СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонение порядковых числительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Склонение порядковых числительных. Тип урока: изучение нового материала с мультимедийной поддержкой Форма урока: комбинированный Метод: частично-поисковый. проблемный. Цель урока: обучение особенностям склонения порядковых числительных Задачи урока: 1. Образовательные: ? организовать деятельность учащихся по изучению порядковых числительных; ? развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; ? обогащать словарный запас учащихся; ? совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Просмотр содержимого документа
«Склонение порядковых числительных.»

Конспект урока русского языка в 6 классе №154 в условиях реализации ФГОС

Тема урока. Склонение порядковых числительных.



Тип урока: изучение нового материала с мультимедийной поддержкой

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый. проблемный.

Цель урока: обучение особенностям склонения порядковых числительных

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по изучению порядковых числительных;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие внимания; умения формулировать проблему; умения работы в группах, парах

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку; истории своей страны;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний













3. Постановка учебной цели.

Класс поделить на 3 группы, каждая стоит у своей зоны.

Первый ученик каждой группы просит ребят рассчитаться по порядку, после расчета, говорит: «Группа к уроку готова!».

Фронтальный опрос.

А как мы с вами рассчитывались? ( на первый, второй…). И у каждой группы есть номер (первая, вторая, третья). К какой части речи относятся данные слова? (это числительные).На что указывают эти числительные? (на порядок). Делаем вывод, какие это числительные? ( порядковые числительные).

Запись учащимися числа, «Классная работа»

В оформлении нашей работы есть числительные? Какого они разряда? Изменяется ли это слово?

Значит тема сегодняшнего урока? Учащиеся записывают тему урока.(слайд2-4)

- Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока .


отвечают на поставленные вопросы



Учащиеся: Это порядковые числительные.



Запись учащимися числа, «Классная работа»


Записывают тему урока


Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.




























Первичное закрепление знаний.


















(Создание проблемной ситуации). (слайд5)

А какие праздники у в стране отмечают в мае месяце? ( 1мая, 9 мая).

- Как вы думаете, самый великий из названных праздников это… (Победа нашего народа в Великой Отечественной войне).

Война длилась долгие четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годы Великой Отечественной войне. А какой год был самым тяжелым?

Запись в тетради предложения: произвести синтаксический разбор предложения. .(слайд 6)

Первый год войны был самым тяжелым для русского народа.

(Возникновение проблемной ситуации)

Ребята, с какой проблемой мы столкнулись? ( слово первый является определением, так как отвечает на вопрос: какой?, а выражено…) Попробуем разобраться.

(побуждение к формулированию проблемы, и выдвижению гипотезы) .(слайд 7 )

. Задание№1: Из предложения выпишите словосочетания

Первый год Тяжелый год Слайд №4.

При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой?, стоят в одном падеже, числе и роде.

Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные. (слайд 8 )

(Задания по решению проблемы)

Задание №2 (слайд 9)

Склонение прилагательного

И. п. тяжелый год

Р. П. тяжелого года

Д. п. тяжелому году

В.п. тяжелый год

Т.п. тяжелым годом

П.п. о тяжелом годе

Самостоятельно просклонять числительное (слайд 10)

И. п. первый год

Р. п. первого года

Д. п. первому году

В.п. первый год

Т.п. первым годом

П.п. о первом годе

Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?

Задание № 3 придумайте словосочетание (числительное + существительное) на военную тему, чтобы у числительных был другой род и другое число.

Первая битва (ед.ч., ж.р.)

Первое сражение (ед.ч.,с.р.)

Первые победы ( мн.ч.)

Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные. (слайд 11)

Гипотеза подтвердилась. (слайд 12)

Коллективная работа










(1 ученик у доски) остальные на местах





У доски и на местах






Самостоятельно с проверкой


Стр. 91

Совместная работа



(2 ученика у доски) остальные на местах



(3 ученика у доски) остальные на местах


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).



Физ. минутка (пауза релаксации)


Физкультминутка


Закрепление изученного материала







Задание №1. (слайд 13-15)

Прочитайте текст. Выпишите числительные, заменяя цифры словами, определите разряд и падеж числительных. (к – количественные, п – порядковые).

9 августа 1942 года Советский район был захвачен фашистами.

Более 5 месяцев длилась оккупация нашего района.

За время оккупации около 10 тысяч человек были зверски замучены . Только в противотанковом рву хутора Красная Поляна после освобождения было обнаружено 6680 трупов.

18 января 1943 года наши войска форсировали Кубань и, переправившись через реку Уруп, 21 января 1943 года освободили станицу Советскую.

После освобождения жители станицы, восстанавливая разрушенное, оказывали посильную помощь фронту: к 1 мая 1943 года на фронт было отправлено1412 кг муки, 103 кг мяса, 7993 яйца.

Задание №2. Когда была освобождена наша станица?

21 января 1943 года наши войска освободили станицу Советскую. Самостоятельная работа. (слайд 16)

Просклонять числительное тысяча девятьсот сорок третий (год). Самостоятельно в тетрадях. 2 ученика у доски. Выделить окончания.

Тысяча девятьсот сорок третий

Тысяча девятьсот сорок третьего

Тысяча девятьсот сорок третьему

Тысяча девятьсот сорок третий

Тысяча девятьсот сорок третьим

О тысяча девятьсот сорок третьем

Учитель: Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное). Какой еще вывод можно сделать?

Задание №2. (слайд17-18)

Из предложения:

Кубань с ее почти двухмиллионным населением внесла огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.

выпишите числительное. Какое это числительное?

Двухмиллионный

Количественное числительное в Р.п.

Порядковое числительное





Учитель: ребята, давайте обратим внимание на правописание числительного. Списать в тетрадь кластер. Чтобы понять, почему оно пишется слитно, вспомним правописание сложных прилагательных.

железная дорога – железнодорожный сельское хозяйство- сельскохозяйственный

двух миллионов – двухмиллионный

пять десятков пятидесятый

шесть сотен - шестисотый

Учащиеся: Состоит из 2 слов (количественного числительного в Р.п и порядкового числительного), но пишется слитно. Это числительное - сложное.

Задание № 3 Словарная работа. Рассмотрите примеры в таблице. (слайд 19)

Учитель диктует слова, а дети записывают в тетради.

Сядьте ёлочкой, и запишите слова: Семидесятый, четырёхсотый, девятитысячный, шестисотый, девяностотысячный, стотысячный. Затем осуществляется проверка.

Задание № 4 (слайд 20-21)

Ребята, 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с праздником. А как правильно подписывать открытки, используя порядковые числительные? Существует правило.

1) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.

Д.п. Р.п. Т.п. Р.п.

К девятому мая перед первым апреля

2) Если перед числом будут стоять слова: дата, день, праздник, то порядковое числительное будем ставить в Им. п., писать с большой буквы, а название месяца – с маленькой.

И.п. Р.п.

С праздником Девятое мая

Учитель: Итак, ребята, мы подкованы, теорию изучили.


Самостоятельно в тетрадях. 2 ученика у доски.












Ответ учащихся: В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.


Составляется кластер

Стр.93








У доски и на местах




















Работа в парах














работа осуществляется в группах


Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.




Итоги урока. (слайд 22)

-о склонении каких числительных сегодня на уроке мы говорили? ( количественные и порядковые)

-как изменяются порядковые числительные? (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).

-от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? (от существительного, к которому оно относится).

Коллективная работа



УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


Домашнее задание: (1 мин) (слайд 23)

  1. Составить текст поздравительной открытки к 9 мая, используя порядковые числительные;

  2. Упражнение 579(по заданию)

  3. Упражнение 582 (по заданию)

Запись учащимися задания в дневники.

Наглядный метод