СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе


Тип урока: ОНЗ

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Цель урока:

  • познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;

Задачи урока:

  1. Образовательные:

    • формировать умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;

    • составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;

    • упражнять в определении числа и падежа имён прилагательных во множественном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей;

  2. Развивающие:

    • развивать устную речь учащихся;

    • совершенствовать культуру речи детей,

    • развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;

    • развивать интерес к предмету

  3. Воспитательные:

    • воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения


Оборудование урока: карточки с дифференцированным самостоятельным заданием, тетради, карточки с заданиями для групповой работы, листы самооценки.



Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности:


  • На доске открыт девиз урока


У ленивого ни гроша, у трудолюбивого жизнь хороша!


  • Ребята, прочитайте пословицу.

  • Как вы думаете, как она связана с вашей деятельностью в школе?

  • А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он должен сам этого захотеть.)

  • Как вы думаете, какие слова являются в пословице ключевыми? Почему я обратила на них внимание?

  • Молодцы! Хотите ли вы дальше узнавать интересное об имени прилагательном?


  • Я уверена, что вы хотите учиться и получать новые знания. Пожелайте друг другу удачи и вперед к знаниям!


  1. Минутка каллиграфии.


- Предлагаю вам потренироваться в каллиграфически правильном написании заглавной и строчной букв Пп, поскольку мы изучаем часть речи имя прилагательное.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Языковая разминка.


1) - Какой раздел науки изучаем? Что он изучает?

- Что такое прилагательное?

- Как образуются имена прилагательные?

- Какова роль имен прилагательных в речи?

- Как изменяется имя прилагательное?

- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?



2) Вставьте подходящее по смыслу прилагательное.

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Любимый наш, (…) язык!


- Назовите все прилагательные.

- Что общего у них?

- Почему?

- Как определить форму прилагательного?


  • Опорная схема-алгоритм


– Выпишите словосочетание со вставленным прилагательным. (один у доски)

русский язык


- Покажите зависимость, связь между прилагательным и существительным графически.



3) – Предлагаю вам поработать с фразеологизмами.

- Вспомните, что такое фразеологизмы.

На доске: Фразеологизм– устойчивое сочетание слов, образное выражение, применяемое в типичных ситуациях.

Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.

Люди, у которых «язык без костей» -- _________________________

Люди, «без царя в голове» -- ___________________________

- Молодцы!

- Что общего у данных слов? Почему?


  1. Пробное действие.


  • Что вы повторили?

  • Понадобится ли нам это в дальнейшей работе?

  • Тогда попробуйте выполнить задания в группе.

– Обратите внимание на 1 часть задания на карточке. Прочитайте. Задание ясно? Выполняйте.

- Работа готова? Что делали? Каков вывод?


- Обратите внимание на часть 2 задания. Прочитайте. Все ясно? Начинайте.

- работа готова? Представляйте. Что делали? Каков вывод?

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с. 38. Что вы можете сказать?

- Какова же тема нашего урока?

Формулируют.


  1. Построение проекта выхода из затруднения. Составление опорной схемы.


- Произведем вместе анализ еще раз и сделаем вывод.

- Изменялись ли прилагательные мн.ч. по родам?

- Изменялись ли прилагательные мн.ч. по падежам?

- От формы какой части речи зависела форма прилагательных?

- Поможет ли старый алгоритм в определении падежа им. прилагательных мн.ч.?

  1. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.


Фронтальная работа

- Молодцы, ребята, вы узнали новое о прилагательном, а теперь предлагаю закрепить новое знание на материале упр. 82 с.39.

(Читают инструкцию про себя и вслух)

- На что будем опираться, определяя форму прилагательных? (Пишут, комментируя работу)

- Молодцы. Как же определить падеж прилагательных во мн.ч.?


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

– Ребята, настала пора проверить, сможете ли вы самостоятельно применить новое знание. Предлагаю выполнить самостоятельную работу с карточки в тетрадь.

(Дети работают, выполняя дифференцированное задание)


Самостоятельная работа

Карточка 1.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Засыпаны снегом … осинки. Трещат от … морозов стволы. Их … ветви похожи на … кружева.

Слова для справок: испуганных, лютых, тонкие, красивые, стройные, сильного, гибкие

Самостоятельная работа.

Карточка 2.

Спиши, правильно раскрывая скобки. Определи падеж прилагательных.

Наступила зима с (трескучий) морозами, с (глубокий) сугробами. Нарядила она сосны и ели в (снеговой) шубы.

- Произведите самопроверку зеленой пастой.

  • Кто допустил ошибки?

  • В чем они? Что нужно делать, чтобы не ошибаться дальше?

  • Кто не допустил ошибки?

  • Зачитайте работы в исправленном варианте.


Физминутка


  1. Включение в систему знаний и повторение.


Фронтальная работа


На доске:

  • А теперь приглашаю вас в творческую лабораторию. Для этого вспомните, что такое антонимы?

  • Прочитайте текст и слова для справок про себя. Замените выделенные слова антонимами и попытайтесь восстановить текст.

(Дети читают вслух каждое предложение, меняя нужные слова)


  • В конце февраля осень (с)делала свои последние налёты. С елей и сосен дождём смыло снег, и те опять повяли. И грустно, и волнующе запахло замерзшим кедром.


(Слова для справок: начале, весна, первый, зазеленели, радостно, оттаявшим).


- Запишите исправленный текст, раскрывая скобки.


- Молодцы, ребята. По итогам творческой работы предлагаю вам выполнить небольшой тест.


Тест (фронтальная работа) - либо оставить на дом


- над чем мы работали?

  • Предложение

  • Текст

- какова тема текста?

  • Первый налет весны

  • Начало весны

- определите тип текста

  • Описание с элементами повествования

  • Описание

  • Повествование

(это текст – описание с элементами повествования, так как мы представляем картины природы, но имеются действия и есть сюжет)

- какова в данном тексте роль прилагательных?

  • Описывают предметы

  • Передают сюжет

- грамматическая основа первого предложения

  • Сделала налет

  • Весна сделала

- в списанном тексте имеется орфограмма непроизносимая согласная в

  • Двух словах

  • В одном слове

- в слове сделала с является

  • Частью корня

  • Приставкой


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подошла пора подводить итоги работы. Вернемся к нашему девизу урока.


У ленивого ни гроша, у радивого жизнь хороша!


- Уверена, что сегодня жизнь стала лучше у каждого из вас, потому что вы приобрели новые знания, славно потрудившись. Я поздравляю вас с успешной работой на уроке!


- Проанализируйте свою работу, заполнив таблицу. Отмечайте галочкой ответ в соответствующем столбце. Оцените работу смайликом.

Лист самооценки

Вопросы

Я знаю

Я плохо помню

Я не знаю

Какие окончания у имени прилагательного во мн.ч. в Им.п.?




Как изменяется имя прилагательное во мн.ч.?




От чего зависит форма имени прилагательного?






Нарисуй свое настроение

- Кому все удалось?

- Кому нужно еще немного поработать по теме?

- У кого остались трудности?


Д.з.

  • Запишите исправленный текст, составленный в творческой лаборатории. Определите падежи всех им. прил.

  • Выучите правила в учебнике


- Спасибо за урок!