СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Смысловое чтение как основа эффективного обучения на уроках русского языка и литературы».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Смысловое чтение как основа эффективного обучения на уроках русского языка и литературы».»

Смысловое чтение как основа эффективного обучения на уроках   русского языка и литературы

Смысловое чтение как основа эффективного обучения на уроках   русского языка и литературы

«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом»  А.А. Леонтьев Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста . Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на  содержание .

«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом»

А.А. Леонтьев

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста .

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание .

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и критически осмыслить извлечённую  информацию .

Цель смыслового чтения

максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и критически осмыслить извлечённую информацию .

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:   I этап. Работа с текстом до чтения. II этап. Работа с текстом во время чтения. III этап. Работа с текстом после чтения

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

  • I этап. Работа с текстом до чтения.
  • II этап. Работа с текстом во время чтения.
  • III этап. Работа с текстом после чтения
Этапы работы с текстом 1.Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание  предстоящего чтения ). Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

Этапы работы с текстом

1.Работа с текстом до чтения

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения ).
  • Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.
Этапы работы с текстом 2.Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение. Перечитывание текста. Анализ текста. Беседа по содержанию. Выразительное чтение .

Этапы работы с текстом

2.Работа с текстом во время чтения.

  • Первичное чтение.
  • Перечитывание текста.
  • Анализ текста.
  • Беседа по содержанию.
  • Выразительное чтение .
Этапы работы с текстом 3.Работа с текстом после чтения. Смысловая беседа по тексту . Знакомство с писателем , его личностью. Работа с заглавием, иллюстрациями. Творческие задания .

Этапы работы с текстом

3.Работа с текстом после чтения.

  • Смысловая беседа по тексту .
  • Знакомство с писателем , его личностью.
  • Работа с заглавием, иллюстрациями.
  • Творческие задания .
Работа с текстом строится по трём направлениям Поиск и восстановление информации, понимание прочитанного. Преобразование и интерпретация информации. Рефлексия и оценка информации.

Работа с текстом строится по трём направлениям

  • Поиск и восстановление информации, понимание прочитанного.
  • Преобразование и интерпретация информации.
  • Рефлексия и оценка информации.
Три фазы процесса чтения Восприятие текста , раскрытие его содержания и смысла. Извлечение смысла , объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Создание собственного нового смысла .

Три фазы процесса чтения

  • Восприятие текста , раскрытие его содержания и смысла.
  • Извлечение смысла , объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.
  • Создание собственного нового смысла .
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ по формированию навыков смыслового чтения 1.Работа с текстом до чтения   ученикам предлагается рассмотреть заглавие

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

по формированию навыков

смыслового чтения

1.Работа с текстом до чтения

ученикам предлагается рассмотреть заглавие

Перед чтением произведения применяю приём «прогнозирования»,  то есть сначала ученикам предлагается рассмотреть заглавие.   Заголовок предвосхищает, является своеобразным кодом , расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

Перед чтением произведения применяю приём «прогнозирования», то есть сначала ученикам предлагается рассмотреть заглавие.

Заголовок предвосхищает, является своеобразным кодом , расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

Работа с текстом до чтения   Постановка целей урока

Работа с текстом до чтения

Постановка целей урока

2. Работа с текстом во время чтения Анализ текста. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Составление кластера – схемы

2. Работа с текстом во время чтения

  • Анализ текста.
  • Беседа по содержанию.
  • Выразительное чтение.

Составление

кластера – схемы

3.Работа с текстом после чтения.   Смысловая беседа по тексту . Работа с иллюстрациями. Творческие задания .

3.Работа с текстом после чтения.

Смысловая беседа по тексту .

Работа с иллюстрациями.

Творческие задания .

  Понимание прочитанного.  Преобразование, интерпретация  и оценка информации Цель смыслового чтения – понять содержание текста и критически осмыслить извлечённую информацию.

Понимание прочитанного. Преобразование, интерпретация и оценка информации

Цель смыслового чтения – понять содержание текста и критически осмыслить извлечённую информацию.

«Смысловое чтение как основа эффективного обучения на уроках   русского языка и литературы»  Пути, обеспечивающие развитие умений  смыслового чтения: Ответы на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения;   приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст

«Смысловое чтение как основа эффективного обучения на уроках   русского языка и литературы»

Пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения:

  • Ответы на поставленные вопросы;
  • высказывание своей точки зрения;  
  • приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение;
  • объяснение различных ситуаций с помощью текста;
  • доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст
В учебнике 5 класса «Русский язык»  работа по смысловому чтению прослеживается постоянно: учебник ведёт беседу с учеником. Тема «Текст». Сразу даётся вопрос для припоминания: «Что такое текст?» Кажется, ответить на этот вопрос легко. Рассказы, романы и другие литературные произведения – это тексты. Газетные статьи – тоже. И письма – тексты. А справки, заявления, приказы? Конечно, тексты. Деловые тексты. Такая беседа вызывает интерес, даёт возможность сначала ответить  на вопрос, а потом посмотреть, что говорит  учебник.

В учебнике 5 класса

«Русский язык»

работа по смысловому чтению прослеживается постоянно: учебник ведёт беседу с учеником.

Тема «Текст».

Сразу даётся вопрос для припоминания: «Что такое текст?»

Кажется, ответить на этот вопрос легко.

Рассказы, романы и другие литературные произведения – это тексты.

Газетные статьи – тоже. И письма – тексты.

А справки, заявления, приказы? Конечно, тексты. Деловые тексты.

Такая беседа вызывает интерес, даёт возможность сначала ответить на вопрос, а потом посмотреть, что говорит учебник.

Тема «Текст»

Тема «Текст»

Приёмы технологии смыслового чтения Конспектирование. Деление текста на абзацы. Составление плана. Викторина. Логическая перегруппировка/восстановление последовательности.

Приёмы технологии смыслового чтения

  • Конспектирование.
  • Деление текста на абзацы.
  • Составление плана.
  • Викторина.
  • Логическая перегруппировка/восстановление последовательности.
Приёмы технологии смыслового чтения Прием маркировки текста ( V - уже знал; + - новая информация; -думал иначе; ? - есть вопросы). Приём «верные и неверные утверждения» «Толстые и тонкие вопросы»

Приёмы технологии смыслового чтения

  • Прием маркировки текста

( V - уже знал; + - новая информация;

  • -думал иначе; ? - есть вопросы).
  • Приём «верные и неверные утверждения»
  • «Толстые и тонкие вопросы»
Приёмы технологии смыслового чтения Восстановление/заполнение пропусков. Упражнения на дополнение. Приём сопоставления/нахождения сходств и различий.

Приёмы технологии смыслового чтения

Восстановление/заполнение пропусков.

Упражнения на дополнение.

Приём сопоставления/нахождения сходств и различий.

Приемы работы с текстом можно разделить на традиционные и инновационные. 1.Вопросно-ответные упражнения  –учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, важное от менее существенного, второстепенного. Вопросы имеются в начале и в конце каждой темы.

Приемы работы с текстом можно разделить на традиционные и инновационные.

1.Вопросно-ответные упражнения  –учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, важное от менее существенного, второстепенного. Вопросы имеются в начале и в конце каждой темы.

Приемы работы с текстом 2.Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором специально пропущено слово.  Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.  Пример: На новом материке_________________я увидел странных животных с длинными задними ногами и сильным хвостом. Эти животные предвигались прыжками. Мы-то с вами знаем, что это______________________, но во времена___________________эти животные были неизвестны, и он спросил у местных жителей, как они называются. Те ответили на своем языке: «____________________», и ____________________решил, что это и есть название животного. Он не знал, что на языке австралийцев слово «___________________» означает «  _________________________».

Приемы работы с текстом

2.Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором специально пропущено слово.

Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

Пример: На новом материке_________________я увидел странных животных с длинными задними ногами и сильным хвостом. Эти животные предвигались прыжками. Мы-то с вами знаем, что это______________________, но во времена___________________эти животные были неизвестны, и он спросил у местных жителей, как они называются. Те ответили на своем языке: «____________________», и ____________________решил, что это и есть название животного. Он не знал, что на языке австралийцев слово «___________________» означает « _________________________».

3.Упражнение на дополнение   – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо завершить, пользуясь информацией, полученной в ходе прочтения текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.

3.Упражнение на дополнение  

  • – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо завершить, пользуясь информацией, полученной в ходе прочтения текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.
Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов. Вариант 1 (ОГЭ-2025 )  Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 2,3  (1)Аттракционов в цирковом представлении было много. (2)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. (3)Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. (4)Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. (5)Потом она стала клевать цитрусовые.   2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  1) много (предложение 1)   2) все птицы были молодцы (предложение 2)   3) они становились, клевали и перелетали (предложение 3)   4) курица водрузилась (предложение 4)   5) она стала клевать (предложение 5)

Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

  • Вариант 1 (ОГЭ-2025 )

  • Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 2,3

  • (1)Аттракционов в цирковом представлении было много. (2)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. (3)Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. (4)Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. (5)Потом она стала клевать цитрусовые.

  • 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) много (предложение 1)

2) все птицы были молодцы (предложение 2)

3) они становились, клевали и перелетали (предложение 3)

4) курица водрузилась (предложение 4)

5) она стала клевать (предложение 5)

Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений Прочитайте текст и выполните задания 2,3 (1)Аттракционов в цирковом представлении было много. (2)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. (3)Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. (4)Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. (5)Потом она стала клевать цитрусовые. 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов. 1) В предложении 1 подлежащее – аттракционов. 2) Предложение 2 осложнено обобщающим словом, однородными подлежащими и однородными сказуемыми. 3) Предложение 3 двусоставное. 4) В предложении 4 содержится две грамматические основы. 5) Предложение 5 двусоставное, полное.

Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений

  • Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1)Аттракционов в цирковом представлении было много. (2)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. (3)Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. (4)Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. (5)Потом она стала клевать цитрусовые.

  • 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.
  • 1) В предложении 1 подлежащее – аттракционов.
  • 2) Предложение 2 осложнено обобщающим словом, однородными подлежащими и однородными сказуемыми.
  • 3) Предложение 3 двусоставное.
  • 4) В предложении 4 содержится две грамматические основы.
  • 5) Предложение 5 двусоставное, полное.

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями

  • К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Приёмы технологии смыслового чтения   Задание. «Продолжи фразу»

Приёмы технологии смыслового чтения

  •   Задание. «Продолжи фразу»
Приёмы технологии смыслового чтения Задание на деление текста на абзацы  – разделение текста на отдельные части согласно главной идее, содержащейся в каждой из них.

Приёмы технологии смыслового чтения

  • Задание на деление текста на абзацы  – разделение текста на отдельные части согласно главной идее, содержащейся в каждой из них.
Инновационные приемы работы с текстом Прием «Блиц опрос»    Прием «Поставь проблему. Предложи решение» ( позволит сориентировать ребят на работу с текстом параграфа).   «Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника»    (приём используется с целью  более точного воспроизведения  научного факта)

Инновационные приемы работы с текстом

  • Прием «Блиц опрос»  
  • Прием «Поставь проблему. Предложи решение» ( позволит сориентировать ребят на работу с текстом параграфа).  
  • «Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника» (приём используется с целью

более точного воспроизведения научного факта)

Приёмы технологии смыслового чтения Заполнение таблицы.  Например:  Ключевые слова Смысловые предложения Основной смысл текста

Приёмы технологии смыслового чтения

  • Заполнение таблицы.

Например:

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

 В настоящее время смысловое чтение служит одной из ведущих интеллектуальных функций. Именно поэтому навыки смыслового чтения являются базой для освоения содержания образования , которое состоит в целостности знаний, деятельности  и развития обучающихся.

В настоящее время смысловое чтение служит одной из ведущих интеллектуальных функций. Именно поэтому навыки смыслового чтения являются базой для освоения содержания образования , которое состоит в целостности знаний, деятельности и развития обучающихся.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!