СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Системно-деятельностный подход это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

    В презентации рассматривается вопросы:

  • новые требования ФГОС к образовательному результату, 
  • использовние системно-деятельностного подхода на различных этапах уроках,
  • деятельностный подход в обучении физике,
  • использование проблемных ситуаций на уроках физики.

Просмотр содержимого документа
««Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса»»

Семинар учителей физики 09.01.18

Семинар учителей физики

09.01.18

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» Адольф Дистервег, XIX в. 09.01.18

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»

Адольф Дистервег, XIX в.

09.01.18

Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход –  это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. 09.01.18

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

09.01.18

ФГОС: изменение требований к образовательному результату   Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания); Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД; управление своей деятельностью, самостоятельность; речевая деятельность, навыки сотрудничества; работа с информацией; сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.); Личностные (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка; мотивация; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков и т.д.) 09.01.18

ФГОС: изменение требований к образовательному результату

  • Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания);
  • Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД; управление своей деятельностью, самостоятельность; речевая деятельность, навыки сотрудничества; работа с информацией; сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.);
  • Личностные (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка; мотивация; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков и т.д.)

09.01.18

Системно-деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 09.01.18

Системно-деятельностный подход обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

09.01.18

 Деятельностный подход на уроках можно осуществить через: Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях. Использование активных и интерактивных методик. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. 09.01.18

Деятельностный подход на уроках можно осуществить через:

  • Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.
  • Использование активных и интерактивных методик.
  • Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
  • Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

09.01.18

Учащиеся: работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации; критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; анализируют современные общественные явления и события; осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; выполняют творческие работы и исследовательские проекты. 09.01.18

Учащиеся:

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
  • критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
  • анализируют современные общественные явления и события;
  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

09.01.18

Требования к уроку

Объявление темы урока

Традиционный урок

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Урок современного типа

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Осуществление контроля

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Итог урока

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

09.01.18

Деятельностный подход в обучении физике 09.01.18

Деятельностный подход в обучении физике

09.01.18

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода являются технологии:   Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)  Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Технология деятельностного метода 09.01.18

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода являются технологии:

  • Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
  • Технология деятельностного метода

09.01.18

Мотивация Мотив «Познавательный» Мотив «Профессионально-жизненное самоопределение» 09.01.18

Мотивация

  • Мотив «Познавательный»
  • Мотив «Профессионально-жизненное самоопределение»

09.01.18

Использование проблемных ситуаций на уроках физики 09.01.18

Использование проблемных ситуаций на уроках физики

09.01.18

Проблемное обучение « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»  Бернард Шоу 09.01.18

Проблемное обучение

« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Бернард Шоу

09.01.18

При мотивации При объяснении нового материала При использовании физического эксперимента Домашнее исследование При проведении фронтальной лабораторной работы При использовании мысленного эксперимента Урок решения цепочки экспериментальных задач Урок – диспут Развивающие и творческие задания и задачи Урок решения задач с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием Рефлексия  09.01.18
  • При мотивации
  • При объяснении нового материала
  • При использовании физического эксперимента
  • Домашнее исследование
  • При проведении фронтальной лабораторной работы
  • При использовании мысленного эксперимента
  • Урок решения цепочки экспериментальных задач
  • Урок – диспут
  • Развивающие и творческие задания и задачи
  • Урок решения задач с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием
  • Рефлексия

09.01.18

Системно-деятельностный метод –  метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Основная цель, которая стоит перед учителем – научить детей самостоятельно добывать знания. 09.01.18
  • Системно-деятельностный метод – метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
  • Основная цель, которая стоит перед учителем – научить детей самостоятельно добывать знания.

09.01.18

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Лессинг, XVIII в. «Учитель, воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность». Ш. А. Амонашвили «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни». Японская пословица 09.01.18
  • «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Лессинг, XVIII в.

  • «Учитель, воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность».

Ш. А. Амонашвили

  • «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».

Японская пословица

09.01.18