СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Урок математики. Программа "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления с новыми знаниями

Просмотр содержимого документа
«Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Урок математики. Программа "Перспектива"»

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями».


Цель:формирование умений складывать дроби с одинаковыми знаменателями;

Задачи: повторить понятие дроби, закрепить умение читать и сравнивать дроби; тренировать вычислительные навыки, умение решать задачи на нахождение части.


Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:карточки с числами; карточки для составления опорного конспекта; алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями; эталон для самопроверки самостоятельной работы.

Раздаточный материал:чистые листы-блоки для построения алгоритма сложения дробей с одинаковыми знаменателями, по 4–5 штук для каждой группы; правила работы в группе; таблицы для самооценки на этапе рефлексии.



  1. Организация урока

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Учебник, ручка и тетрадка



  1. Мотивация к учебной деятельности

Народная мудрость гласит: «Учение ключ к уменью», и поэтому я вам желаю на сегодняшнем уроке успехов в учебной деятельности.
Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей по алгоритму: Хочу – Надо - Могу)

И начнём урок с повторения.

  1. Актуализация знаний

А) 100 – 1 : 3 + 27 : 4 + 135 : 25 : 2 : 5

Блиц-опрос:

  • Почему в конце цепочки получилось дробное число

  • Как называется число, записанное над чертой?

  • Как называется число, записанное под чертой?

  • Что показывает числитель дроби?

  • Что показывает знаменатель дроби?

  • Как найти часть от числа?

  • Как найти число по части?

  • Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

  • Как сравнить дроби с одинаковыми числителями, но разными знаменателями?

- Назовите дробь, большую, чем 3/5 (4/5; ¾)

- Назовите дробь, меньшую, чем 3/5 (2/5; 3/6)

- Почему 4/5 ˃3/5; 3/5˃2/5

- Докажите, что 3/4˃ 3/5 3/5˃ 3/6

б) Работа с системой тестирования

Проверка: 1 – B

2 – A

3 – C

4 – A

5 – C

6 - B

Отметки за тест будут выставлены в конце урока


  1. Формулирование темы урока


(Работа в парах)

На ваших партах лежат карточки, где записаны дроби.

- Что вы заметили? (во всех дробях одинаковый знаменатель)

- Расположите дроби в порядке возрастания

- Какое правило помогло вам выполнить задание?

- Какое получилось слово?

-Попробуйте сформулировать тему урока (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями)

Я предлагаю вам решить следующую задачу


Вы много учитесь. В течение учебной недели 5/25 вашего учебного времени занимают уроки русского языка и 3/ 25 уроки литературы. Какую часть вашего учебного времени занимают уроки русскогоязыка и литературы вместе?

-Приступайте к решению задачи. Те, кто нашел решение, встаньте.

-С помощью какого действия мы можем объединить части?

- Значит, правы были те, кто составил выражение 5/25+3/25?

- Назовите значение выражения...., а есть ли другие мнения.

ПО СИТУАЦИИ:

- Мы решали одно выражение, но получили разные ответы.

- Решая задачу мы получили ответ 8/ 25, но не можем утверждать, что он правильный.

- Мы попытались выполнить задание....



ЗАТРУДНЕНИЕ:

- Что особенного в этом выражении? (Мы складывали дроби)

- Что общего у этих дробей? (Одинаковые знаменатели)

-В чем причина затруднения?

Формулирование цели урока

-Итак, чему мы будем учиться на уроке? (учиться складывать числа с одинаковыми знаменателями и построим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями)


5. Поиск выхода из затруднительной ситуации


- Отрезки, геометрические фигуры – это математические модели.

РАССКАЗЫВАЮ О РАБОТЕ ГРУПП





Группа 1.

Отрезок - модель натурального числа. Выполните графически сложение 5/25 и 3/25. Отметьте на отрезке дробную часть 5/25 красным цветом. Отметьте на отрезке дробную часть 3/25 синим цветом так, чтобы отметки не пересекались, а следовали друг за другом. С помощью какой дроби можно выразить сумму отметок?

2. Группа 2.

Квадрат - модель натурального числа. Выполните графически сложение 5/25 и 3/25. Закрасьте дробную часть 3/25 красным цветом. Закрасьте дробную часть 5/25 синим цветом. С помощью какой дроби можно выразить сумму закрашенных частей?

3. Группа 3.

Яблоко –модель натурального числа. С помощью этой модели выполните сложение 5/25 и 3/25. Отложите 5 долек из 25. Добавьте к ним ещё 3 дольки. Сколько долек из 25 вы взяли? Запишите это число дробью.



ГРУППЫ ВЫВЕШИВАЮТ СВОИ ОТВЕТЫ

5/25+ 3/25=8/25

- Итак, уроки русского языка и литературы занимают 8/25 вашего учебного времени.

- Работа с моделями дробных чисел помогла выполнить сложение, но всякий раз к ней прибегать неудобно. Поэтому необходимо составить алгоритм, следуя которому мы могли складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

- Какую операцию необходимо провести с числителями дроби?

- Следует ли изменять знаменатель дроби?

- Проверим наши выводы по учебнику. Правы ли мы были?



  1. Физкультминутка



  1. Первичное закрепление



-2- (с комментированием)



-4- выполняется фронтально с проговариванием (повторяем алгоритм)

Проверка

- Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

- Готовы проверить научились ли вы складывать дроби с одинаковыми знаменателями?

- Что надо сделать, чтобы это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.)



8. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

- 7- (1 в-т 1 таблица; 2 в-т 2 таблица)

Зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?».

- Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с таблицей в учебнике.

- Кто допустил ошибки? Поставьте «?».

– В чем причина?

– Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!



9. Включение в систему знаний и повторение

-6-

а) Назовите вопрос задачи

-Что известно про массу помидора и огурца в килограммах?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

- А в граммах?

- Почему?

- Что будем находить: число по части, или часть по числу?

- Сделайте преобразования



б) самостоятельно

- Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

Резерв: -10-

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем. Составить алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями)

- Достигли цели? Докажите.

Учащиеся повторяют алгоритм сложения дробей или правило.

- У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?

- У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?

- Справились ли вы с трудностями?

- Что мы должны помнить? (Преодолевая трудности, мы учимся.)

– В чем еще надо потренироваться?



Фамилия_____________________________ Имя___________________________________



Утверждения



Поставь знак «+» или «?»


1) Тема урока мне понятна.


2) Я достиг цели урока.


3) Я умею складывать дроби.


4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки




Оказывается знания о дробях используют не только люди, чья деятельность связана с расчетами. Великий русский писатель Л.Н. Толстой восхищался емкостью понятия дробь. Он писал: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле». Мы осуществили 7 учебных действий. Подумайте, сколько из них вам удалось осуществить полностью, а какие не получились, и оцените свою работу на уроке дробью, знаменатель которой равен 7 (по количеству уч. действий), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем лучше вы работали на уроке. (Свою отметку поставьте на полях)

  1. Домашнее задание

С. 8 № 9, С. 9 № 14

Отметки за тестирование