«Птицы учатся летать»
Сюжетно-спортивная игра в 3 классе
Задачи. 1. Совершенствовать выполнение строевых команд; способствовать формированию правильной осанку; закрепить технику прыжков через скакалку; способствовать развитию гибкости, ловкости.
2. Воспитывать коллективизм и взаимовыручку, творческое отношение к игре, бережное отношение к природе, в частности к птицам.
Оборудование и инвентарь: скакалки, 2 гимнастические скамейки, гимнастическая стенка.
Место проведения: спортивный зал.
Вводная часть (15 мин.). Построение, рапорт, приветствие. Обратить внимание на равнение в шеренге, следить за осанкой. Сообщение задач урока: «Сегодня мы проводим урок-игру «Птицы учатся летать». Каких птиц вы знаете? (Ответы ребят.) А как передвигаются птицы? (Ответ ребят: «Птицы летают».) Покажите, как летают птицы? Дети произвольно разбегаются по площадке, имитируя полет птиц: руки в стороны, спина прямая, машут руками, кисти расслаблены.
По сигналу учителя дети образуют круг. «Этот круг — наше птичье гнездо. Маленькие неопытные птенчики - это вы. Птенцы еще не умеют летать. Им нужно как можно скорее этому научиться, чтобы выжить и спасти себя от врагов. Возьмемся за руки и попробуем». Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят вместе с учителем речитатив: «Еле-еле, еле-еле, разбежались, полетели, а потом-потом-потом все бегом-бегом-бегом. Тише! Тише! Не спешите! Наш полет остановите. Раз-два! Раз-два! Вот и кончилась игра!» Скорость движения постепенно нарастает, а затем постепенно замедляется. Игра проводится 2 раза.
Перестроение в шеренгу. «Не все у нас с вами еще получается. Чтобы стать сильными и крепкими птенцами, давайте потренируемся». Перестроение из колонны по одному в колонну по — три. Дети, получив скакалки, выполняют общеразвивающие упражнения. Следить за осанкой, четкостью выполнения упражнений.
I. И. п. - скакалка сложена вчетверо внизу перед туловищем, ноги на ширине плеч. 1 - скакалка на грудь, 2 - скакалка вверх, 3 - скакалка на грудь, 4 - и. п.
II. И. п. - ноги врозь, скакалка над головой. 1, 2, 3 - наклоны вперед, коснуться пола. 4 - и. п.
III. И. п. — ноги на ширине плеч, скакалка на уровне лопаток за спиной. 1 — поворот туловища влево, 2 - и.п., 3 - поворот туловища вправо, 4 - и. п.
IV. И. п. - ноги на ширине плеч, скакалка сзади внизу. 1, 2, 3 - наклоны вперед, руки вверх над головой, 4 - и.п.
V. И. п. - скакалка, внизу, ноги вместе. Вращение скакалки вперед с подскоком на обеих ногах через скакалку.
Основная часть (25 мин). «Даже сильным и крепким птицам очень трудно выжить в одиночку. Поэтому важно быть дружными. Следующая игра нам покажет, кто дружнее - воробьи (образуется тройка играющих), синицы (следующая тройка играющих), грачи или...» Дети дают название своей команде-тройке, называя птицу. У каждой тройки скакалка. Двое вращают скакалку, третий выполняет прыжки толчком двумя ногами до ошибки. После ошибки игрока заменяет другой ученик из тройки. Прыжки выполняют до 50 раз (в сумме). Прыжок выполняется с носка, скакалка касается пола. Расстояние между тройками 3 м.
Построение в одну колонну. «Кажется, из маленьких неопытных птенцов вы уже становитесь сильными, крепкими, дружными птицами. Самое время лететь. Но еще нужно научиться побеждать страх и преодолевать опасности». Дети друг за другом пробегают под вращающейся скакалкой, расставив руки в стороны так, чтобы скакалка их не задела. После этого поднимаются бегом по гимнастической скамейке, установленной под углом 30° к гимнастической стенке, спускаются на пол и возвращаются бегом в конец колонны. Спина прямая, руки прямые в стороны. Расстояние между игроками 3 м.
Перестроение в две шеренги. «Очень важным качеством для птицы является быстрота. Кто же быстрее и шустрее? Воробьи или вороны?» Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Одна команда - воробьи, другая - вороны. У каждой команды на своей стороне площадки кормушка. Услышав неожиданно сказанное слово: «Во-ро-бьи» (или «Во-ро-ны»), команда быстро убегает к своей кормушке, а другая ее догоняет. Затем все встают на прежние места, и подсчитывается число пойманных игроков. Выигрывает команда, которая поймает больше соперников. Игра повторяется 5-6 раз. Команды убегают и догоняют не по очереди, а по вызову, всегда неожиданному.
Заключительная часть (5 мин.). Построение в шеренгу. «А знаете ли вы, кто (и что) еще летает, кроме птиц? Давайте проверим ваши знания». Учитель проводит игру «Летает - не летает». Если учитель называет летающий объект (насекомое, птицу, самолет и др.), дети поднимают руки вверх. Если учитель называет нелетающий объект, дети принимают положение упора присев. Ошибающиеся делают шаг вперед, но продолжают играть. Обязательно делать паузу между перечислениями. Следить за четкостью выполнения.
Подведение итогов игры. Отметить успехи и указать на недостатки. Домашнее задание: продолжать учиться прыгать через скакалку. Сделать кормушки для птиц.