СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка и музыка встречаются вместе. П.И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное занятие в 1 классе по  предметным областям: литературное чтение и развитие речи, музыка, технология с использованием набора LEGO Education «Построй свою историю»

Просмотр содержимого документа
«Сказка и музыка встречаются вместе. П.И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»»

Тема:Сказка и музыка встречаются вместе. П.И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»

Интегрированное занятие в 1 классе по предметным областям: литературное чтение и развитие речи, музыка, технология с использованием набора LEGO Education «Построй свою историю»

Цели: 1. Знакомство с творчеством одного из величайших русских композиторов – П.И. Чайковского и его балетом «Спящая красавица». Выявление связи литературы и музыки, как единства культуры: сказка Ш. Перро и балет П.И. Чайковского.

2. Формирование метапредметных универсальных действий у детей младшего школьного возраста средствами образовательного конструктора LEGO Education «Построй свою историю»:

  • личностных – восприятие и присвоение общекультурных ценностей в литературе и музыке;

  • познавательных–умение воспринимать и использовать предлагаемую информацию для осуществления коллективного творческого проекта,

  • регулятивных – развитие умения планировать и выполнять задуманное при построении своей истории с помощью конструктора, рефлексировать свои действия;

  • коммуникативных – развитие умения включаться в учебный диалог, строить общение в группе при выполнении творческого проекта с использованием лего-конструктора.

3. Развитие читательской компетенции, речевых навыков при составлении пересказа, умения слушать и чувствовать музыку.


Форма организации деятельности: групповая


Оборудование:

  1. Компьютер и медиопроектор.

  2. Презентация для сопровождения занятия.

  3. Тексты для чтения детям.

  4. Карточки-помощницы для организации групповой работы.

  5. Наборы LEGO Education «Построй свою историю» для каждой группы.


Ход занятия:


1. Введение в проблему.Постановка темы. (Проблемный диалог)

Звучит вальс из балета Чайковского (Презетация. Слайд 2)

Педагог: - Кто узнал эту музыку? О ком мы сегодня будем говорить?

- В апреле этого года исполняется 175 лет с рождения великого русского композитора П.И. Чайковского (родился 25 апреля 1840 г.). О его творчестве мы сегодня и поведём разговор.

- А какие произведения этого знаменитого композитора вы можете назвать?

- Если не можете – не беда. Значит, сегодня вы и начнёте знакомство с его музыкой. А поможет нам в этом великий французский сказочник (Презетация. Слайд 3). Кто узнал его? Шарль Перро жил намного раньше Петра Ильича Чайковского (родился 12 января 1628 г.). Он написал множество детских сказок, которые знают все от мала до велика. Об одной из них и пойдёт разговор на нашем уроке.

Загадка:

- Эта сказка не нова,

В ней принцесса всё спала,

Феи злобной в том вина

И укол веретена.

- Что же это за сказка?

- Конечно же, это сказка «Спящая красавица», которую мы недавно слушали на уроке литературного слушания.

- Но при чём же здесь Пётр Ильич Чайковский? – спросите вы. Ведь он сказок не писал! Он ведь создавал музыку! Посмотрите на этот слайд (Презетация. Слайд1) и, я уверена, вы найдёте ответ на этот вопрос сами.

- Конечно, П.И. Чайковский написал музыку к балету по сказке Ш. Перро «Спящая красавица». Вот так сказка и музыка встретились вместе, а сотворил это чудо наш великий композитор.

- Значит, о чём сегодня наш разговор? А что такое балет?

2. Знакомство с сюжетом балета-сказки. Слушание музыки из сцен балета.

- Давайте последим за сюжетом балета-сказки Чайковского. Может, вы заметите какую-то разницу со сказкой Ш. Перро? Ваша задача: запомнить имена персонажей балета и последовательность событий.

- Читать сопровождение к кадрам балета будут ваши одноклассники.Тексты для чтения разложены у вас на столах.

( Демонстрируется презентация в сопровождении чтения учащихся)

( Слайд 4-5) - В королевском дворце даётся бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы.

На бал приглашены волшебницы - добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой, самой умной из всех принцесс.



( Слайд 6) Вдруг раздаётся шум - появляется злая фея Карабос в колеснице, запряжённой шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что ее не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда же уснёт навеки. Король, королева и гости были в ужасе и страхе от этих слов. Но доброй фее Сирени удалось смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснёт не навсегда. Ее может спасти принц, который полюбит ее и разбудит своим поцелуем.

(Слайд 7)Король издал указ, запрещающий держать во дворце иголки, булавки, прясть пряжу веретеном.

(Слайд 9) . Шли годы. Принцесса превратилась в красивую девушку. И вот однажды во дворце собрались гости, чтобы поздравить ее с днём рождения. Никто не заметил, как в доме появилась старуха с веретеном в руках. Принцесса увидела ее, заинтересовалась веретеном, которое она никогда не видела.Старуха протянула его ей. Принцесса взяла веретено и стала танцевать с ним.

(Слайд 8)Все вокруг закричали, чтобы она бросила веретено, но она кружилась и кружилась. Танец ее внезапно прервался - она укололась веретеном и упала.

( Слайд 10)Старуха сбросила свой плащ, и все узнали злую фею Карабос, которая тотчас исчезла.

( Слайд 11) Вдруг все вокруг осветилось и появилась озарённая волшебным светом добрая фея Сирени. Она сказала, что принцесса не умерла, а заснула и все заснут вместе с ней до ее пробуждения.

( Слайд 12) Прошло много лет. Молодой принц во время охоты увидел плывущую по реке ладью, украшенную драгоценными каменьями. В ней была фея Сирени. Когда принц приблизился к ней, фея Сирени взмахнула волшебной палочкой в сторону скал, и принц увидел спящую красавицу. Он был поражён ее красотой и просил фею помочь ему найти принцессу.

( Слайд 13) Фея пригласила принца сесть в ее ладью, и они отправились в путешествие. Вскоре они оказались в замке. Там было много спящих людей, а среди них король и королева. Принц пытался разбудить их, но они продолжали спать.

( Слайд 14) И вот он увидел спящую принцессу. Она была так прекрасна, что он подошёл к ней и поцеловал ее.

Принцесса проснулась. Колдовство злой феи Карабос было побеждено. Очнулись от сна и все остальные.

Принц просил короля отдать ему принцессу в жены. Король благословил молодых влюблённых.

( Слайд 15) Начался пышный праздник.

Поздравить принца и принцессу пришли герои волшебных сказок: Кот в сапогах с Белой кошечкой, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик со своими братьями. Принцесса и принц благодарили гостей за поздравления. Они радовались, что колдовство злой феи было побеждено, что они нашли друг друга.

( Слайд 16)Послушайте, как нежно и светло звучит музыка, когда принц и принцесса танцуют вместе. (Звучит адажио из III действия в записи или в исполнении на фортепиано.)

( Слайд 17 – 18) А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка, характеризующая злую фею Карабос и добрую фею Сирени. Прислушайтесь: какая фея изображена в начале вступления (добрая или злая), а какая во второй его части? (Звучит вступление в записи или в исполнении на фортепиано.)

Д е т и. Сначала звучит музыка, изображающая злую фею (грозная, злая, колючая), а потом - феи Сирени (нежная, добрая, ласковая).

П е д а г о г. Правильно, первая тема звучит зловеще, угрожающе, а вторая спокойно и ласково.

Вступление к балету звучит, когда занавес ещё не открыт. Его исполняет один оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Но вы уже почувствовали, как эта музыка выразительна.

Темы злой и доброй фей звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи.

( Слайд 19) П е д а г о г. А сейчас вы побываете на балу в честь шестнадцатилетия принцессы. Все гости поздравляют принцессу с днём рождения. Звучит музыка. Послушайте: какой танец играет оркестр? (Исполняется фрагмент вальса.Дети отвечают, что этот танец - вальс.)

Какой характер этого вальса?

Д е т и. Светлый, счастливый, нежный, ликующий, праздничный.

На этом балу происходят самые страшные, драматичные события сказки - появляется старуха с веретеном в руках; принцесса, танцуя, уколет им палец и уснёт на сто лет.

( Слайд 20)Принцесса танцует с веретеном под музыку стремительную, быструю, в которой можно услышать кружащиеся интонации, напоминающие вращение веретена. Давайте послушаем танец принцессы с веретеном. (Танец исполняется на фортепиано или в записи.)

Живая, стремительная мелодия становится ещё более быстрой. Вдруг она прерывается страшными, мрачными аккордами на фоне гудящих басов - предсказание сбылось.

( Слайды 21- 23) П е д а г о г. А в заключении мы отправимся с вами на другой бал, который король и королева давали в честь пробуждения принцессы и ее свадьбы.

На этот праздник пришли сказочные персонажи - Кот в сапогах и Белая кошечка, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик, который перехитрил Людоеда. На следующем занятии мы послушаем музыку из балета к их танцам, а сегодня давайте подумаем: а почему Чайковский включил их в свой балет? Есть ли эти персонажи в сказке Ш. Перро «Спящая красавица»?

- Чем же отличается сюжет сказки Ш. Перро от сюжета балета Чайковского? Какие персонажи мы встретили в балете?

3. Построение рассказа с использованием набора LEGO Education «Построй свою историю».

( работа в группах).

- А теперь ваша задача построить историю сказки-балета с помощью лего-наборов «Построй свою историю» и пересказать её.

На доске в помощь учащимся:

  • Начало (завязка)

  • Середина (действие, кульминация)

  • Конец (развязка)

-Для этого давайте составим план повествования. С чего начинается каждая история (сюжет)? Верно, у каждой истории есть начало(завязка). Строить завязку будет 1-я группа.

- Что затем? Середина – кульминация действия. Строить кульминацию истории будет 2-я группа.

- И последняя часть? Конец истории – развязка. Строить развязку будет 3-я группа.

- У каждой группы на столе есть карточка-помощница. Ваша задача: коллективно прочитать карточку, обсудить, сколько сцен будет строить ваша группа, распределить обязанности – кто какой эпизод будет строить. Не забывайте, что персонажи в ваших эпизодах должны выглядеть одинаково. Договаривайтесь.

После того, как построите свою историю, необходимо приготовить групповой пересказ своего сюжета. Каждый представляет свой эпизод.

Приложение. Карточки – помощницы для групповой работы.


Начало (завязка) – 1 группа


1. В королевском дворце даётся бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы.

На бал приглашены волшебницы - добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой, самой умной из всех принцесс.

2. Злая фея Карабос склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда же уснёт навеки. Но добрая фея Сирени сказала, что принцесса уснёт не навсегда.

3. Король издал указ, запрещающий держать во дворце иголки, булавки, прясть пряжу веретеном.



Середина (кульминация) – 2 группа


1. Шли годы. Принцесса превратилась в красивую девушку. И вот однажды во дворце собрались гости, чтобы поздравить ее с днём рождения.

2. Никто не заметил, как в доме появилась старуха с веретеном в руках. Принцесса увидела ее, заинтересовалась веретеном, которое она никогда не видела. Старуха протянула его ей. Принцесса взяла веретено , укололась веретеном и упала.

3. Старуха сбросила свой плащ, и все узнали злую фею Карабос. Вдруг все вокруг осветилось и появилась озарённая волшебным светом добрая фея Сирени. Она сказала, что принцесса не умерла, а заснула и все заснут вместе с ней до ее пробуждения.



Конец (развязка) – 3 группа


1. Прошло много лет. Молодой принц во время охоты увидел плывущую по реке ладью, украшенную драгоценными каменьями. В ней была фея Сирени. Когда принц приблизился к ней, фея Сирени взмахнула волшебной палочкой в сторону скал, и принц увидел спящую красавицу. Он был поражён ее красотой и просил фею помочь ему найти принцессу. Фея пригласила принца сесть в ее ладью, и они отправились в путешествие.


2. Вскоре они оказались в замке. Там было много спящих людей, а среди них король и королева. Принц пытался разбудить их, но они продолжали спать.


3. И вот он увидел спящую принцессу. Она была так прекрасна, что он подошёл к ней и поцеловал ее.


4. Принцесса проснулась. Колдовство злой феи Карабос было побеждено. Очнулись ото сна и все остальные.

Принц просил короля отдать ему принцессу в жены. Король благословил молодых влюблённых.





4. Рефлексия. Представление групповых проектов перед классом, пересказ истории с демонстрацией лего-сюжетов.

5. Фотографирование эпизодов в каждой группе. Выбор кандидатов от каждой группы для создания истории на компьютере с помощью программного обеспечения StoryVisualizer. Формирование творческой группы.

6. Продолжение работы творческой группы по созданию истории «Спящая красавица. По мотивам балета П.И. Чайковского» во внеурочное время.

7. Демонстрация созданной истории.