.«Классификация игр по инициативе ребенка и взрослого»
Организация руководства воспитателем игровой деятельностью.
Воспитатель в процессе игры:
• создает условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре;
• побуждает детей к развёртыванию игры;
• в качестве непосредственных участников игры предлагает детям образцы различных игровых действий;
• соблюдает баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: сберегает время, предназначенное для игры, не подменяя её занятиями; обеспечивает плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам;
• обеспечивает баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.);
• создает условия в игре для развития общения между детьми;
• организует совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми: объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом; организует совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.)
• развивает способы игрового общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учётом роли партнёра);
• развивает у детей умение общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очерёдность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнёру, тактично улаживать конфликты и пр.);
• создает условия для развития творческой активности детей в игре;
• не регламентирует игру детей, избегает воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий, приёмов;
• предоставляет детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнёров, игрушек и пр.);
• поощряет детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.);
• стимулирует детей пользоваться предметами – заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование;
• способствует возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.п.);
• внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в неё по мере необходимости как равноправные партнёры;
• реализует индивидуальный подход в организации игры детей;
• организует игры с учётом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей, и т.п.);
• обращает особое внимание на «изолированных» детей (организует для них привлекательные игры, оказывает поддержку в игре, выдвигают их на центральные роли, и т.п.);
• способствует полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре;
• поддерживает индивидуальные интересы и возможности детей в игре;
• способствует развитию у детей разных видов игры;
• организует сюжетно-ролевую игру; игры с правилами;
• способствует возникновению режиссёрской игры; игры – драматизации;
• побуждает детей к играм – фантазиям (придумывание сказок и пр.);
• организует подвижные игры и спортивные игры;
• использует дидактические игры в преподавательском процессе;
• приобщает к играм разных народов;
• использует игровые приёмы в разных видах деятельности.
«Планирование разнообразных детских игр на неделю»
ДНИ НЕДЕЛИ | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЯ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | |
Понедельник | -Настольно-печатные игры -Дидактические игры: · Загадки (на закрепление изученной ранее темы) | Игры на развитие мелкой моторики: · Мозаика · Шнуровка · Игры с пересыпным материалом | |
Вторник | -Строительные игры: Крупный строительный материал | -Настольно-печатные игры -Дидактические игры | |
Среда | Игры с модульной мебелью- трансформером | -Прыжки через скакалку -Игры в экспериментальном уголке | |
Четверг | -Работа со строительным материалом (по схеме и без) -Работа со счетными палочками | -Составление из палочек рисунков; -Кубики «Сложи узор», «Уникуб» | |
Пятница | -Игры на развитие творческого воображения -Внесение новой дидактической игры (развивающей) | -Работа со строительным материалом (со схемой и без) -Работа со счетными палочками | |