Предмет: русский язык | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Тема урока: | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе |
Цель содержательная: | Формирование навыка склонять имена прилагательные женского рода в единственном числе |
Цель деятельностная: | Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов |
Задачи: | 1) учить склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж; 2) развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; 3) воспитывать интерес к предмету. |
Основное содержание темы, термины и понятия: имя прилагательное, склонение |
Личностные результаты -развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; Метапредметные результаты Регулятивные УУД -выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме; -контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; -анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные УУД -понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; -использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; -воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Предметные умения: Узнают, как склонять имена прилагательные женского рода единственного числа; Повторят, как: изменять прилагательные по падежам; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных |
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | экран, компьютер, мультимедийный проектор; карточки с заданием для групповой и парной работы; наглядный материал |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд! Проверим готовность к уроку -Желаю вам большого успеха на сегодняшних уроках! | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку |
II. Минутка чистописания | - Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) -Для чего нам нужна минутка чистописания? -Где нам понадобится умение красиво писать? -Отгадайте, о какой букве идёт речь? Её произносит змея И ежик, сердитый немножко, Спускающий шарик и я, - Но только не так - понарошку! (Букву Ш) - Рассмотрите на экране показ соединений для чистописания. - Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы?(Параллельность наклонных палочек). - Запишите в тетрадь. Шш // Шш // Шш // Шш // -Помните о правильной посадке во время письма. -Закончили. Поменялись тетрадями. -Оцените работу друг друга по критериям: наклон, высота, ширина, элементы. -Вернули тетради. У кого 4 «+»? У кого 3? 2? Над чем вам нужно поработать? -Как можно исправить эти минусы? (больше тренироваться в написании букв и буквосочетаний) | Отвечают на вопросы учителя Определяют, какую букву будут писать Отвечают на вопросы Прописывают букву оценивают |
III. Словарная работа | -Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом -Для чего? -Какое же словарное слово изучим? Издалека (наречие) -Что значит это слово? С большого, далекого расстояния, издали. -Какие орфограммы прячутся в слове? -Запишите это слово. | Работают над значением нового слова записывают |
IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Карточка 1 Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж. Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила. (Проверка, самооценка.) -Проверим. -У кого так? Поставьте себе +. - Кто ошибся? Поставьте себе -. - В чем была ваша ошибка? Как ее исправить? -Для чего вы выполняли это задание? | Отвечают на вопросы Работают с карточкой проверяют, делают вывод |
V. Этап выявления места и причины затруднения | -Для того чтобы узнать тему урока, прочитайте словосочетания. На каменист… дне, о весенн.. солнце, о весел., клоуне, о близк.. лете, о бел., берёзе. - Чем похожи все имена прилагательные? (Они стоят в предложном падеже.) — Одинаковые или разные окончания будут у этих прилагательных? (Разные.) — Почему? (Они употреблены в разном роде.) — Назовите окончания имён прилагательных. (Учащиеся называют, при определении окончания имени прилагательного в последнем словосочетании может возникнуть затруднение.) -Сформулируйте тему урока. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе | Отвечают Выполняют задание Отвечают формулируют тему |
VI. Этап построения проекта выхода из затруднения | -Сформулируйте цель урока. -Что мы должны сделать для ее достижения? - Сформулируйте задачи урока. (Научиться склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж, узнать, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах.) - Где можем проверить правильность вывода? -А сейчас, прежде чем продолжить, позволим вашим глазкам отдохнуть. Физминутка для глаз. | Формулируют цели Формулируют задачи Проводят физминутку |
VII. Этап реализации построенного проекта | Работа по учебнику Упр. 58 (с. 29). — Рассмотрите таблицу. — В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В родительном, дательном, творительном, предложном.) — Обратите внимание: имена прилагательные женского рода в творительном падеже имеют ещё и окончания -ою, -ею. Они чаще встречаются в поэтической речи или в разговорной. -Сделайте вывод: в каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания? Упражнение в склонении имён прилагательных женского рода — Просклоняйте словосочетания: вариант 1 — узкая лента, вариант 2 — лёгкая пушинка. | Отвечают на вопросы Работают с учебником Делают вывод Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка |
VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Упр. 55 (с. 26). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) - Какие окончания вы поставили? Почему? (Самооценка.) -Поставьте себе +. Кто ошибся? Поставьте себе -. В чем была ваша ошибка? Как ее исправить? -Для чего вы выполняли это задание? Физминутка | Работают с упражнением Выполняют задание Два ученика выполняют на доске грамматические разборы Делают вывод |
IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Работа по карточкам (группы) Карточка 1 На влажн.. землю, влажн.. землёю, вешн.. краса, вешн.. красу. бесконечн.. цепью, в зимн.. пору, зимн.. порою, передн.. лапа, передн.. лапой, на передн.. лапу, утренн.. звезда. – Определите род, число и падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Карточка 2 П р и п и ш и т е к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. ... грушей, ... ночью, на ... тропку, ... погоду, ... фамилией, ... весною. – Определите род, число и падеж имён прилагательных. Выделите окончания. нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре. (Проверка.) — Оцените свою работу на уроке. -Поставьте себе +. Кто ошибся? Поставьте себе -. -В чем была ваша ошибка? Как ее исправить? -Для чего вы выполняли это задание? | выполняют задание работают в группах с карточками Проверяют подводят итог |
X. Этап включения в систему знаний и повторения | -Достигли цели урока? А как она звучала? -Чему вы научились сегодня на уроке? -Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке? -Какое задание вам было интересно выполнять? -Что показалось вам трудным? -Молодцы. | Подводят итоги урока |
ХI. Домашнее задание | Упр. 56 | Записывают |
XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | «Шкала» Проанализируйте свою работу на уроке от 1 до 10 баллов. Отметки за урок | Анализируют свою работу |