«Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе»
СТОЯЩИЙ
НЕ ТЕКСТ,
А МИР,
ЗА ТЕКСТОМ»
«МЫ ПОНИМАЕМ
А.А.Леонтьев
Умение учиться
ФГОС НОО
Фундамент всех УУД и предметных действий
Смысловое чтение
Позволяет учащемуся действовать самостоятельно при получении образования
УУД
интерпретация
поиск
преобразование
оценка
понимание
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения- максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Процесс обучению смысловому чтению состоит из последовательных действий:
АНАЛИЗИРОВАТЬ
СРАВНИВАТЬ
ГЕНЕРИРОВАТЬ
ПОНИМАТЬ
ВИДОИЗМЕНЯТЬ
1 этап
Работа с текстом до чтения
Цель : Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)
Задача – выработать мотивацию к прочтению текста
Как вы думаете, о чём пойдёт речь в притче, если она заканчивается предложением
«Потому что окно было закрыто!»
Спросил как- то учитель троих своих учеников:
- Почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень ?
- Потому что камень тяжелый, – ответил один из них.
- Потому что стекло хрупкое, – изрёк другой.
-Потому что метнувшая камень рука была сильна, а удар точный, – сказал третий.
- Никто из вас троих не дал правильного ответа, друзья мои!
??? ВАШИ версии: почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень?
Никто из вас троих не дал правильного ответа, друзья мои! – сказал учитель. - Потому что окно было закрыто!
2 этап Работа с текстом во время чтения
Цель - восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.
Главная задача -обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации)
Орел и кошка К.Д.Ушинский
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло. Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.
«Почемучка: моделирование вопросов»
Репродуктивные вопросы
Кто описан в рассказе?
Где происходили события рассказа?
Кто напал на счастливую маленькую семью?
Как кошка боролась с орлом?
Как автор описывает орла (крылья, клюв, лапы)?
Как вы поняли значение словосочетаний закипела битва , могучие крылья не потеряла мужества , израненный котёнок
Кто победил в схватке?
Как кошка победила орла?
Что удивило вас в этой истории?
Продуктивные вопросы (специальные)
Можно ли считать верным утверждение, что кошка вела себя самоотверженно?
Какие выводы можно сделать из последних слов рассказа « забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка »?
Каковы мотивы поступка кошки?
Почему она так самоотверженно защищала своего котёнка?
Можно ли рассказ назвать «Мать» или «Сила духа»? Почему?
Согласны ли вы с тем, что мир природы для нас загадка?
Какие вопросы вам бы хотелось задать автору?
Продуктивные вопросы (разделительные)
Если известно, что орёл – хищник, превосходящий по силе кошку, как же нам понять «безумие» кошки?
Если мы знаем , что мать ради дитя готова на всё, то зачем Ушинский описывает эту историю?
Если взглянуть на эту схватку с другой стороны (орлу или его птенцам для выживания необходима еда), то можно ли осудить кошку?
Если нам известен суровый закон природы ( выживает сильнейший! ), то почему мы осуждает орла и восхваляем кошку?
Практические вопросы
Объясняющие вопросы
Простые вопросы
Уточняющие вопросы
Творческие вопросы
Оценочные вопросы
Ромашка Блума или Таксономия
Тема урока
СМЫСЛОВОЕ СВЁРТЫВАНИЕ ТЕКСТА: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
1. Простой план (озаглавить каждую часть текста)
2. Рисованный план (сделать рисунки или подобрать иллюстрации к каждой части текста, расположив их последовательно).
3. Вопросный план (задать вопрос к каждой части текста).
4. Цитатный план (выписать предложение, в котором заключена основная информация данной части).
Практическая работа: смысловое свёртывание текста Рисованный (иллюстрированный) план
Вопросный план
- Почему семья была счастлива?
- Какая угроза подстерегает кошку и её котят?
- Как писатель описывает «битву насмерть»?
- Кто победил в этой борьбе и почему?
Цитатный план
- Маленькая семья счастлива.
- Огромный степной орёл схватил одного котёнка.
- Закипела битва насмерть.
- Кошка облизывала израненного котёнка.
Смысловое свёртывание текста: приёмы работы с составленным планом
- Приём «Разверни информацию» (пересказ по плану, простому, вопросному, цитатному, рисованному).
- Приём «Рассыпанный план» (расставить пункты плана в соответствии с сюжетом).
- Приём «Сопоставление» (к рисованному пункту плана подобрать фрагменты текста).
- Приём «Проталинки» (в плане пропустить пункты, предложить ученикам восстановить его).
- Приём «Логическая цепочка» (нарушив последовательность плана, пропустив одно звено или перепутав цепочку, предложить ученикам исправить ошибку).
3 Этап Работа с текстом после чтения
Цель: обсуждение прочитанного, возвращение к 1 этапу, соотношение читательских интерпретаций с авторской позицией.
Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.
Работа в группах
Синквейн
- Чтение
- Вдумчивое, осмысленное
- Развивает, помогает, интересует
- Чтение расширяет наш кругозор
- Познавание
Эссе с использванием метода «ПОПС-формула»
П – Я считаю, что смысловое чтение это такое качество чтения, при котором достигается понимание текста.
О – Потому что развивается устная и письменная речь.
П – Я могу доказать это на примере изученных приемов работы с текстом.
С – Исходя из этого я делаю вывод о том, что обучение смысловому чтению в начальной школе очень важно.
Кластер
Словарный запас
Сравнивать
Преобразование и интерпрета
Правильность чтения
ция
Противопоставлять
Понима
ние
Смысло
вое чтение
Оценка
Поиск
Информационный
Теоретическая
Практическая
Выбо
рочный