Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный | | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим! К уроку готовы? Тогда за работу! Удачи желаю я вам! | Готовятся к уроку. Рассаживаются на свои места. | |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | – Давайте вспомним, что вы знаете о деепричастии. | Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других |
2. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | Анализ составленной схемы. – Ребята, мы с вами не указали, признаки каких частей речи есть у деепричастия? (Глагола и наречия.) – Назовите признаки наречия у деепричастия. А какие признаки глагола? Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы | Формулируют собственные мысли. Обдумывают ответы на вопросы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
3.Целеполагание и построение выхода из затруднения | Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. На доске: НЕДОУМЕВАТЬ – НЕДОУМЕВАЯ НЕ ГОВОРИТЬ – НЕ ГОВОРЯ –Сопоставьте предложенные слова и скажите, с какой орфограммой будет связана тема нашего урока? | Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа | Распределительный диктант. – Распределите словосочетания на три колонки, объяснив слитное или раздельное написание не с глаголами, причастиями. Сделайте вывод: как пишется не с деепричастиями. НЕ с глаголами | НЕ с деепричастиями | НЕ с причастиями | | | | 1. Книга не читана. 2. Непрочитанная повесть. 3. Ничего не делая. 4. Не вычитанные редактором статьи. 5. Никак не мог заснуть. 6. Ни о чем не спрашивая. 7. Не горевал, а радовался. 8. Не был в деревне. 9. Не кланяясь в пояс. 10. Не выступал на конференции. 11. Не пользуясь льготами. 12. Не думать над нерешенной проблемой. 13. Недоумевать. 14. Непроверенные факты. 15. Не смея рассчитывать на успех. 16. Он что-то недоговаривает. 17. Никогда не улыбающийся человек. 18. Почти никем не решенная задача. 19. Ни о чем не думая и не рассуждая. 20. Еще не написанная книга. 21. Нескошенная трава. 22. Не хвастая силой. 23. Неисследованные горы. 24. Неизученный, но важный вопрос. 25. Не разрушенный, а целый. 26. Не привыкая к долгой работе. 27. Не защищенное от ветра лицо. 28. Урок не выучен. 29. Неизданная повесть. Взаимопроверка | Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную ин-формацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
5. закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Обсуждение результатов. Организует и сопровождает деятельность учащихся по повторению орфограмм «Правописание не с глаголом», «Правописание не с причастием». Подводит к выводу о том, что не с деепричастиями пишется так же, как с глаголом – раздельно. Составление обобщающей таблицы. Не с глаголами и деепричастиями раздельно | слитно | 1. Все глаголы; 2. до- (действие, не доведенное до конца) не дотянулся до полки не сделав до конца не бежал | 1. Не употребляется без не-; 2. недо- (отсутствует в нужном количестве, недостаточность, неполнота по сравнению с нормой) недостает изящества недосыпая ночей | – Если у нас с вами есть приставка до-, которая обозначает действие, не доведенное до конца (например, не дотянулся до полки – действие не исполнено до конца), то не со словом дотянулся пишется раздельно. Если же действие, о котором говорится, отсутствует в нужном количестве по сравнению с нормой, присутствует в недостатке, то в этом случае не со словом пишется слитно. Например, недостает изящества (изящества не хватает, то есть в нужном количестве отсутствует) | Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Задание №1. Спишите предложения, раскрывая скобки (Не) глядя на мать, Олег стал собирать вещи. Женщина (не)доумевала, куда исчез билет. Приходилось работать, (не) жалея сил. (Не) жалей сил на хорошее дело! Его учили преодолевать трудности, (не) унывая и (не) хныча. (Не) давши слова, крепись, а давши, держись. (Не) зная брода, (не) суйся в воду. (Не) убив медведя, шкуры (не) продают. | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7. Подведение итогов, рефлексия. Выставление оценок за урок. | | - Итак, урок подошёл к концу, давайте подведем итоги. - Какова тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставили в начале урока? Ответы учащихся. - Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями? Ученик читает правило. - Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием? Ученик отвечает по алгоритму. - Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке, у вас все сегодня получилось? Все было понятно? Опорные фразы: Мы вспомнили, что – Мы поняли – Было интересно – Вызвало затруднение – Нужно выучить - | Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы учителя. С помощью опорных слов продолжают предложения. Выставление оценок с помощью командиров групп. | |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | Правило повторить, вып. упр. 195 | Записывают Д/З | |