающих под её воздействием, их сравнение.

8.Анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных произведениях изобразительного искусства.

9.Определение основной мысли картины на основе её целостного анализа. Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета и её реализации.

10.Определение изобразительных средств, помогающих созданию определённого настроения.

11.Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика и взаимодействия с другими героями картины.

12.Отнесение картины к какому-либо живописному жанру на основе её целостного анализа.

13.Анализ текса, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нём языковых средств, содержания и коммуникативной задачи.

14.Анализ структуры текста, созданного на основе картины.

Четвёртая группа упражнений предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Сюда входят следующие упражнения:

1.Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися.

2.работа с карточками контекстуальных синонимов.

3.Подбор синонимов, выражающих определённые оттенки значения или различающихся эмоционально-экспрессивной окраске.

4.Подбор слов по определённым микротемам.

5.Объяснение значений слов с помощью различных приёмов: определения, найденного в словаре, развёрнутого описания, включение слова в контекст, проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа, подбор синонимов и антонимов.

6.Выделение в предложении слов, употребляемых в неточном или не свойственном им значении, и их замена.

7.Работа со словарём настроений.

8.Работа с карточками, обозначающими черты характера.

9.Работа со словарём терминов и понятий изобразительного искусства.

Пятая группа упражнений- это упражнения по восприятию и воссозданию текстов, тематически связанных с содержанием картин или посвящённых жизни и творчеству художников. Сюда можно включить следующие упражнения:

1.Творческие диктанты, предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащимися.

2.Творческие диктанты с определённым изменением текста-образца.

3.Изложение на основе предварительного прогнозирования текста.

4.Различные виды пересказа.

5.Переконструирование текстов-образцов и др.

Шестая группа упражнений направлена на создание сочинений по картине на основе образца. В качестве элементов, позволяющих младшим школьникам в достаточной степени успешно конструировать собственные речевые высказывания, могут служить модели текстов, опорные компоненты, заданные фрагменты текста, точные рекомендации. Сюда входят следующие упражнения:

1.Написание сочинения-миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний, предложенных учителем.

2.Определение учащимися основных микротем картины, выявление последовательности расположения ключевых слов и словосочетаний, выражающих выделенные микротемы, и написание сочинения на основе полученных ключевых слов и словосочетаний.

3.работа над началом сочинения, составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению по заданной картине.

4.Прогнозирование возможного продолжения данного учителем начала сочинения, выбор лучших вариантов.

5.Написание сочинения на основе модели определённого типа текста.

6.Написание сочинения на основе модели речевого высказывания.

7.Работа над деформированными предложениями и текстом. Восстановление последовательности расположения частей.

8.Составление плана сочинения в нескольких вариантах.

9.Словесное рисование, т.е. воссоздание, описание образа, созданного писателем или художником.

10.Создание детьми рисунков на основе воспринятых литературных текстов.

Изобразительное или цветовое воплощение словесных текстов позволяет учащимся передать общее настроение произведения, отношение к описываемым событиям, те или иные черты характера героя.

Седьмая группа упражнений –это упражнения творческого характера, направленные на формирование у младших школьников всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины. В основном это упражнения, предполагающие написание различных сочинений. На основе картин могут быть созданы не только повествовательные речевые высказывания, но также описания и рассуждения, сочинения, посвящённые всей картине, и сочинения-миниатюры по одной из микротем картины. Таким образом, сюда могут входить следующие упражнения:

1.Сочинение по сюжетным картинкам.

2.Сочинениепо одной картине.

3.Описание героя картины, определение его характера на основе внешних признаков.

4.Описание места действия.

5.Сочинение от имени одного из героев картины.

6.Письмо от своего имени герою картины.

7.Сочинение на основе фотомонтажа.

8.Сочинение, где картина служит лишь одним из источников материала или где она является только толчком для создания письменных высказываний на основе собственных наблюдений.

Восьмая группа упражнений –упражнения, которые носят комплексный характер. К ним относится прежде всего работа с так называемым корреспондентским блокнотом, с помощью которого могут объединяться различные виды упражнений и который в зависимости от основной цели и этапа работы над картиной может быть использован для: а)накапливания материала о художнике и картине до урока, б)накапливание материала вовремя урока, в)использование собранного материала во время написания сочинения.

Предлагаемая система упражнений способствует развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства, позволяет выделить определённые этапы в овладении учащимися речевыми умениями. Среди них знакомство с определёнными речевыми и искуствоведческими понятиями и теоретическое знакомство с основными содержательными, композиционными, языковыми средствами различных речевых высказываний; овладение на основе этих высказываний необходимыми речевыми действиями; свободное использование приобретённых речевых умений в речевой практике при рассмотрении картины, её анализе, конструировании текстов, созданных на основе восприятия произведений изобразительного искусства, что позволяет младшим школьникам более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определённых мыслей, чувств, отношения к окружающему миру.