Скороговорки
«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».Определение скороговорки из учебника «Литературное чтение. 2 класс», «Начальная школа XXI века»
Лето, жара, никакие занятия на ум не идут! Но… язык, как и все остальные мышцы нашего тела, особенно в дошкольном возрасте, нуждается в постоянной тренировке. Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.
Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».
Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки? Они:
тренируют речевой аппарат,
развивают фонематическую и артикуляционную память,
обогащают словарный запас,
ставят речевое дыхание,
помогают сделать речь интонационно грамотной,
подготавливают к формированию письменной речи.
А ещё они дают маме или папе, бабушке или дедушке и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам.
Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
Скороговороки для отработки «трудных» звуков
Отрабатываем звук Б.
- Бобы у бабы как баобабы.
- У Богдана баян в бане.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Отрабатываем звук П.
- Капитан Капитон пакует покупки.
- У Пети папа капитан.
-Не путаник в пути, а путник.
- Попугая не купают,
Попугая не пугают,
Попугая покупают!
- Папа Капу
Покинет – поймает,
Подкинет – поймает,
Подкинет – поймает.
Различаем звуки Б и П.
- Капа – под дубом, Петя – под буком.
- У баобаба Петя и папа.
- У быка губа тупа, бык, бык тупогуб.
Отрабатываем звук Д.
- В водоёме воды видимо-невидимо.
- Дома – домовой, в воде – водяной.
- Еду к деду, буду к обеду.
- Два воеводы в одной подводе.
Отрабатываем звук Т.
- В тупике непутёвый путник.
- Петя опять купит пять опят.
- Петя Петухов купит петухов.
- У Тани – тайна,
Это Танина тайна,
И Таня таит эту тайну.
- У Потапа не пяток пяток – а пяток опяток;
У питона – ни опяток, ни пяток.
- Никто Тане не ткёт ткани.
Различаем звуки Д и Т.
- У водопада девять Матвеев, один Вадим да два Авдея.
- Дима и Тома у тёти дома.
- Дима и Тома догонят медведя и дадут ему мёда.
Отрабатываем звук К.
- Купите Капе новенький пакет.
- В окне конник на коне.
- Канаву купают?
Канаву копают.
И Капу копают?
Капу купают.
- У кума – кума, у кумы – мука.
Отрабатываем звук Г.
- Бабе Яге маги не помогают магией.
- У Инги и Игната – ангина.
- Угадать – не угодить, угодить – не угадать.
- Могу догнать, де не догоню,
Могу обогнать, да не обгоню.
Различаем звуки Г и К.
- Бегу к быку и от быка бегу.
- У кота – когти, у котёнка – коготки.
- Попугая не купают,
Попугая не пугают,
Попугая покупают!
Отрабатываем звук Х.
- У Пахома – махаон.
- На охоте – Ахмед Ахмедов,
Михей Михеев,
Пахом Пахомов
И Тихон Тихонов.
- Духи у петуха?
Ха-ха, ха-ха, ха-ха!
У петуха духи?
Хи-хи, хи-хи, хи-хи!
-
Хиханьки да хахоньки – доходы махоньки.
Отрабатываем звук С.
- В саду у Дуси гусыни и гуси.
- У Сани нос в сметане.
- Вместе с невестой Сеня месит тесто.
- На ступеньках Сима, а Сеня едет мимо.
- Десять совят на сосне сидят.
- Семенит к скамейке гусят семейка.
- Сюда сядут десять совят, а сюда встанут десять собак.
- В миске у киски – мясо и сосиски.
Вкусные сосиски в миске у киски.
- Косил Косой косой косой.
- Босой Сысой сено косит косой.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Оса боса и без пояса.
Отрабатываем звук З.
- В вазе у Зои мимозы и гвоздики.
- Хозяин не зовёт знакомых на завод.
- Зойка – зайкина хозяйка.
- В избе у музыканта забавная заводная обезьянка.
- Не звенит позвонок, позвонок не звонок.
- Кузьма зевает, и Зоя зевает.
Зоя зевает, и Зина зевает.
Зина зевает, и Тузик зевает.
Зевают, зе-ва-ют, зззе-ввва-юттт.
- Звёздный змей звенел зубами.
Различаем звуки С и З.
- Не сиди, Дуся, на сквозняке.
- Семён – в засаде, сазан – в зоосаде.
- Сказание о создании заставы за Казанью.
- Под высокой сосной сидит зайка косой.
И под низкой сосной сидит зайка косой.
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Отрабатываем звук Ц.
- В Ницце ценят пиццу.
- У доцента пятнадцать пинцетов.
- Отец купца – певец, отец певца – купец.
-
У негодницы-ябедницы одиннадцать единиц.
- Птенец у птицы – умница.
- В цветнике цветут цветы.
Различаем звуки С и Ц.
- Света ест яйцо всмятку.
- Синице гусеница снится.
- На спице – синица, синице не спится.
- Синица на стог садится, да не сидится на стогу синице.
Отрабатываем звук Ш.
- В кувшине – кувшинки.
- У Дашки – подушка под ушком.
- На окошке Гошкина кошка.
- Наша Маша выше вашей.
- На окошке у Тошки – кошка и котят немножко.
- Шьёт швея штанишки Паше, Яше, Маше и Наташе.
- Кошка в штанишках?
В штанишках не кошка.
Мошка в штанишках?
В штанишках не мошка.
Мышка в штанишках?
В штанишках не мышка.
Мишка в штанишках?
Мишка в штанишках!
- Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
Различаем звуки С и Ш.
- Маша и Саша с шахматами в камышах.
- На сосне – сосновые шишки.
- Пастушок к пастушке спешит,
Пастушок пастушку смешит.
- Смешной стишок о Саше-пастушке и Сашеньке-пастушке.
- Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.
- Мышки мишке вымоют миску.
- Шапкой Саша шишку сшиб.
-
Кошка спит, а мышку видит.
- Шапка и шубка – вот и весь Мишутка.
Отрабатываем звук Ж.
- Даже ужу ужин нужен.
- Увижу Женю – покажу ежа, увижу Жанну – покажу ужа.
- Жану нужен ножик, Жанне нужен ёжик.
- Жена на мужа похожа, мужа уважают, жену – тоже.
- Может ёжик побежать?
Ёжик может побежать.
Может жаба подождать?
Жаба может подождать.
Может жук жужжать, жужжать?
Может, может жук жужжать.
- Живи да не тужи.
- Не живут ужи, где живут ежи.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Различаем звуки З и Ж.
- Зоя бежит за бумажным змеем.
- Кузьма бежит за Зиной в книжный магазин.
- У забавной обезьянки забавные ужимки.
Различаем звуки Ш и Ж.
- Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.
- Женя пашет, Паша вяжет.
- Подожди ёж: побежишь и упадёшь.
- Наша Даша выше вашей, ваша Даша ниже нашей.
Отрабатываем звук Ч.
- Пончик чинит вагончик.
- Тонечка отвечает за двоечку.
- У мамочки – котёнок в тапочке.
- Водичка течёт, а печка печёт.
- У папочки – очки и тапочки.
- Димочка Ниночке чистит ботиночки.
- У Ванечки на диванчике в чемоданчике одуванчики.
- Точь в точь, как мать и дочь.
- У Танечки – тачка, а у Анечки – печенья пачка.
Различаем звуки Ш и Ч.
-
Миша что-то шепчет Маше.
- У девчушки – пичужка.
- Ну и шуточки у нашего Мишуточки!
Отрабатываем звук Щ.
- В дощатом ящике у каменщика щебёнка.
- Кощея щами не угощают.
- Помещик угощает нищего щами.
- Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
- Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Различаем звуки Ч и Щ.
- У Манечки вещички в ящичке.
- У Танечки на щёчках ямочки.
- Щеночек к чащу дощечку тащит.
Отрабатываем звук Л
- Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила.
- Хвалю халву.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
Отрабатываем звук Р
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
- Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
- На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
- На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
- «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
- Ехал грека через реку,
видит грека – в реке рак,
сунул грека руку в реку,
рак за руку греку цап!
Различаем звуки Р и Л.
- Около кола колокола, около ворот коловорот.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
- Король-орёл.
Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!
Желаем успехов!