«Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»
Совокупность различных методов и приѐмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками.
Сказка помогает ребѐнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять еѐ героев и отношения между ними.
У ребѐнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому.
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
пересказывания сказок;
группового рассказывания сказок;
рассказывания сказок по кругу,
сочинения сказок.
Работу со сказкой можно разделить на 4 этапа.
«Ритуал вхождения в сказку»
Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
Игра «Волшебный клубочек»
Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.
«Чтение сказки»
Читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы. Второй вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
«Обсуждение сказки»
«Ритуал выхода из сказки»
Мелодия выхода из сказки
«Мы берѐм с собой всѐ самое важное, что было сегодня с нами, всѐ, чему мы научились». И проходим через «Волшебный обруч»-возвращаемся из сказки.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаѐтся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребѐнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приѐмы драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности.
Слушая сказку, ребѐнок проигрывает еѐ в своѐм воображении. Он представляет себе действие героев сказки. Таким образом, он в своѐм воображении видит целый спектакль.
Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию, то может быть – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включатся в игру, некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, а лишь позже у них возникает желание самим участвовать.
Сказкотерапия проводиться по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Участие в играх детей с разными чертами характера, уровнем развития связной речи.
Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а так же умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике, ритме. Стоит помнить, что маленькие непоседы довольно быстро устают, поэтому если педагог заметил эмоциональное перевозбуждение, физическое переутомление, стоит переключить внимание воспитанников на другой вид деятельности, например провести игровую дыхательную, пальчиковую гимнастики или физкультминутку.
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. Продолжительность – примерно 25 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.