Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Тип урока: ОНЗ
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цель урока:
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;
упражнять в определении числа и падежа имён прилагательных во множественном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей;
Развивающие:
развивать устную речь учащихся;
совершенствовать культуру речи детей,
развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;
развивать интерес к предмету
Воспитательные:
воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения
Оборудование урока: карточки с дифференцированным самостоятельным заданием, тетради, карточки с заданиями для групповой работы, листы самооценки.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности:
У ленивого ни гроша, у трудолюбивого жизнь хороша!
Ребята, прочитайте пословицу.
Как вы думаете, как она связана с вашей деятельностью в школе?
А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он должен сам этого захотеть.)
Как вы думаете, какие слова являются в пословице ключевыми? Почему я обратила на них внимание?
Молодцы! Хотите ли вы дальше узнавать интересное об имени прилагательном?
Я уверена, что вы хотите учиться и получать новые знания. Пожелайте друг другу удачи и вперед к знаниям!
Минутка каллиграфии.
- Предлагаю вам потренироваться в каллиграфически правильном написании заглавной и строчной букв Пп, поскольку мы изучаем часть речи имя прилагательное.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Языковая разминка.
1) - Какой раздел науки изучаем? Что он изучает?
- Что такое прилагательное?
- Как образуются имена прилагательные?
- Какова роль имен прилагательных в речи?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
2) Вставьте подходящее по смыслу прилагательное.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Любимый наш, (…) язык!
- Назовите все прилагательные.
- Что общего у них?
- Почему?
- Как определить форму прилагательного?
– Выпишите словосочетание со вставленным прилагательным. (один у доски)
русский язык
- Покажите зависимость, связь между прилагательным и существительным графически.
3) – Предлагаю вам поработать с фразеологизмами.
- Вспомните, что такое фразеологизмы.
На доске: Фразеологизм– устойчивое сочетание слов, образное выражение, применяемое в типичных ситуациях.
Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.
Люди, у которых «язык без костей» -- _________________________
Люди, «без царя в голове» -- ___________________________
- Молодцы!
- Что общего у данных слов? Почему?
Пробное действие.
– Обратите внимание на 1 часть задания на карточке. Прочитайте. Задание ясно? Выполняйте.
- Работа готова? Что делали? Каков вывод?
- Обратите внимание на часть 2 задания. Прочитайте. Все ясно? Начинайте.
- работа готова? Представляйте. Что делали? Каков вывод?
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с. 38. Что вы можете сказать?
- Какова же тема нашего урока?
Формулируют.
Построение проекта выхода из затруднения. Составление опорной схемы.
- Произведем вместе анализ еще раз и сделаем вывод.
- Изменялись ли прилагательные мн.ч. по родам?
- Изменялись ли прилагательные мн.ч. по падежам?
- От формы какой части речи зависела форма прилагательных?
- Поможет ли старый алгоритм в определении падежа им. прилагательных мн.ч.?
Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.
Фронтальная работа
- Молодцы, ребята, вы узнали новое о прилагательном, а теперь предлагаю закрепить новое знание на материале упр. 82 с.39.
(Читают инструкцию про себя и вслух)
- На что будем опираться, определяя форму прилагательных? (Пишут, комментируя работу)
- Молодцы. Как же определить падеж прилагательных во мн.ч.?
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
– Ребята, настала пора проверить, сможете ли вы самостоятельно применить новое знание. Предлагаю выполнить самостоятельную работу с карточки в тетрадь.
(Дети работают, выполняя дифференцированное задание)
Самостоятельная работа
Карточка 1.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Засыпаны снегом … осинки. Трещат от … морозов стволы. Их … ветви похожи на … кружева.
Слова для справок: испуганных, лютых, тонкие, красивые, стройные, сильного, гибкие
Самостоятельная работа.
Карточка 2.
Спиши, правильно раскрывая скобки. Определи падеж прилагательных.
Наступила зима с (трескучий) морозами, с (глубокий) сугробами. Нарядила она сосны и ели в (снеговой) шубы.
- Произведите самопроверку зеленой пастой.
Кто допустил ошибки?
В чем они? Что нужно делать, чтобы не ошибаться дальше?
Кто не допустил ошибки?
Зачитайте работы в исправленном варианте.
Физминутка
Включение в систему знаний и повторение.
Фронтальная работа
На доске:
А теперь приглашаю вас в творческую лабораторию. Для этого вспомните, что такое антонимы?
Прочитайте текст и слова для справок про себя. Замените выделенные слова антонимами и попытайтесь восстановить текст.
(Дети читают вслух каждое предложение, меняя нужные слова)
В конце февраля осень (с)делала свои последние налёты. С елей и сосен дождём смыло снег, и те опять повяли. И грустно, и волнующе запахло замерзшим кедром.
(Слова для справок: начале, весна, первый, зазеленели, радостно, оттаявшим).
- Запишите исправленный текст, раскрывая скобки.
- Молодцы, ребята. По итогам творческой работы предлагаю вам выполнить небольшой тест.
Тест (фронтальная работа) - либо оставить на дом
- над чем мы работали?
- какова тема текста?
Первый налет весны
Начало весны
- определите тип текста
(это текст – описание с элементами повествования, так как мы представляем картины природы, но имеются действия и есть сюжет)
- какова в данном тексте роль прилагательных?
Описывают предметы
Передают сюжет
- грамматическая основа первого предложения
Сделала налет
Весна сделала
- в списанном тексте имеется орфограмма непроизносимая согласная в
Двух словах
В одном слове
- в слове сделала с является
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Подошла пора подводить итоги работы. Вернемся к нашему девизу урока.
У ленивого ни гроша, у радивого жизнь хороша!
- Уверена, что сегодня жизнь стала лучше у каждого из вас, потому что вы приобрели новые знания, славно потрудившись. Я поздравляю вас с успешной работой на уроке!
- Проанализируйте свою работу, заполнив таблицу. Отмечайте галочкой ответ в соответствующем столбце. Оцените работу смайликом.
Лист самооценки
Вопросы | Я знаю | Я плохо помню | Я не знаю |
Какие окончания у имени прилагательного во мн.ч. в Им.п.? | | | |
Как изменяется имя прилагательное во мн.ч.? | | | |
От чего зависит форма имени прилагательного? | | | |
Нарисуй свое настроение
- Кому все удалось?
- Кому нужно еще немного поработать по теме?
- У кого остались трудности?
Д.з.
Запишите исправленный текст, составленный в творческой лаборатории. Определите падежи всех им. прил.
Выучите правила в учебнике
- Спасибо за урок!