Смысловое чтение как основа эффективного обучения на уроках русского языка и литературы
«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом»
А.А. Леонтьев
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста .
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание .
Цель смыслового чтения –
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и критически осмыслить извлечённую информацию .
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
- I этап. Работа с текстом до чтения.
- II этап. Работа с текстом во время чтения.
- III этап. Работа с текстом после чтения
Этапы работы с текстом
1.Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения ).
- Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.
Этапы работы с текстом
2.Работа с текстом во время чтения.
- Перечитывание текста.
- Анализ текста.
- Беседа по содержанию.
- Выразительное чтение .
Этапы работы с текстом
3.Работа с текстом после чтения.
- Смысловая беседа по тексту .
- Знакомство с писателем , его личностью.
- Работа с заглавием, иллюстрациями.
- Творческие задания .
Работа с текстом строится по трём направлениям
- Поиск и восстановление информации, понимание прочитанного.
- Преобразование и интерпретация информации.
- Рефлексия и оценка информации.
Три фазы процесса чтения
- Восприятие текста , раскрытие его содержания и смысла.
- Извлечение смысла , объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.
- Создание собственного нового смысла .
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
по формированию навыков
смыслового чтения
1.Работа с текстом до чтения
ученикам предлагается рассмотреть заглавие
Перед чтением произведения применяю приём «прогнозирования», то есть сначала ученикам предлагается рассмотреть заглавие.
Заголовок предвосхищает, является своеобразным кодом , расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.
Работа с текстом до чтения
Постановка целей урока
2. Работа с текстом во время чтения
- Анализ текста.
- Беседа по содержанию.
- Выразительное чтение.
Составление
кластера – схемы
3.Работа с текстом после чтения.
Смысловая беседа по тексту .
Работа с иллюстрациями.
Творческие задания .
Понимание прочитанного. Преобразование, интерпретация и оценка информации
Цель смыслового чтения – понять содержание текста и критически осмыслить извлечённую информацию.
«Смысловое чтение как основа эффективного обучения на уроках русского языка и литературы»
Пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения:
- Ответы на поставленные вопросы;
- высказывание своей точки зрения;
- приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение;
- объяснение различных ситуаций с помощью текста;
- доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст
В учебнике 5 класса
«Русский язык»
работа по смысловому чтению прослеживается постоянно: учебник ведёт беседу с учеником.
Тема «Текст».
Сразу даётся вопрос для припоминания: «Что такое текст?»
Кажется, ответить на этот вопрос легко.
Рассказы, романы и другие литературные произведения – это тексты.
Газетные статьи – тоже. И письма – тексты.
А справки, заявления, приказы? Конечно, тексты. Деловые тексты.
Такая беседа вызывает интерес, даёт возможность сначала ответить на вопрос, а потом посмотреть, что говорит учебник.
Тема «Текст»
Приёмы технологии смыслового чтения
- Конспектирование.
- Деление текста на абзацы.
- Составление плана.
- Викторина.
- Логическая перегруппировка/восстановление последовательности.
Приёмы технологии смыслового чтения
( V - уже знал; + - новая информация;
- -думал иначе; ? - есть вопросы).
- Приём «верные и неверные утверждения»
- «Толстые и тонкие вопросы»
Приёмы технологии смыслового чтения
Восстановление/заполнение пропусков.
Упражнения на дополнение.
Приём сопоставления/нахождения сходств и различий.
Приемы работы с текстом можно разделить на традиционные и инновационные.
1.Вопросно-ответные упражнения –учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, важное от менее существенного, второстепенного. Вопросы имеются в начале и в конце каждой темы.
Приемы работы с текстом
2.Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором специально пропущено слово.
Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.
Пример: На новом материке_________________я увидел странных животных с длинными задними ногами и сильным хвостом. Эти животные предвигались прыжками. Мы-то с вами знаем, что это______________________, но во времена___________________эти животные были неизвестны, и он спросил у местных жителей, как они называются. Те ответили на своем языке: «____________________», и ____________________решил, что это и есть название животного. Он не знал, что на языке австралийцев слово «___________________» означает « _________________________».
3.Упражнение на дополнение
- – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо завершить, пользуясь информацией, полученной в ходе прочтения текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.
Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
- Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 2,3
- (1)Аттракционов в цирковом представлении было много. (2)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. (3)Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. (4)Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. (5)Потом она стала клевать цитрусовые.
- 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) много (предложение 1)
2) все птицы были молодцы (предложение 2)
3) они становились, клевали и перелетали (предложение 3)
4) курица водрузилась (предложение 4)
5) она стала клевать (предложение 5)
Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений
- Прочитайте текст и выполните задания 2,3
(1)Аттракционов в цирковом представлении было много. (2)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. (3)Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. (4)Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. (5)Потом она стала клевать цитрусовые.
- 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.
- 1) В предложении 1 подлежащее – аттракционов.
- 2) Предложение 2 осложнено обобщающим словом, однородными подлежащими и однородными сказуемыми.
- 3) Предложение 3 двусоставное.
- 4) В предложении 4 содержится две грамматические основы.
- 5) Предложение 5 двусоставное, полное.
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями
- К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Приёмы технологии смыслового чтения
- Задание. «Продолжи фразу»
Приёмы технологии смыслового чтения
- Задание на деление текста на абзацы – разделение текста на отдельные части согласно главной идее, содержащейся в каждой из них.
Инновационные приемы работы с текстом
- Прием «Блиц опрос»
- Прием «Поставь проблему. Предложи решение» ( позволит сориентировать ребят на работу с текстом параграфа).
- «Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника» (приём используется с целью
более точного воспроизведения научного факта)
Приёмы технологии смыслового чтения
Например:
Ключевые слова
Смысловые предложения
Основной смысл текста
В настоящее время смысловое чтение служит одной из ведущих интеллектуальных функций. Именно поэтому навыки смыслового чтения являются базой для освоения содержания образования , которое состоит в целостности знаний, деятельности и развития обучающихся.
Спасибо за внимание!