СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стилистические особенности поэмы «Слово о полку Игореве». Урок 3.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стилистические особенности поэмы «Слово о полку Игореве». Урок 3.»

План-сценарий урока

студентки 5 курса группы РЛ-15-1

Лушиной Т.А.

Тема: Стилистические особенности поэмы «Слово о полку Игореве».

Цели:

Развивающие

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, делать необходимые выводы;

- обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;

- обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов;

- способствовать развитию логического мышления;

- обеспечить условия для овладения учащимися алгоритма решения проблемных и исследовательских задач.

Воспитательные

- обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;

- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

- способствовать формированию умения работы в группах.

Образовательные

- организация деятельности учащихся по расширению области их знаний о стилистических и композиционных особенностях «Слова о полку Игореве».


Методы:

-беседа;

-работа с учебником, с текстом произведения;

-запись в тетради;

-письменная работа.



Оборудование:

-учебник;

-презентация.


Тип урока: комбинированный.


План урока

1.Организационный момент;

2.Подготовка к восприятию;

3.Аналитическая беседа с учащимися;

4.Синтез;

5.Домашнее задание.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!

Садитесь на свои места, открывайте тетради, записывайте сегодняшнее число и тему урока: Стилистические особенности «Слова».

Здравствуйте!


Открывают тетради, записывают число и тему урока.

Личностные:

самоопределение

-подготовка к учебной деятельности

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с

предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в

соответствии с целью выполнения заданий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками.

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с

коммуникативной задачей.

Подготовка к восприятию

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение замечательного образца древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве».


Этот урок я хотела бы начать со слов В.Г.Белинского о том, что поэма "Слово о полку Игореве" - "прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии".


На предыдущем занятии вы познакомились с содержанием, идейной направленностью произведения. Сегодня же мы поговорим о поэтических особенностях языка великого произведения, а также о его композиции.


Записывают эпиграф урока.

Личностные:

- Самоопределение (мотивация учения).

Регулятивные:

-планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действии на уроке;

- принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний.

границы знания/незнания

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

Аналитическая беседа

Сколько гармонии звучит в ликующей музыке строк «Слова о полку Игореве». Общение с ним всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. Возникшее в пору юности русской литературы, оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок, «благоухающий, свежий, и яркий». И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов.


Я попрошу вас зачитать вступление этого произведения.

(На доске картина В.М. Васнецова «Боян» 1880г.)


- Кому посвятил автор «Слова» вступительную часть?


Кто же такой Боян?




Верно. Автор поэмы об Игоревом походе представляется нам одиноким певцом памятных страниц русской старины. Кажется, будто у него не было предшественников и сверстников в его поэтическом деле. А между тем сам он с уважением и восторгом говорит о "соловье старого времени" Бояне, песенный дар которого ценит так высоко, что не решается идти по его стопам, чувствуя себя бессильным сравняться с ним в искусстве поэзии. Наш автор не прочь был бы уступить свое место Бояну, чтобы он своим соловьиным щекотом воспел Игоревы полки, но, сам принимаясь за свою песнь, автор "Слова" то и дело говорит не "по былинам сего времени", как он обещал это делать, а "по замышлению Бояню". Красочность и гиперболичность образов "Слова", стремительность и напряженность повествования, взволнованность речи - все это, нужно думать, подсказано было ему песенным стилем Бояна. Он идет по следам Бояна и тогда, когда изображает богатство добычи Игоря при его победе над половцами, и тогда, когда рисует картину битвы русских с половцами. С Бояном автора «Слова…» роднит ритмичность и музыкальность речи. Он говорит о песнях и струнах не потому только, что Боян пел с их аккомпанементом, а потому, что сам был полон песенного ритма и речевой музыки.

Таким образом, своим поэтическим искусством наш автор был обязан мастерству певца, в свою очередь воспитавшего свой дар на лучших образцах народно-песенного творчества.


Какие же средства выразительности народной поэтической речи известны вам, ребята?


Отлично, сейчас я вам раздам листочки, на которых есть отрывки из «Слова», ваша задача – определить, какие средства выразительности использует автор.


А сейчас я попрошу вас сделать табличку, как на слайде.


Каким жанрам устного народного творчества близка Игорева песня? 








Прошу вас записать в середине строки: Специфика жанра.

Данную поэму можно разделить на четыре части, давайте проведем стрелочки назовем эти 4 части.

1 часть — Вступление

2 часть — Описание похода князя Игоря

3 часть — Вещий сон Святослава и его «золотое слово», обращенное к князьям с призывом отомстить за «землю Русскую, за раны Игоревы»

4 часть — Возвращение Игоря из плена.


Композиция «Слова» отличается строгостью и стройностью. Стройность композиции поддерживается делением «Слова» на ряд картин-песен. Такие части-картины заканчиваются припевом-рефреном: «О, Русская земля, ты уж за холмом!»


Д.С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось соединить в своей поэме плач и славу: горький упрек в безрассудстве — и восхищение мужеством защитников Русской земли; одобрение героизма, жажда воли — и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей.


Как вы думаете, что объединяет такие разнородные по содержанию и жанровым признакам отрывки в единое целое?

Верно.


Некоторые ученые предполагают, что в основе композиции лежит принцип переплетения триад. Использование этого принципа говорит о высокой литературной культуре автора. Внешнюю триаду составляют зачин, основная часть и концовка. Внутри основной части выделяют, в свою очередь, три части: повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями; центральный фрагмент, посвященный Святославу (сон Святослава, его толкование боярами, "золотое слово", сливающееся с авторскими обращениями к князьям); заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач-заклинание Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).


- А какой композиционный прием помогает скрепить различные части текста?


Для произведений устного народного творчества характерны повторы. Автор "Слова :" использует повторы в качестве своеобразных скрепов, которые "держат" композицию всего произведения (будем называть их рефренами).

Рефрены словно переплетаются между собой, создавая особый колорит, придавая цельность произведению.

1. Зачин.

2. Основная часть.

Первая часть.

": Ища себе чести, а князю славы".

"О Русская земля! Уже за холмом ты!"

"Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю - славы"

"О Русская земля! Уже за холмом ты!"

" : А храбрые русичи перегородили червлеными щитами"

"Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось".

"А Игорева храброго полка не воскресить!"

"Унылы городские стены, и веселие поникло"

Вторая часть.

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

"А Игорева храброго полка не воскресить!"

": За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!"

"приуныли голоса, сникло веселье"

Часть третья.

"Уныли цветы от жалости, а дерево в тоске к земле приклонилось".

3. Концовка.

"Страны рады, города веселы".


Глубокое идейное содержание "Слова о полку Игореве" гармонически воплотилось в изумительной поэтической форме, какой мы не встретим ни в одном памятнике старинного славянского эпоса. Богатство образно-символических элементов - отличительная черта "Слова". Поэтическое олицетворение, сравнение, параллелизмы - все это в изобилии находим мы в нем. Художественные средства поэтической речи автор "Слова" использовал так, что придал своему произведению глубокую лирическую взволнованность и большое эмоциональное напряжение, то и дело высказывая свое субъективное отношение к событиям и лицам, принимавшим в событиях участие. Это делает "Слово" памятником насквозь публицистическим, агитационным, призывающим к действию, к борьбе за сплочение всех русских сил против кочевников-разорителей Русской земли. Призыв постоять "за землю Русскую", забыв личные счеты и личные временные эгоистические выгоды, звучит у нашего автора значительно энергичнее и убедительнее, чем он звучит даже у древнего летописца, также стоящего на страже интересов Русской земли в ее целом. "Слово", является сугубо прогрессивным для своего времени литературным памятником, обнаружившим силу национального самосознания наиболее передовых людей Киевской Руси.

Велика и познавательная ценность "Слова". Оно дает живую и правдивую картину феодальной обстановки старой Руси.

   "Слово о полку Игореве", конечно, много выше того, что создала до него русская литература. Но не нужно забывать, что такое произведение не могло возникнуть на почве, не подготовленной всем предшествующим литературным развитием. "Слово о полку Игореве" ценно не только само по себе, но и как органический продукт нашей хотя и молодой, но уже в ту пору талантливой культуры, быстрыми шагами догонявшей более старую и значительно раньше себя проявившую культуру средневековой Европы.













Один ученик читает вступление к поэме.




Бояну.


Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Выдвигалась гипотеза о том, что Боян был связан с Черниговским  и зависимым от него Тмутараканским княжеством.































Ученики называют постоянные эпитеты, образы-символы, сравнения, метафоры, олицетворения.


Ученики выполняют задания в парах. Затем идет проверка того, что они сделали.



Делают таблицу, заполняют ее.



Былине: эпический сюжет, образы русских князей восходят к образам богатырей - традиционные для былины повторы, финальная слава князьям и дружине, гипербола (Всеволод в бою, бегство Игоря из плена). Народной песне: в плаче Ярославны прослеживается структурный параллелизм с образами природы, в расшифровке сна Святослава - метафорический пейзаж.



Делают запись.


Пытаются сами определить названия частей.






























Любовь к родной земле, забота о судьбах русских людей.




Рефрены.

Личностные:

- нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Регулятивные:

- организовать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполнять пробные учебные действия;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и доказывать их;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- делать выводы по результатам работы.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- извлекать обходимую информацию из текста;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Синтез

Итак, хочу у вас спросить, что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось?

Ученики высказывают свое мнение, идет обсуждение.

Личностные:

- нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Регулятивные:

- соотносить цели урока с результатами работы;

- анализировать и осмыслять свои достижения;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

- строить монологическое высказывание;

- отвечать на вопросы учителя;

- слышать и понимать речь других.

Домашняя работа

Дома вы должны будете выучить отрывки из произведения наизусть. Девочки – плач Ярославны. Мальчики – «золотое слово» Святослава, стр. 211 – 215.

Записывают домашнее задание.

Личностные:

- выработка смыслообразования;

- ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные:

-прогнозировать предстоящую работу;

Познавательные:

- поиск необходимой информации в тексте.

Коммуникативные:

- владение диалогической и монологической формами речи.













Приложение 1. 


Прочитав отрывки из поэмы, определите средство выразительности речи:


Всеслав – князь

Людей судил,

Князьям города рядил,

А сам в ночи

Волком рыскал  

(сравнение)


А половцы

Дорогами ненаезженными

Побежали к Дону великому:

Телеги в полуночи

Криком кричат.

(олицетворение)










Если вещий Боян,

Кому хотел песнь творить,

То носилася мысль его…

Серым волком по земи,

Сизым орлом под облаки…  

(постоянные эпитеты)


А как Игорь соколом полетит,

Так Овлур волком бежит,

Отрясая собою

Студёную росу      

(сравнение)


Дремлет в поле

Олегово

Хороброе гнездо:

Залетело далече!

Не было оно

Обиде обречено:

Ни соколу, ни кречету,

Ни тебе –

Черный ворон,

Половчанин поганый!..    

 (постоянные эпитеты)







Приложение 2. Поэтические особенности


Язык

Речь автора обнаруживает его живое отношение к событиям: скорбит о поражении русских воинов, порицает и обличает князей, которые не прислушались к призыву об объединении, переживает о судьбе своей родины, прославляет мощь русского народа.

Художественные приёмы

Автор создает живые картины происходящего, пытается создать у читателей нужное настроение. Это можно заметить в описании природы, которая перед походом князя Игоря как бы предвещает трагический исход сражения: вой волков, возбуждающий ужас; клекот орлов, созывающий вереей на трупы; лай лисиц; звериный свист и т. п.

Эпитеты

Народнопоэтические, то есть такие, которые чаще встречаются в устной народной поэзии, чем в книжно-письменной речи, например: серый волк, сизый орел, черный ворон и т. п.

Метафоры

Часто автор прибегает к метафорическим эпитетам, например: железные полки, золотое слово, живые копья и т. п.

Олицетворение

Например: «Уже Пустыня Силу прикрыла! Встала Обида в полках Дажьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыла ми на синем море у Дона». Здесь обида дается в образе девы, которая машет лебедиными крыльями.

Аллитерация (созвучие)

Например: «…в пяток потопташа поганые полки половецкие».