СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия как средство развития речи детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важно использовать в своей повседневной работе с детьми сказки. Их роль неоценима в нашей жизни.

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия как средство развития речи детей раннего возраста»

Подготовила воспитатель: Беклемищева Жанна Николаевна Курская обл. Октябрьский район, п. Прямицыно  МКДОУ «Солнышко» Сказкотерапия как средство развития речи детей раннего возраста 2025г .

Подготовила воспитатель:

Беклемищева Жанна Николаевна

Курская обл. Октябрьский район, п. Прямицыно МКДОУ «Солнышко»

Сказкотерапия как средство развития речи детей раннего возраста

2025г .

Проблема:  Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.  Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

Проблема:

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

 Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФОП. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.  Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.  Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФОП. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.

Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки

Актуальность

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Что такое сказкотерапия? Это здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

«Сказкотерапия» – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправление негативных черт характера ребенка. Плюс сказок в том, что они понятны детям любого возраста, поэтому сказкотерапия оказывается крайне эффективным уже в раннем возрасте: где бессильны убеждения и уговоры, приходит на помощь сказка и с этим справляется!

Младший детский возраст – это наиболее подходящий период для применения сказкотерапии. Данный метод может работать с двух лет, когда уже можно использовать простые сказки, которые позволяют успокоить ребенка, устранить истерику и т.д. Речь имеет огромное значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Чтобы помочь малышам в освоении разговорной речи, овладеть родным языком необходимо использовать в своей работе русские народные сказки.

Цель:  использовать практику сказкотерапии для развития речевой активности у детей раннего возраста. Задачи: - способствовать речевому развитию детей; - приобщать малышей к народной культуре посредством фольклора; - развивать внимание, восприятие, воображение; - учить различать добро и зло, развивать нравственные качества воспитанников; - развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - развивать общую и мелкую моторику; - облегчить процесс адаптации к ДОУ.

Цель:

использовать практику сказкотерапии для развития речевой активности у детей раннего возраста.

Задачи:

- способствовать речевому развитию детей;

- приобщать малышей к народной культуре посредством фольклора;

- развивать внимание, восприятие, воображение;

- учить различать добро и зло, развивать нравственные качества

воспитанников;

- развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- развивать общую и мелкую моторику;

- облегчить процесс адаптации к ДОУ.

 Сказкотерапия  применяется в работе с малышами, при адаптации в детском саду, тревожными, застенчивыми, неуверенными и агрессивными детьми, она помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. . Дети вообще сразу успокаиваются, видя кукольный персонаж в руках воспитателя, который еще и голосом показывает, кто встречает сегодня малыша.

Сказкотерапия применяется в работе с малышами, при адаптации в детском саду, тревожными, застенчивыми, неуверенными и агрессивными детьми, она помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. . Дети вообще сразу успокаиваются, видя кукольный персонаж в руках воспитателя, который еще и голосом показывает, кто встречает сегодня малыша.

 При помощи сказок дети начинают понимать те или иные эмоции и в дальнейшем используют эти эмоции для построения собственного поведения. Благодаря переживанию у детей развивается способность к эмоциональному воображению. У младших дошкольников, как известно, эмоции довольно обеднены. Они не могут их показать. Мы с детьми учились рассказывать и показывать эмоции, показывали жесты и мимику героев сказок.

При помощи сказок дети начинают понимать те или иные эмоции и в дальнейшем используют эти эмоции для построения собственного поведения. Благодаря переживанию у детей развивается способность к эмоциональному воображению. У младших дошкольников, как известно, эмоции довольно обеднены. Они не могут их показать. Мы с детьми учились рассказывать и показывать эмоции, показывали жесты и мимику героев сказок.

 Важная задача в раннем возрасте сформировать любовь к книгам. Начало этому закладывается именно с изучения и рассматривания рисунков в книгах.

Важная задача в раннем возрасте сформировать любовь к книгам. Начало этому закладывается именно с изучения и рассматривания рисунков в книгах.

 Следующий этап - заинтересовать ребёнка слушанием сказок. Первые сказки для ребёнка раннего возраста несложные и короткие, смысл сказки должен быть легко уловим, а слова – понятными. Например, народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. В этом возрасте ребенку часто бывают более доступны и понятны сказки о животных.

Следующий этап - заинтересовать ребёнка слушанием сказок. Первые сказки для ребёнка раннего возраста несложные и короткие, смысл сказки должен быть легко уловим, а слова – понятными. Например, народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. В этом возрасте ребенку часто бывают более доступны и понятны сказки о животных.

 Для закрепления у детей интереса к русскому народному литературному творчеству было создано пособие « Сказки на липучках», которое помогает нам в игровой и занимательной форме организовать образовательную деятельность одного ребенка или нескольких детей, пополнить их багаж знаний, в необычной форме познакомить с литературным произведением и закрепить полученный эмоциональный опыт.

Для закрепления у детей интереса к русскому народному литературному творчеству было создано пособие « Сказки на липучках», которое помогает нам в игровой и занимательной форме организовать образовательную деятельность одного ребенка или нескольких детей, пополнить их багаж знаний, в необычной форме познакомить с литературным произведением и закрепить полученный эмоциональный опыт.

 Развивающее пособие «Сказки на липучках» позволяет детям лучше воспринимать изучаемый материал, т.к. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. С ним мы придумали много дидактических игр, таких как «Кого не стало», «Кто лишний», « Что изменилось», «Посмотри и назови», «Найди тень».

Развивающее пособие «Сказки на липучках» позволяет детям лучше воспринимать изучаемый материал, т.к. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. С ним мы придумали много дидактических игр, таких как «Кого не стало», «Кто лишний», « Что изменилось», «Посмотри и назови», «Найди тень».

 Метод сказкотерапии мы стараемся реализовать с детьми через театрализованную деятельность как совместно, так и индивидуально. На занятиях применяем настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений).

Метод сказкотерапии мы стараемся реализовать с детьми через театрализованную деятельность как совместно, так и индивидуально. На занятиях применяем настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений).

 Театральная ширма - очень важный элемент сказкотерапии. Каждому ребенку, увидев ее, хочется попробовать показать свою сказку.

Театральная ширма - очень важный элемент сказкотерапии. Каждому ребенку, увидев ее, хочется попробовать показать свою сказку.

 Чтобы у малышей была яркая, уверенная, выразительная речь, мы играем с ними в куклы « би-ба-бо» , инсценируя разнообразные сюжеты. Куклы «би-ба-бо» помогают стимулировать эмоциональное восприятие детей, пополнять словарь лексикой, учат находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Чтобы у малышей была яркая, уверенная, выразительная речь, мы играем с ними в куклы « би-ба-бо» , инсценируя разнообразные сюжеты. Куклы «би-ба-бо» помогают стимулировать эмоциональное восприятие детей, пополнять словарь лексикой, учат находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

 Пальчиковый театр помогает заучивать потешки, сказки, их всегда можно оживить с помощью этих куколок. Эти игрушки развивают речь, творческие способности, мышление, воображение, фантазию ребенка, учатся общаться друг с другом. Главная цель  – речевое развитие, но не только ради самой речи, а ради всестороннего и гармоничного развития ребенка .

Пальчиковый театр помогает заучивать потешки, сказки, их всегда можно оживить с помощью этих куколок. Эти игрушки развивают речь, творческие способности, мышление, воображение, фантазию ребенка, учатся общаться друг с другом. Главная цель  – речевое развитие, но не только ради самой речи, а ради всестороннего и гармоничного развития ребенка .

Для закрепления и повторения сказки мы с детьми часто рисовали или лепили ее героев.

Для закрепления и повторения сказки мы с детьми часто рисовали или лепили ее героев.

 Было проведено открытое занятие по читательской грамотности с элементами сказкотерапии. Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Читательская грамотность - это способность аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения; – способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми.  Читательская грамотность - это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.  Задачи занятия были следующие: закрепление знания детей о русских народных сказках, их героев; умение отгадывать загадки, активизировать словарь и др.  Мы отправились в путешествие к сказкам и помогали сказочным персонажам.

Было проведено открытое занятие по читательской грамотности с элементами сказкотерапии. Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Читательская грамотность - это способность аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения; – способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми.

Читательская грамотность - это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Задачи занятия были следующие: закрепление знания детей о русских народных сказках, их героев; умение отгадывать загадки, активизировать словарь и др.

Мы отправились в путешествие к сказкам и помогали сказочным персонажам.

 Вывод:  Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Вывод:

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Сказка - ложь, да в ней намек – Добрым молодцам урок, Красным девицам венец! Вот и сказочки конец!» А кто слушал молодец!.. Спасибо за внимание!

Сказка - ложь, да в ней намек –

Добрым молодцам урок,

Красным девицам венец!

Вот и сказочки конец!» А кто слушал

молодец!..

Спасибо за внимание!