Сказки-русские и кумыкские.
Учитель МБОУ «СОШ№60»
г.Махачкала Мирзаева П.М.
Цели и задачи
Цель проекта
Изучить общие и отличительные черты русских и кумыкских народных сказок.
Задачи проекта
1. Отобрать для исследования несколько кумыкских сказок и прочитать их в оригинале.
2.Сравнить сказки русские и кумыкские.
3.Выявить общее, единичное, частное.
Возраст обучающихся, для которых может быть использован проект
4.Рассказать о своих находках ребятам.
4-6 кл
5.Заинтересовать уч-ся читать русские и кумыкские сказки.
Предмет исследования.
1.Тексты русских народных сказок .
2. Тексты кумыкских народных сказок.
Гипотеза: сказки -мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; высмеивание человеческих недостатков, – значит, у разных народов есть сказки, схожие между собой.
Введение.
- Я люблю сказки. Сначала мне рассказывали сказки мама и бабушка. Мама-на русском языке, а бабушка-на кумыкском. Уже тогда я стала понимать, что в русских и кумыкских народных сказках есть и сходства, и различия. И мне стало интересно, насколько много в них общего и различного, были ли у русского и кумыкского народов схожие герои?
- В начале каждого учебного года на уроках русской литературы и родной литературы мы изучаем народные сказки. Разберемся сначала, что же такое народная сказка.
.
Приятного просмотра .
Глава I. Общая характеристика сказки как вида народного творчества .
Сравнительная характеристика сказочных персонажей. Для сравнительной характеристики русских и кумыкских народных сказок я выбрала I. Волшебные сказки: 1.Русскую народную сказку «Мальчик с пальчик». 2.Кумыкскую народную сказку «Проданный мальчик».
Сходства.
Различия.
«Мальчик с пальчик».
Помогают родителям
Народился из мизинчика
Умны
Вышел победителем, благодаря своей смекалке и хитрости
Находчивы
Семья бедная
Возвращается домой
Предлагают продать себя богачу
Хитрят и освобождаются
Различия.
«Проданный
мальчик».
Обычный мальчик
Вышел победителем, благодаря
знаниям коня, камня и человека.
Стал ханом
Вставка рисунка
«Мальчик с пальчик»
3. «Царевна-лягушка» -русская народная сказка. 4. «Друзья пастуха» -кумыкская народная сказка.
Сходства.
Различия.
Героям помогают животные
«Царевна-лягушка»
Героиня-заколдованная царевна.
Герои женятся на царевнах
«Друзья пастуха»
Героиня-ханская дочь
Ищет царевну.
Милосердны. Не убивают пойманных животных и отпускают на волю.
Животные помогают найти Кощееву смерть
По велению дочери хана, герой прячется от нее. (условие: выйдет за него, если не отыщет)
Животные прячут сына пастуха от взгляда дочери хана.
Герой-сын царя.
Герой-сын пастуха.
II. Сказки о животных: 1.Русская народная сказка «Теремок». 2.Кумыкская народная сказка» Лиса».
Сходства.
Различия.
«Теремок».
Животные решают
жить вместе
Мышка, лягушка, заяц, волк,
«Лиса»
Живут в лесу.
медведь-герои сказки.
Медведь, кабан, заяц, волк, петух- герои сказки.
Все в тереме живут, песни поют.
Лучше прежнего выстроили.
У каждого есть своя работа (кроме лисы)
Лиса всех животных съела.
Все животные живут дружно.
Лиса осталась одна.
3. Русская народная сказка «Бык, баран, гусь, петух и волк». 4. Кумыкская народная сказка» Осел Аракана и козел Маракана».
Сходства.
Различия.
« Осел Аракана и козел Маракана».
Герои –домашние животные.
Оказавшись в лесу зимой. Осел и, козел забрели в пещеру с волками.
«Бык, баран, гусь, петух и волк».
Антигерои-волки
Герои выходят победителями
Волки, увидев осла и козу, хотели съесть их.
Бык сам построил себе избу, а остальные звери попросились к нему.
Осел Аракана, и козел Маракана напугали волков тем, что хотят содрать с них шкуры.
Волки хотели узнать, то живет в избе.
Действие происходит зимой
Животные общими силами выгнали волка из своего жилища.
Волки, испугавшись,убежали, оставив пещеру ослу и козе.
Животные вынуждены искать себе жилище на зиму
Весной осел Аракана, и козел Маракана вернулись к своим хозяевам.
Остались жить в своей избе.
III.Бытовые сказки. 1.Русская народная сказка «Дочь-семилетка». 2.Кумыкская народная сказка» Пейма-ханум».
Сходства.
Различия.
«Дочь -семилетка».
Героини-дочери бедняков.
Разгадывает загадки царя
Умны, мудры ,не по годам.
«Пейма-ханум».
Помогает беднякам обхитрить старшину
Выходит, замуж за царя.
Помогают бедным людям.
Оставляет в дураках старшину.
Отгадывают загадки.
Сравнительная характеристика сюжета и композиции русских и кумыкских народных сказок .
- Сравнивая сюжеты русских и кумыкских народных сказок, можно сказать, что основное их отличие состоит в том, что русские народные сказки основаны на вымысле, неожиданном повороте событий, волшебстве и превращениях. В кумыкских сказках сюжет основан на конкретных ситуациях, близких к реальным событиям.
Сравнительная характеристика сюжета и композиции русских и кумыкских народных сказок .
- Зачин русских народных сказок, исследованных в данном проекте, начинается словами:
- 1 «Жил старик со старухою» («Мальчик с пальчик», «Бык, баран, гусь, петух и волк»)
- 2. «Ехали два брата: один бедный, другой богатый». («Дочь-семилетка».)
- 3. В старые годы у одного царя было три сына. («Царевна-лягушка»)
- 4. Стоит в поле теремок(«Теремок.»)
- Зачин кумыкских народных сказок, исследованных в данном проекте, начинается словами:
- 1.Жили-были у старика Аракана осел (» Осел Аракана и козел Маракана»).
- 2. В близком селении, в далёком ханстве жил-был бедняк. («Проданный мальчик»).
- 3. Жил в одном ауле старшина по имени Токай. («Пейма-ханум»)
- 4.Однажды медведь, лиса, кабан. («Лиса»).
- 5. То ли было, то ли не было — жил некогда в одном городе бедный старик («Друзья пастуха»).
Выводы.
И нам, читателям сказок, можно сделать вывод, что и в русских народных сказках, и в кумыкских народных сказках герои добиваются своих целей, Добро торжествует, а Зло терпит поражение.
А это значит, что еще с древних времен, когда создавались сказки как русские, так и кумыкские, у народа (и русских, и кумыков) были схожие ценности, мысли, чаяния, понятие Добра и Зла. Сказка-это отражение народной жизни. Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. Поэтому очень важно прививать детям любовь к чтению сказок. А для того, чтобы понять, откуда мы родом, кто были наши предки, мы должны обращаться к фольклору нашего народа, в котором немаловажную роль играет и кумыкские народные сказки
Список литературы.