СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Е. Н. ШИРОКОВА «ДРУЗЬЯ»
Русский язык – 7 кл.
Цели: совершенствовать навыки описания произведений живописи;
развивать воображение учеников, навыки устной и письменной речи.
Учитель русского языка и литературы
Шевцова Л.Г.
Евгений Николаевич Широков
- Евгений Николаевич родился в 1931 году в городе Касли Челябинской области, двенадцатилетним начал работать на всемирно известном заводе художественного литья. Раннее трудовое взросление развило способности понимать жизнь и людей, общение же с искусством привило взгляд на него как на повседневный, обязательный труд, убедительно показало, что красота выходит из усилий работающей руки. Учеба в Свердловском художественном училище, а затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной дала необходимые навыки и знания, утвердила в правильности намеченного себе пути. Местом жизни и работы Широков избрал Пермь (1958).
Широков Евгений Николаевич - художник 26.03.1931
- Народный художник СССР (1986), один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства II пол. XX века.
- Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973).
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.
Портретные образы известных деятелей культуры, которым посвятил свои труды и дни Е. Н. Широков- свидетельство интереса автора к проблемам поиска человеком самого себя, своего места в духовной жизни общества. Одной из наиболее востребованной тематической разновидностью портрета почти на десятилетие станет портрет-раздумье.
Портрет писателя В.П.Астафьева 1969год
Портрет актера Е. Капеляна 1973 год
Творчество Широкова может свидетельствовать о прошедших днях тем, кто придет после нас. Ибо, помимо чисто эстетических и пластических достоинств, его работы содержат в себе волнующий человеческий документ, отпечаток личности их создателя, живущего напряженно и активно. И это большой и достойный уважения дар - не опережать свое время и не отставать от него, а идти с ним вровень, не отклоняясь от его забот. Этим даром природа наградила Е. Н. Широкова в полной мере.
Портрет Д. Кабалевского 1971год
Портрет художника Т.Коваленко 1972год
Юный хоккеист 1971год
Портрет балерины
Нади Павловой 1976 год
Баллада о художнике 1976 год
Автопортрет 1983год
Посреди России 1983год
«Друзья»
Беседа по вопросам:
- – Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину?
- – Что значит по-вашему дружба, друзья ?
- – В толковом словаре Ожегова читаем:
- « Друг – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;
- 2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.
- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Старый друг лучше новых двух.
- - Без друга в жизни туго.
- - Без друга на сердце вьюга.
- - Верному другу цены нет.
- - Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
- - Друга ищи, а найдешь – береги.
- - Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- - Человек без друзей – что дерево без корней.
- - Друга иметь – себя не жалеть.
- - Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
- – Кого мы видим на картине?
- -Каким настроением проникнуты персонажи картины?
- – Какие жесты, выражение лица, глаза мальчика говорят о том, что он огорчен?
- – Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?
- – Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему?
Мальчик
Средства художественной выразительности
Лицо
Глаза
Поза
Одежда
Мальчик
Средства художественной выразительности
Лицо
Глаза
Грустное, открытое, доброе, смуглое, худощавое
Задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с любовью
Поза
Одежда
Сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку
Спокойных тонов, сине-серая
- – А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку.
- – Какие тона, краски использовал художник, чтобы создать определенное настроение?
Распределите в два столбика: мальчик , собака
Какие слова и выражения вы не выписали? Почему?
- – Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени). Сколько частей будет в вашем сочинении?
- – О чем вы напишете в первой части? Во второй? В третьей?
- – Описанию чего вы уделите особое внимание?
Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья»
Передо мной лежит иллюстрация к картине Е.Широкова «Друзья». Главные персонажи в этой картине - мальчик и собака. Мальчик одет в синюю футболку, серые штаны и сандалии. Он нежно гладит своего друга по мягкой шерсти, как будто прося о помощи. Собака смотрит на него понимающими глазами, но, к сожалению, не может ничего ответить. Собака черного окраса, только кончики лап белые. Одно ухо у нее прижато к голове, другое приподнято, как будто она хочет вникнуть в проблему хозяина. Она тоже грустит, наверное, потому что грустит ее хозяин. Отношения между мальчиком и собакой очень теплые, нежные. Недаром эта картина называется друзья. Ведь у друзей радости и печали одни на двоих. Собака умеет выслушать все проблемы хозяина от двойки в школе, до проблем в доме. Ну, и радоваться она имеет вместе с ним. Наверное, мальчик сейчас думает о том, как ему плохо, и надеется, что собака ему поможет своим вниманием и умением слушать. Собака, скорее всего, думает о том, как плохо ее хозяину и что надо ему помочь, выслушать его проблему. Еще мне кажется, что она переживает, потому что не может помочь ему по-другому, но я думаю, что умение выслушать – это тоже большая помощь. В этой картине очень темные цвета. Наверное, из-за того, что мальчик и собака грустят. Диван, на котором они сидят, красного цвета. Он помят. Стена на этой картине тусклая. Это говорит о грусти тех, кто находится в этой комнате. Мне очень понравилась эта картина, потому что она показывает взаимоотношения между мальчиком и собакой.
(из Интернета)