СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сквернословие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Слово является важной составляющей нашего общения. Слово – это и средство передачи информации, и возможность выразить своё отношение к происходящему, поддержать в трудную минуту. Но словом можно и смертельно оскорбить.

Что такое сквернословие и откуда к вам пришли «бранные слова?»

Просмотр содержимого документа
««Сквернословие»»


Доклад

«Сквернословие»

«Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…»

В. Шефнера

Слово является важной составляющей нашего общения. Слово – это и средство передачи информации, и возможность выразить своё отношение к происходящему, поддержать в трудную минуту. Но словом можно и смертельно оскорбить.

Что такое сквернословие и откуда к вам пришли «бранные слова?»

Ежедневно мы произносим большое количество слов, не задумываясь о том, что каждое слово несёт в себе огромное значение, влияет и на окружающих, и на нас самих.

Язык может быть добрым и злым, жестоким врагом. У Л.Н. Толстого есть замечательное высказывание: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: «нецензурная брань», «непечатные выражения», «матерщина», «нецензурная лексика». Но издавна нецензурное слово в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В.И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано:

Скверна – мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное. В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова – мать. Произносить эти слова – значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на мать.

Почему люди сквернословят?

В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодёжная культура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становиться особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам , то есть чувство взрослости. Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

При анкетировании учащихся на вопрос «Знаете ли вы, что такое сквернословие?»

Учащиеся ответили «да» - 75%, «нет» - 25%

Многие учащиеся не знают значение слова «сквернословие»

На вопрос «Употребляете ли вы в речи нецензурную брань?»

Учащиеся ответили: «да»-55%, «нет»- 45%

Отсюда вывод, что у учащихся низкий уровень культуры речи.

На вопрос «Почему (причины)?»

Ответы были такие: «хочу казаться взрослее»- 23%, «не знаю» - 24%, «так отвечаю на грубость»-13%, «дома слышу нецензурные слова»-13%, «не могу сдержаться» -9%, «так выражаю эмоции»-12%, «вошло в привычку»- 6%.

Отсюда вывод: низкий уровень культуры общения, воспитания в семье.

На вопрос «Сквернословят ли в вашей семье?»

Ответили «да»-43%, «нет»- 36%, «иногда»-21%.

Сквернословие родителей является плохим примером для детей.

На вопрос «Как ты реагируешь на нецензурную брань по отношению к тебе?»

Ответы были такие: «не обращаю внимания» - 24%, «отвечаю тем же»- 21%, «обижаюсь»-20%, «дерусь»-17%, «смеюсь»-13%, «делаю замечание»-3%.

Учащиеся привыкли к бранным словам и не реагируют на них. Многие попали в зависимость от этой болезни, а безразличием, ответной бранью, грубостью сквернословие не искоренить.

Так ли безобидна эта привычка – сквернословие?

Возможно, одной из причин употребления учащимися нецензурной брани является незнание того, что она негативно влияет на здоровье человека.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что матерные слова опасны для здоровья, они не только способствуют снижению интеллекта, провоцируют преступления, обворовывают людей духовно, унижают и оскорбляют, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечат людские судьбы, приводят к раннему старению и преждевременной смерти.

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. Слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – доброй энергией насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

У поэта М. Матусовского есть такие строки:


Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.


Был проведён опыт «Влияние хороших и грубых слов на прорастание семян фасоли»

Цель: проверить, как влияют хорошие и бранные слова на прорастание семян фасоли.

Ход опыта:

Взяли два стакана и в каждый положили одинаковое количество семян фасоли. На одном стакане подписали «хорошие слова», на другом «грубые слова». Стаканы поставили в разные комнаты. Три раза в день на протяжении 2-х недель по 2 минуты произносили над стаканами «хорошие слова»-добрые и ласковые слова, а над «грубыми словами»- грубые. По ходу опыта соблюдались одинаковые условия проращивания семян (температурный режим, количество воды).

Результаты

Из 15 семян фасоли, над которыми произносили хорошие слова, проклюнулись 8 семян, над которыми произносили грубые слова, из 15 проклюнулись только 2 семечка.

Вывод:

Таким образом, грубые слова негативно влияют на прорастание семян. Значит, разрушительно они действуют и на организм человека.

От сквернословия к экологии слова

Язык больше чем одежда говорит о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Мы несём ответственность за каждое праздное слово, особенно скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя другого человека, посылая проклятия ему, мы тем самым навлекаем беду на себя. Сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации эмоционального подъёма.

Человек, привыкший сквернословить, находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Часто брань применяют, что называется, для связки слов. К этому люди так привыкают, что не могут без неё обойтись. Даже от слов – паразитов (так сказать, короче, ну, как бы) очень трудно избавиться, тем более- от сквернословия. Если убрать из языка иного сквернослова весь мат, мы увидим, насколько беден его лексикон. Можно ли достучаться до такого человека, как показать ему красоту и выразительность русского языка?

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Учиться хорошей, спокойной, грамотной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Хотя это трудно, но делать нужно.

Наша речь – важная часть не только поведения, но и нашей личности, души, ума. Философ Сенека сказал: «Речь- это показатель ума».

Экология слова – это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.

На вопрос анкеты «Как бороться со сквернословием?»

Учащиеся ответили:

«наказывать штрафом родителей»-25%, «вести по TV программу о культуре речи»-13%, «нужно, чтобы родители не ругались»-17%,

«не обращать внимания на брань»-15%, «запретить законом»-11%,

«начать с самого себя»-12%, «не знаю»-7%.

Учащиеся дали самые разные ответы. Но они не понимают того, что начать прежде всего нужно каждому с себя.

Семья, родители – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям. Родители не должны терять свой авторитет перед детьми.

Школа даёт представление о богатстве языка, формирует знания, знакомит с лучшими образцами русской литературной речи, закладывает основы мировоззрения.

В средствах массовой информации должна звучать только правильная, грамотная речь, соответствующая нормам современного русского языка. А общественность не должна быть равнодушной к негативным проявлениям в речи.

Каков человек, таковы и его слова и подрастающему поколению нужно прививать основы терпимого отношения к другим людям – то есть – толерантность.

Чтобы избежать раннего появления в лексиконе подростков ругательств, взрослым необходимо следить за собственной речью. Часто подростки не понимают, что говорят, или не понимают, как оскорбительны и обидны бывают такие слова. Нужно чаще объяснять детям, что употреблять «бранные» слова просто неприлично. Поэтому в школе нужно проводить воспитательские часы на темы: «О вреде сквернословия», «Словом можно убить», «У того кто ругается некрасивое лицо» и т.д.

Поэт М Лисянский писал:


Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.


Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!