Этап актуализа-ции и проверки знаний
| Беседа по пройденному материалу
| 1.Вспомните, кто были самые древние народы Крымского полуострова? 2.Раскопки ранних поселений тавров возле Бахчисарая дают нам представление об этом народе. Они жили в небольших землянках, рассчитанных на одну семью. Рядом находились зерновые ямы. Найдены также кости крупных домашних животных: коров, овец, коз, лошадей, свиней. Исходя из этих данных, что можно сказать о жизни и занятиях тавров? В чем отличие кочевого образа жизни от оседлого? | Формулируют ответы: 1. Киммерийцы, свирепые кочевники, неукротимые в битве. 2.Земледелие, скотоводство, значит, оседлый образ жизни. | -называют характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; -продолжают формировать целостное представление об историческом пути древних народов Крыма. | Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач | Устный опрос |
Этап организации и самоорганизации учащихся. Этап сообщения цели урока – целеполагания и мотивации | Беседа
| Учитель организует формулировку темы урока. О каком древнем народе Крыма мы будем сегодня говорить? Какие вопросы рассмотрим? Из названия урока (необходимо обратить внимание обучающихся) следует, что у скифов было государство, а значит, правитель, города. Проблемный вопрос: История скифов составляет почти 10 веков. Чем отличается образ жизни скифов- скотоводов и скифов-земледельцев? Что же это за город, Неаполь Скифский? Что такое скифские курганы? Учитель: задумайтесь над этими вопросами. Нам предстоит решить их в ходе всего урока. | Формулируют учебные задачи: Рассказ о скифах, занятиях и верованиях. Проговаривают проблемный вопрос, отделяя знание от незнания. Составляют план: 1.Скифы – скотоводы.Скифы-земледельцы. 2.Скифское государство. Неаполь Скифский. 3.Скифские курганы. | Раскрывают сущность и значение событий и явлений прошлого.
Записывают план в тетрадь. | Регулятивные: Умеют сознательно организовать и регулировать свою деятельность. | Устный опрос |
Этап изучения нового материала. Цель: формирование и развитие способности к совместной деятельности по открытию нового знания по истории Крыма | Постановка учебных задач.
Работа с картой
Диалог
Анализ исторических источников (описание, слайды, легенда)
Работа с наглядным материалом.
Рассказ учителя. | Учитель: Для того, чтобы ответить на проблемные вопросы, давайте обратимся к источникам. 1.Организует работу с картой. Подводит к выводу, что в истории скифов выделяют два периода: VII- IIIвв. до н.э. –кочевой образ жизни. IIIв.до н.э.- IIIв. н.э. –оседлый образ жизни. Учитель ставит проблемный вопрос: Почему племена по-разному называются? При затруднениях учащихся, можно сказать следующее: Представьте себе, территория расселения скифов большая. В поисках лучшей земли скифы –кочевники устремляются на полуостров Таврика. « У них нет домов, а живут они в кибитках, которые непроницаемы ни для дождевой воды, ни для света, ни для ветров» (Гиппократ). Повозки служили не только жильём, но и средством защиты. Ставили в круг при неожиданном нападении противника. Получалась своеобразная крепость. На одном месте скифы-кочевники оставались лишь пока хватало травы для стад, а потом переходили дальше. Постепенно скифы- кочевники переходят к оседлому образу жизни. Для организации управления племенами нужна власть и центр. Проверим первое предположение: 2.Организует работу с историческим источником. Геродот: «Бородатые, в длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах и войлочных шапках. Каждый из них конный стрелок». 3.Организует просмотр слайдов для составления отличительных признаков внешности.
Проверим второе предположение: 4. Анализ легенды о войне скифов с персами. «В 513 году до н.э. персидский царь Дарий хотел покорить скифов и сделать их своими данниками. С огромным войском вступил Дарий в Скифию. Не имея достаточно сил, чтобы вступить с персами в открытый бой, скифы применили тактику отступления и заманивали персов в глубь страны. Истощив силы в бесплодных преследованиях, Дарий прислал гонца с предложением признать себя слабыми и покориться. Скифы в ответ послали «дары»: птицу, мышь, лягушку, и пять стрел. Это означало следующее: «Если вы, персы, не улетите в небеса, превратившись в птиц, или не скроетесь в земле, подобно мышам, или не прыгните в озёра, превратившись в лягушек, то не вернётесь назад, будучи поражены этими стрелами». Вынужденный признать свою неудачу в войне, Дарий поспешил покинуть Скифию».
Проверим третье предположение: Работа со схемой или иллюстрацией, слайды.
Объяснение учителя. Наивысшего расцвета скифское государство достигло при царе Скилуре и его сыне Палаке. По свидетельству античного писателя Плутарха скифский царь Скилур имел 80 сыновей. И вот как-то раз приказал созвать всех их. Когда сыновья пришли к нему, он предложил им взять по дротику и переломить его. Каждый без труда исполнил это. Тогда Скилур взял вместе 80 дротиков и приказал сломать всю связку. Это оказалось непосильной задачей. «Если будете держаться вместе, то станете сильными и непобедимыми. Но если между вами не будет прочного союза, вас легко одолеет любой»,-говорил царь.
Предложить утверждение, что девиз на гербе Крыма «Процветание в единстве» имеет исторические корни. | Наносят на к/карту границы расселения скифов. Высказывают предположения о климатических условиях и занятиях.
Первое предположение: нет постоянного жилья, переходят с места на место. Занятия: скотоводство, неизменный спутник кочевника – конь, много оружия, значит, воины, всадники. Начинают сравнительный анализ.
Составлют описание внешности. Густые волосы, высокие, крепкого сложения. У мужчин короткий кафтан, широкие шаровары, кожаные сапоги, на поясе короткий меч – акинак. Женщины носили длинные платья с поясом, а на голове остроконечные шапки с покрывалом, ниспадающим на плечи и спину. Богатые скифы надевали многочисленные украшения.
Второе предположение: оседлый образ жизни, занятия- земледелие, ремесло, торговля, охрана границ, значит, правитель, город-центр.
В данном случае, обучающимся можно предложить самим сформулировать третье предположение : Город должен быть расположен в удобном, безопасном месте. Опережающее задание. Учащийся по схеме рассказывает о городе Неаполь скифский. «Неаполь, означает город-собиратель. Расположен над долиной реки Салгир на треугольном плато, занимая 20 га. С трёх сторон его окружали естественные препятствия – обрывистые Петровские скалы и глубокая балка, где находился пологий спуск в долину, высилась мощная оборонительная стена, местами толщиной более 11 метров, с квадратными башнями. Отсюда были видны дальние подступы к городу. В случае появления неприятеля, на близлежащих к столице крепостях зажигались сигнальные костры. Улицы пересекались под прямым углом – так соблюдалась планировка по сторонам света. Дома строили каменные, с черепичной кровлей.»
| Умеют изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; - расширяют опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории -вырабатывают навык критического мышления через решение проблемных вопросов в конкретной ситуации | Коммуникативные: высказывают мысли с достаточной полнотой и точностью; умение работать в группе, сотрудничать договариваться, контролировать свою деятельность и учиться анализировать деятельность в группе; Личностные: Понимают культурно многообразие мира, уважительно относятся к чужому мнению. Познаватель-ные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Коммуникативные: создают позитивное настроение для дальнейшей работы на уроке.
Регулятивные:принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес. | Практическое задание
Устные ответы
Фронтальная беседа
Индивидуальная работа. метод «Обучая-учусь»
|
Первичное осмысление учебного материала.
Закрепление учебного материала. | Игра «Я – археолог».
Работа с исторической картой | Учитель предлагает для просмотра слайды с изображением археологических находок: золотой гребень из скифского кургана Солоха, священный олень, серебряный кувшин с изображением птиц и животных из кургана Чертомлык. Что общего в этих изображениях? Почему этот стиль учёные называют «звериный»? Учитель предлагает нанести на контурную карту царские курганы в Крыму – Куль-Оба на Керченском полуострове, город Неаполь скифский. | Учащиеся делают выводы о том, что животных приносили в жертву, дабы задобрить богов земли, воды и неба.
Учащиеся наносят на контурную карту царские курганы
| Выделяют существенные отличительные признаки.
Имеют представления о местоположении раскопок древних городищ |