Число:
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с правилом сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Учебно-воспитательные задачи урока:
Образовательная: изучение действия сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; разработка навыков их практического применения Развивающая: развивать логическое мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение ставить цели и выражать свою точку зрения; создать условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности, воспитывать ответственность.
Средства обучения: учебник Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др. «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс», линии «Сферы»; Задачник-тренажер, Тетрадь-тренажер.
План урока
№ | Этапы урока | время | Методы и методические приемы |
1 | Орг.момент | 2 мин | Словесный(приветствие) |
2 | Подготовка к изучению нового материала | 7 мин | Словесный, практический |
3 | Изложение нового материала | 10 мин | Словесный, практический |
4 | Закрепление материала | 20 мин | Практический |
5 | Подведение итогов. Домашнее задание | 3 мин | Словесный (запись на доске), оценивание |
6 | Рефлексия | 2 мин | Словесный |
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создание благоприятного психологического настроя учащихся на активную работу на уроке.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют упражнения:
Как называются данные числа?
2/3, 4/9, 11/8, 12/5. (Обыкновенные дроби).
2. Как называются первые две дроби? Какие дроби называются правильными? (Правильные дроби. Это дроби, у которых числитель меньше знаменателя.)
3. Другие две дроби. Какие две дроби называются неправильными? (Неправильные дроби. Это дроби, у которых числитель больше или равен знаменателю.)
4. Сформулируйте правило сокращения дробей (чтобы сократить дробь нужно разделить числитель и знаменатель дроби на их общий делитель).
Сократите дроби: 9/15, 25/45,8/32, 62/4, 16/24, 12/36, 17/51, 24/40
5. Сформулируйте правило сравнения дробей. (Если числители одинаковые, то больше та дробь, знаменатель которой меньше. Если знаменатели одинаковые, то больше та дробь, знаменатель которой больше.)
Как можно сравнить дроби с разными знаменателями. (Привести дроби к наименьшему общему знаменателю и сравнить дроби, применяя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями).
Сравнить дроби:
½ и ¼, 5/7 и 5/9, 7/8 и 5/8, 11/15 и 4/15.
6. Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?
Выполните действия
,
,
,
,
,
,
Изложение нового материала.
Выполняя эти задания, мы повторили некоторые правила. Мы уже умеем выполнять следующие действия с дробями: сокращение, приведение к новому знаменателю, сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сегодня мы узнаем, как сложить дроби с разными знаменателями. Записываем тему урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Запишите дроби: 2/3,5/6, 11/12, 13/18.
К какому наименьшему общему знаменателю можно привести все дроби? Почему к 36?
Приведите все дроби к знаменателю 36.
Что мы можем сказать об этих дробях?
Найдите сумму дробей 5/6 и 2/3, 5/6 и 11/12
Найдите разность дробей 5/6 и 2/3, 11/12 и 13/18.
Сформулируйте, каким правилом сложения и вычитания вы воспользовались?
Сформулировано правило: Для того чтобы выполнить сложение или вычитание дробей с разными знаменателями, надо привести дроби к общему знаменателю и выполнить действие (сложение или вычитание) с дробями по правилам сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Учащиеся записывают в тетрадях алгоритм сложения дробей с разными знаменателями:
Привести дроби к общему знаменателю.
Сложить (вычесть) дроби, применяя правило сложения(вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями.
Решаем у доски:
Вычислить: ½+3/4 ;7/8-3/4; 5/6+2/3; ½-1/3
Учащиеся приводят дроби к наименьшему общему знаменателю и совместно с учителем решают примеры.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Закрепление материала.
Выполнение упражнений на применение правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Учебник: №№ 546, 547(а,б). Задачник №№ 330(а,б), 331(а,б).
Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание: П.33(2 ч.), стр 157. У.№ 547(в), З. №№ 330(в,г), 331(в,г).
6. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Учащиеся оценивают собственную деятельность:
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я закрепил…
Сегодня на уроке я поставил себе оценку …