Звягинцева Н.В. Преподаватель теории музыки (I квалиф. категория)
Слушаем и слышим музыку
Музыка сопровождает нас всю жизнь, с самого раннего детства. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, при этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на нас: весёлая и грустная, нежная и печальная, сильная и гордая. Ошибочно считать, что музыка предназначена только для развлечения. Она обладает более широкими возможностями: способностью оказывать воздействие на психологическое и физическое состояние, облагораживает человека, работая над его душой, облегчает ему жизнь, даёт выход эмоциям и переживаниям, помогает выражать себя и понимать других, объединяет всех людей нашей прекрасной планеты.
Еще задолго до рождения Христа врачеватели, философы, ученые, жрецы, учителя различных философских школ разных стран и эпох использовали игру на музыкальных инструментах как средство восстановления психического состояния и лечения здоровья организма. Так было в древнем Египте, Риме, Греции, в древнем Китае, Индии и других странах. Уже тогда поняли, что тихая размеренная мелодия успокаивает человека, уравновешивает его, укрепляет его органы. Врач Авиценна использовал для лечения музыку так же, как он использовал травы и другие снадобья и диеты. С помощью музыки ему удавалось исцелять душевнобольных людей. Древние ученые полагали, что музыка устанавливает порядок во Вселенной, восстанавливает нарушенную гармонию в организме.
Среди всех видов особенно выделяется классическая музыка, которая обладает мощнейшим источником энергии, имеет лечебный эффект и положительно воздействует на человека.
Учёными доказано, что чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует! Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека, может «управлять» человеческим настроением, благотворно влияет на работу внутренних органов. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти. Науке уже известен «эффект Моцарта», когда маленькие дети, слушающие музыку великого австрийского композитора, быстрее развиваются в интеллектуальном отношении. Проведенные эксперименты подтверждают, что после пpослyшивания мyзыки Моцаpта повышается так называемый «коэффициент интеллектyальности» на несколько баллов. Интеpесным фактом явилось то, что мyзыка Моцаpта повышала yмственные способности всех yчастников экспеpимента – y тех, кто любит Моцаpта, и y тех, кому она не нравится.
Многие выдающиеся люди по разному высказывались о влиянии музыки на человека. В.А. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», а русский писатель В.Г. Белинский говорил: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них».
Именно поэтому в нашей школе большое внимание уделяется такому предмету, как «Слушание музыки».
В самом названии этого предмета лежит самый простой и в то же время самый сложный вид музыкальной деятельности, без которого невозможен будущий музыкант – восприятие и анализ музыкального произведения. Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют.
Дети получают возможность услышать разнообразные вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание как таковое дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.
Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Занятия должны проходить в творческой атмосфере, и быть разнообразными по форме и содержанию. Каждый урок должен быть особенным, запоминающимся.
На своих занятиях я использую загадки, конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки, мультипликационные фильмы, музыкальные фильмы, видео сценических постановок. Использую такие игровые приемы как:
Творческие игры и импровизации. Например, прошу детей представить себя в роли композиторов. Какую музыку они бы сочинили для времени года (осени, весны и т.д.)? А какую музыку они бы сочинили для какой-то картины?
Ассоциативные игры. Например, «Расскажи мне о музыке», «Оживи картинку» и др. Они способствуют развитию ассоциативного мышления, творческого воображения детей, умения продуцировать неординарные идеи и образы. Помогают развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений.
Наши ученики с удовольствием принимают участие в олимпиадах по «Слушанию музыки», проходящих в нашей школе, в других городах и онлайн. Это позволяет не только подтолкнуть их к более углубленному изучению материала по какой-либо теме, но и развивает самостоятельность.
Предмет «Слушание музыки» - очень важный, необходимый и творческий предмет. Разные формы восприятия музыки помогают закрепить знания, умения и навыки, способствуют самоутверждению детей, развивают настойчивость, стремление к успеху. А главное, показывают и доказывают, что музыка, искусство, творчество – они везде! И не важно, профессиональный ты музыкант или только начинающий!