СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение»

2017 год

2017 год

Труд всё побеждает. Всякое дело концом хорошо. Маленькое дело лучше большого безделья. Больше дела, меньше слов. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. Терпенье и труд все перетрут. В труде рождаются герои. Всякое уменье трудом дается. Любовь к труду - у людей на виду.
  • Труд всё побеждает.
  • Всякое дело концом хорошо.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Больше дела, меньше слов.
  • Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • В труде рождаются герои.
  • Всякое уменье трудом дается.
  • Любовь к труду - у людей на виду.

Потеряла Алёнушка ключ. На опушке искала – не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно.

Потеряла Алёнушка ключ.

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

Мастер - класс:  «Технология смыслового чтения» 2017 год

Мастер - класс: «Технология смыслового чтения»

2017 год

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Смысловое чтение-  это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Смысловое чтение-

это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД:     в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД:  

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Технология смыслового чтения включает в себя  3 этапа работы с текстом:   1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения  3. Работа с текстом после чтения

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения 

3. Работа с текстом после чтения

Работа с текстом до чтения Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.   Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
  • Работа с текстом до чтения

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».

Приемы предтекстовой деятельности

  • «Мозговой штурм»
  • «Глоссарий»
  • «Ориентиры предвосхищения»
  • «Предваряющие вопросы»
  • «Рассечения вопросов».
 Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).   Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Приемы текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометкой»

Приемы текстовой деятельности

  • «Чтение вслух»
  • «Чтение про себя с вопросами»
  • «Чтение с остановками»
  • «Чтение про себя с пометкой»
3. Работа с текстом после чтения   Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.   Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

3. Работа с текстом после чтения

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»

Приемы послетекстовой деятельности

  • «Отношения между вопросом и ответом»
  • «Тайм-аут»
  • «Проверочный лист»
  • «Вопросы после текста»
Прием «Ориентиры предвосхищения» До чтения текста Суждения После чтения текста Рукописная книга-произведение искусства. Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась заставками и концовками. Рукописная книга была большой и тяжелой. Для письма использовали пергамент. Орудиями письма были перьевые ручки. Рукописные книги были доступны всем. Рукописные книги писались монахами. Летописи - это рассказы о важных событиях Древней Руси. Самая известная летопись Древней Руси- «Повесть временных лет», была написана монахом Нектарием. Первая печатная книга на Руси появилась в 1654 году.

Прием «Ориентиры предвосхищения»

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

Рукописная книга-произведение искусства.

Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась заставками и концовками.

Рукописная книга была большой и тяжелой.

Для письма использовали пергамент.

Орудиями письма были перьевые ручки.

Рукописные книги были доступны всем.

Рукописные книги писались монахами.

Летописи - это рассказы о важных событиях Древней Руси.

Самая известная летопись Древней Руси- «Повесть временных лет», была написана монахом Нектарием.

Первая печатная книга на Руси появилась в 1654 году.

Технология смыслового чтения включает в себя  3 этапа работы с текстом:   1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения  3. Работа с текстом после чтения

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения 

3. Работа с текстом после чтения

Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».

Приемы предтекстовой деятельности

  • «Мозговой штурм»
  • «Глоссарий»
  • «Ориентиры предвосхищения»
  • «Предваряющие вопросы»
  • «Рассечения вопросов».
«Мозговой штурм»    Алгоритм реализации приема: Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Ассоциации записываются на доске. Педагог может добавить различную информацию. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Мозговой штурм»

Алгоритм реализации приема:

  • Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
  • Ассоциации записываются на доске.
  • Педагог может добавить различную информацию.
  • Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Глоссарий»   Алгоритм реализации приема: Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Глоссарий»

Алгоритм реализации приема:

  • Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  • Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентиры предвосхижения»   Алгоритм реализации приема: Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

«Ориентиры предвосхижения»

Алгоритм реализации приема:

  • Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
  • После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
«Предваряющие вопросы»   Алгоритм реализации приема: Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.) Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

«Предваряющие вопросы»

Алгоритм реализации приема:

  • Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)
  • Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.
 «Рассечения вопроса»   Алгоритм реализации приема: Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Рассечения вопроса»

Алгоритм реализации приема:

  • Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Технология смыслового чтения включает в себя  3 этапа работы с текстом:   1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения  3. Работа с текстом после чтения

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения 

3. Работа с текстом после чтения

Приемы  текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометкой»

Приемы текстовой деятельности

  • «Чтение вслух»
  • «Чтение про себя с вопросами»
  • «Чтение с остановками»
  • «Чтение про себя с пометкой»
«Чтение вслух»   Алгоритм реализации приема: Чтение текста по абзацам. Зада­ча — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.

«Чтение вслух»

Алгоритм реализации приема:

  • Чтение текста по абзацам. Зада­ча — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
  • Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.
«Чтение про себя с вопросами»   Алгоритм реализации приема: Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.

«Чтение про себя с вопросами»

Алгоритм реализации приема:

  • Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
  • Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает.
  • Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.
«Чтение с остановками»   Алгоритм реализации приема: Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение с остановками»

Алгоритм реализации приема:

  • Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»   Данная приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

«Чтение про себя с пометками»

  • Данная приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
Технология смыслового чтения включает в себя  3 этапа работы с текстом:   1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения  3. Работа с текстом после чтения

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения 

3. Работа с текстом после чтения

Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»

Приемы послетекстовой деятельности

  • «Отношения между вопросом и ответом»
  • «Тайм-аут»
  • «Проверочный лист»
  • «Вопросы после текста»
«Отношения между вопросом и ответом»   Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

«Отношения между вопросом и ответом»

  • Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
Где ответ?   В тексте В голове  читателя    в одном в разных автор и я только я  предло- частях  жении текста  текста  найди соедини соедини найди  точный вместе, вместе, ответ  ответ составь составь в своей    ответ ответ голове

Где ответ?

В тексте В голове

читателя

 

в одном в разных автор и я только я

предло- частях

жении текста

текста

найди соедини соедини найди

точный вместе, вместе, ответ

ответ составь составь в своей

ответ ответ голове

«Тайм-аут»   Алгоритм реализации приема: Чтение первой части текста. Работа в парах. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом .

«Тайм-аут»

Алгоритм реализации приема:

  • Чтение первой части текста. Работа в парах.
  • Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом .
«Проверочный лист»   Алгоритм реализации приема: ( Проверочный лист «Краткий пересказ») Названа основная мысль текста. Названы главные мысли текста и основные детали. Присутствует логико-смысловая структура текста. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. Содержание изложено собственными словами (языковыми средства­ми) при сохранении лексических единиц авторского текста.

«Проверочный лист»

Алгоритм реализации приема: ( Проверочный лист «Краткий пересказ»)

  • Названа основная мысль текста.
  • Названы главные мысли текста и основные детали.
  • Присутствует логико-смысловая структура текста.
  • Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста.
  • Содержание изложено собственными словами (языковыми средства­ми) при сохранении лексических единиц авторского текста.
«Вопросы после текста»  («Таксономия Б.Блюма)   Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к: - фактической информации текста, изложенной вербально; - подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте; - концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста; - оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.

«Вопросы после текста» («Таксономия Б.Блюма)

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста;

- оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.

Стратегия смыслового чтения формирует: познавательный интерес; развивает речь; улучшает запоминание материала; активизирует воображение; появляется внимание к слову; умение сопоставлять факты и делать умозаключения.

Стратегия смыслового чтения формирует:

  • познавательный интерес;
  • развивает речь;
  • улучшает запоминание материала;
  • активизирует воображение;
  • появляется внимание к слову;
  • умение сопоставлять факты и делать умозаключения.
Благодарю  за внимание!

Благодарю за внимание!