СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Учащиеся   на  данном уроке должны повторить и систематизировать то, что  узнали  о деепричастии, о его роли в речи; должны знать, какое место занимает деепричастие среди других частей речи. С какими частями речи и в чём оно сходно, чем отличается. Повторить сопутствующую орфографию и пунктуацию.

Просмотр содержимого документа
««Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».»

Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

1) учащиеся должны уметь распознавать деепричастие по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, определять его грамматические признаки,

2) конструировать предложения с деепричастием, деепричастным оборотом;

3)правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом;

4)правильно употреблять деепричастия в речи.


Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Сообщение целей урока:

- Сегодня на уроке мы должны повторить и систематизировать то, что узнали о деепричастии, о его роли в речи.

- Вы должны знать, какое место занимает деепричастие среди других частей речи. С какими частями речи и в чём оно сходно, чем отличается.

- Повторить сопутствующую орфографию и пунктуацию.

Запись на доске:

Знать:

Деепричастие.

Деепричастный оборот.

Деепричастия совершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида.



Уметь:

Распознавать деепричастия.

Отличать деепричастия от других частей речи.

Безошибочно писать деепричастия.

Правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

Расставлять знаки препинания. Употреблять деепричастия в речи.


II. Проверка домашнего задания.

- Из домашнего упражнения выполнить морфологический разбор 2 деепричастий. (2 ученика).

III. Актуализация знаний

Учитель: Закончите фразы. . (Вопросы появляются на интерактивной доске последовательно)

-Деепричастие отвечает на вопрос...

-Деепричастие образуется от... с помощью...

-Деепричастия имеют постоянный признак...

-В предложении деепричастия бывают...

-Деепричастия имеют ... признаки и ... признаки.

-От ... у деепричастий... .

-От ... у деепричастий... .

- Деепричастие с зависимым словом называется ... .

-...на письме выделяется ...

-Деепричастие обозначает ... действие.

-Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом и запятая ...

- Из частей слова у деепричастия отсутствует ... .


IV. Проверка записей домашнего задания.

Взаимопроверка, учащиеся обменялись тетрадями и проверяют записи товарища.

V.Тест. (Проецируется на доску)

1.Не пишется слитно.

а) не/зависев от причин;

б) не/оттаяв вовремя;

в) не/доехав до станции.

2.От какого глагола нельзя образовать деепричастие.

а) крыть;

б) лить;

в) жить;

г) плыть.

3.Найди деепричастия совершенного вида.

а) любя;

б) звеня;

в) кляня;

г) склоняя.

4. Укажите, в каких примерах деепричастие входит в состав фразеологического оборота:

а) положив документы в стол;

б) положив руку на пульт управления;

г) положив руку на сердце;

г) положив вещи в чемодан.

5. В каком слове неправильно поставлено ударение:

а) ржаве'я; б) че'рпая; в) балу'ясь.

VI. Игра «Я редактор».

Каждому ученику раздаётся листок с заданием.

Задание: Отредактируйте предложения из ученических работ, используя памятку из грамматического справочника. Обнаружив ошибку, прокомментируйте, какое правило нарушено.


Памятка.

1. Деепричастия без глагола-сказуемого в предложении не употребляется.

2.Деепричастие связано вопросом со сказуемым.

3. Глагол-сказуемое и деепричастие нельзя связывать с помощью союза и.











Гимнаст выполнив норму мастера спорта.

Вася вспомнив о забытом мяче и отправился за ним.

Воробей растопырив крылышки и сжался весь от страха.

Девочка раскрыв настежь окно.

Ваня поступив в школу и очень полюбил её.

Прочитав книгу «Дубровский» мною овладела жалость к Владимиру и Маше.

Затормозив у станции, я вышел из вагона.

Серёжа пообещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.

Подойдя к воротам, часовой остановил мальчика.

Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.

Давши котёнку молоко, девочка уложила его спать.

Сестра , не ожидав такой встречи, удивилась.

Учитель:

Ребята, посмотрите внимательно на два последних предложения, чем они отличаются от всех остальных в этом задании? (В данных предложениях ошибки связаны с образованием деепричастий).

Физкультминутка.

VII. Работа с текстом.(Текст на интерактивной доске)

─Спишите басню Эзопа (Вспомните, кто это такой и какие ещё басни вы читали), вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу деепричастия и деепричастные обороты.

─Графически объяснить (в тексте) знаки препинания.

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся схватил её и приготовился съесть.

Мышь умоляла отпустить её... что отплатит добром за своё спасение. Лев ...отпустил её. Но случилось так , что мышь и в самом деле отблагодарила льва... . Попался лев охотникам и они привязали его к дереву. А мышь ... тотчас прибежала перегрызла верёвку и освободила его... : «Тогда ты надо мной смеялся и не верил что я могу отплатить тебе добром. А теперь ты будешь знать что и мышь умеет быть благодарной».

Слова для справок: промолвив, умоляя, уверяя, сказав так, подождав, помедлив, подумав, уверяя, утверждая, спасши ему жизнь, заслышав его крики, услышав его призыв.


VIII. Индивидуальная работа для сильных учеников.(4 человека)

Индивидуальные карточки с комплексным заданием: вставить пропущенные буквы и знаки препинания; выполнить указанные виды разборов, определить тип речи и стиль текста.


IX. Подведение итогов урока.

-О чём мы говорили на уроке?

-Посмотрите на доску, где записаны наши цели урока, что должны знать и уметь. Оцените свои знания и умения по данной теме.

Ответьте на вопрос: готовы ли вы к выполнению контрольного теста на следующем уроке? Обозначьте вопросы и задания , вызвавшие затруднения.


X. Домашнее задание.

1) Тест из тетради на печатной основе № 15 (II вариант)

2) Контрольные вопросы.

3) По выбору: сочинение –миниатюра « Зимние забавы» с использованием деепричастий.