Просмотр содержимого документа
«Словообразование глаголов.»
Словообразование глаголов
Балакирева Т.А.,
МБОУ СОШ № 23
г. Владивостока
Разминка
Уж та..т снег, б..гут руч..и,
В ..кно п..ве..ло в..сною,
З..свищут скор.. с..лов..и,
И лес оден..тся листвою.
(Плещеев)
- Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы.
2. Одеть – надеть. Объясните разницу в значении слов.
3. Выполните пунктуационный разбор предложения.
4. Дайте характеристику предложению:
В окно повеяло весною.
В окно повеяло весною.
- (Повеств., невоскл., простое, односоставное, распр.)
- Чем выражено сказуемое?
- Какие глаголы называются безличными?
- Чего не имеют такие глаголы?
- Какую роль выполняют в предложении?
Выполните морфологический разбор слова ПОВЕЯЛО
1) Что сделало?
2) н.ф. повеять, 1 спр, невозвр, неперех., сов.в.,
изъяв. накл., прош.вр., ср.р., ед.ч.
3) сказуемое
- Определите способ образования
Определите способ образования глаголов
- 1. Перерасти, выкопать, покусать, расшифровать, возгордиться, изрисовать, прилепить.
- 2. Смешить, советовать, пестреть, желтеть, дешеветь.
- 3. Озеленить, усыновить, пояснить, покашливать, дозвониться
С помощью чего?
Приставок
От чего?
Суффиксов
-у-
Примеры
от глаголов
Приставок и суффиксов одновременно
-пере-
-ова-
о-+ -ене-
от сущ.
у лететь
-вы-
-ева-
От разных частей
у-+ -я-
совет ова ть
-за-
-а-
пере прыгнуть
у-+ -и-
вы молвить
речи
У средн я ть - средний
гор ева ть
-об-
обед а ть
У сво и ть - свой
за говорить
-н-
-на-
У тро и ть - трое
об ъехать
от прилаг.
-с-
-е-
на крыть
син и ть
-в-
-ну-
с ъехать
зелен е ть
в писать
глох ну ть
Как образовались глаголы проголодаться, раскричаться, разбежаться?
- Запишите их, обозначая словообразовательные морфемы.
- Про голодать ся – голодать
- Рас кричать ся – кричать
- Раз бежать ся - бежать
Запишите глаголы, образованные с помощью 1) приставки; 2) суффикса; 3) приставки и суффикса одновременно
- Рассказать, беседовать, ободрить, разбежаться, узнать, присниться, построить, подвести, разрастись, одуматься, приблизиться, осмотреться, расстелить.
Работа в парах
Домашнее задание: упр314, 316
Рефлексия