СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки- зашифрованный код наших предков.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен как помощь при подготовке к проектной или исследовательской работе

Просмотр содержимого документа
«Сказки- зашифрованный код наших предков.»

 «Русские сказки – зашифрованное послание наших предков.» Аллаярова Эльза Халимовна учитель русского языка и литературы

«Русские сказки – зашифрованное послание наших предков.»

Аллаярова Эльза Халимовна

учитель русского языка и литературы

 «Сказка ложь, да в ней намёк, кто познает – тем урок»

«Сказка ложь, да в ней намёк, кто познает – тем урок»

Цель исследования изучить особенности, зашифрованный смысл и символизм русских народных сказок на примере сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» Задачи исследования  1.Выявить особенности сказок.     2.Изучить тайный смысл сказок.  3. Рассмотреть вопрос о символизме на примере сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».  4. Провести анкетирование учащихся школы.

Цель исследования

изучить особенности, зашифрованный смысл и символизм русских народных сказок на примере сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»

Задачи исследования

1.Выявить особенности сказок.

    2.Изучить тайный смысл сказок.

3. Рассмотреть вопрос о символизме на примере сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».

4. Провести анкетирование учащихся школы.

 Чем проще сказка на первый взгляд — тем загадочнее ее истинное содержание .

Чем проще сказка на первый взгляд — тем загадочнее ее истинное содержание .

 Сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции , могут выполнять и ряд других – более сложных, например:  - Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания;  - Указывать на цикличность бытия;

Сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции , могут выполнять и ряд других – более сложных, например:

- Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания;

- Указывать на цикличность бытия;

- Быть хранилищем истории; - Связывать с предками»  Служить астрономическим или природным  календарём  - Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость; - Направлять человека на путь  духовных исканий  и личностного роста

- Быть хранилищем истории;

- Связывать с предками»

Служить астрономическим или природным  календарём

- Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость;

- Направлять человека на путь  духовных исканий  и личностного роста

 Сказка — это средство формирования мировоззрения человека. Сказки несут свое послание в символической, образной форме. Они способны затронуть наши самые глубокие чувства.

Сказка — это средство формирования мировоззрения человека. Сказки несут свое послание в символической, образной форме. Они способны затронуть наши самые глубокие чувства.

Репка

Репка

Сказка «Репка»  Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим. Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и  позитивный микроклимат ; а мышка – достаток.

Сказка «Репка»

Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим. Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и  позитивный микроклимат ; а мышка – достаток.

 Чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказы. Ключами к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки.

Чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказы. Ключами к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки.

«Курочка Ряба»

«Курочка Ряба»

Сказка «Курочка Ряба».  Русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объёма информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях и прошлом.

Сказка «Курочка Ряба».

Русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объёма информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях и прошлом.

Сказка «Колобок»

Сказка «Колобок»

 Вполне возможно, что история о Колобке содержит иллюстрацию движения Луны по небосводу – в каждом из созвездий Луна убывает, пока не исчезает вовсе в созвездии Лисы. Можно предположить, что сказка о Колобке – это пособие по изучению астрологии, которое зашифровано в простые детские образы для лучшего запоминания. Это типичный приём, известный нам ещё со школы – чтобы эффективно чему-либо обучить ребёнка, процесс обучения следует проводить в игровой форме.

Вполне возможно, что история о Колобке содержит иллюстрацию движения Луны по небосводу – в каждом из созвездий Луна убывает, пока не исчезает вовсе в созвездии Лисы. Можно предположить, что сказка о Колобке – это пособие по изучению астрологии, которое зашифровано в простые детские образы для лучшего запоминания. Это типичный приём, известный нам ещё со школы – чтобы эффективно чему-либо обучить ребёнка, процесс обучения следует проводить в игровой форме.

Сказка«Колобок».  Некоторые ученые предполагают , что речь о последнем сыне в семье. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой.

Сказка«Колобок».

Некоторые ученые предполагают , что речь о последнем сыне в семье. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой.

Сказка«Колобок».   Последовательное развитие ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости.

Сказка«Колобок».

Последовательное развитие ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости.

Складываясь веками, народная сказка стала настоящей энциклопедией народного быта и всей жизни наших предков.

Складываясь веками, народная сказка стала настоящей энциклопедией народного быта и всей жизни наших предков.

 Сказки – это послания предков, которые способны открыть нам многие тайны и изменить судьбу целых народов. .

Сказки – это послания предков, которые способны открыть нам многие тайны и изменить судьбу целых народов.

.

 Сказка — гигантский источник древнейших сведений о событиях нашего прошлого. В ней нет ни одного случайного образа, слова, имени, названия, как нам иногда может показаться. Как в русской матрёшке, один смысловой уровень сказки гармонично нанизывается на другой, создавая целостную многослойность бытия.

Сказка — гигантский источник древнейших сведений о событиях нашего прошлого. В ней нет ни одного случайного образа, слова, имени, названия, как нам иногда может показаться. Как в русской матрёшке, один смысловой уровень сказки гармонично нанизывается на другой, создавая целостную многослойность бытия.

Обычно, основные сказочные мотивы и сюжеты непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же. Это позволяет сказке не терять привлекательность и актуальность и в наши дни. Такая преемственность позволяет сказке, вытекая из прошлого, находиться в настоящем и перебрасывать мост в будущее.

Обычно, основные сказочные мотивы и сюжеты непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же. Это позволяет сказке не терять привлекательность и актуальность и в наши дни. Такая преемственность позволяет сказке, вытекая из прошлого, находиться в настоящем и перебрасывать мост в будущее.

Каждый уровень сказки – вход в особый мир сведений об устройстве пространства, человека, общества, основах жизненных процессов целой Вселенной. Раскрывать их можно очень долго… Какие-то из смыслов проявляются больше, какие-то сильнее спрятаны за простыми, как кажется, образами – и для многих из нас навсегда останутся тайной за семью печатями. Каждый может услышать только то, к чему готов, но не более!

Каждый уровень сказки – вход в особый мир сведений об устройстве пространства, человека, общества, основах жизненных процессов целой Вселенной. Раскрывать их можно очень долго… Какие-то из смыслов проявляются больше, какие-то сильнее спрятаны за простыми, как кажется, образами – и для многих из нас навсегда останутся тайной за семью печатями. Каждый может услышать только то, к чему готов, но не более!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература и интернет-источники 1. Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru. 2. Бидерманн Г. М. Энциклопедия символов, М: «Просвещение»  2007г. 3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка современная версия. 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка М.: «Просвещение», 2006г. 5. Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com. 6. Тексты различных русских народных сказок («Колобок») 7. Лулудова Е.М. Русские народные сказки и их архетипические составляющие // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 803-807; 8.  Аникин В.П. «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г. 9. «Русские народные сказки» под редакцией Аникина В.П. Москва 1985г. 10. В.С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г. Интернет-источники: Волшебная сказка как жанр.  http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm История и культура.  http://rusprogram.ru/ http://readr.ru/

Литература и интернет-источники

1. Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru.

2. Бидерманн Г. М. Энциклопедия символов, М: «Просвещение»  2007г.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка современная версия.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка М.: «Просвещение», 2006г.

5. Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com.

6. Тексты различных русских народных сказок («Колобок»)

7. Лулудова Е.М. Русские народные сказки и их архетипические составляющие // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 803-807;

8. Аникин В.П. «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.

9. «Русские народные сказки» под редакцией Аникина В.П. Москва 1985г.

10. В.С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г.

Интернет-источники:

Волшебная сказка как жанр.  http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm

История и культура.  http://rusprogram.ru/ http://readr.ru/