СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине В. М. Васнецова "Снегурочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится по программе "Школа России" в 3ем классе.

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка".

Урок содержит богатый теоретический материал о художнике. Описана последовательность проведения урока сочинения по картине.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине В. М. Васнецова "Снегурочка"»

Урок русского языка 3 класс. Программа «Школа России».

Тема: Сочинение по репродукции В. М. Васнецова Снегурочка»

Цель: познакомит с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.

Задача урока: формирование УУД

  1. Личностных УУД –

- воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивных УУД

- самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательных УУД

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции);

- восприятие картины, как произведения искусства;

- уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Форма урока: урок развития речи.

Оборудование: репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки – задания, вопросы, репродукция картины на доске и репродукции картины у каждого ученика на столе.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» и напишем сочинение по этой картине.

3. Вступительная беседа.

У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

Портрет художника





Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен.

Родился Васнецов 15 мая (3 мая по старому стилю) 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году.

Картины Васнецова были впервые представлены на выставке в 1869, еще во время учения. Затем же Васнецов сотрудничал с товариществом передвижных выставок. Через некоторое время в своей биографии Виктор Васнецов перешел к направлению, более близкому к модерну.

Основными сюжетами картин Васнецова были сказки, бытовые ситуации, а затем исторические, былинные, религиозные мотивы. Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам: «Три богатыря», «Иван Царевич на сером волке», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Царевна-лягушка», «Три царевны Тёмного царства», «Снегурочка».

В 1893 году стал членом Академии художеств, а после 1905 — Союза русского народа. В России функционируют 4 музея, посвященных художнику. Музей Васнецова расположен в Москве, также в Санкт-Петербурге, Кирове, селе Рябово Кировской области.

Фамилия Васнецовых известна не только благодаря Виктору Васнецову, но и благодаря его младшему брату, Апполинарию Васнецову, прекрасному русскому пейзажисту, воспевшему суровую красоту Урала и русского Севера



«Аленушка» «Богатыри» «Царевна-лягушка»



«Снегурочка» «После побоища «Иван Царевич на

Игоря Святославича сером волке»

с половцами»



История создания картины.

Тема Снегурочки прошла лейтмотивом через все творчество художника. В 1881—1882 годах – декорации для любительского спектакля в доме Мамонтовых (по одноименной пьесе Островского), в 1885—1886 годах - снова декорации, но уже для оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Картина Васнецова «Снегурочка» является лишь одним из проявлений интереса художника к народному творчеству. Изначально вдохновением к написанию картины послужило именно оно. Согласно мотивам русской сказки, привлекательная юная девушка Снегурочка – это ребенок Мороза и Весны. Она представляет собой чистоту, как белый снег, но, ее холодная душа совершенно не знала любви. Изо всех своих сил сердце прекрасной девушки пытается открыть для себя это неведомое чувство. К сожалению, по злой иронии судьбы, именно тогда, когда сердцу Снегурочки вот-вот откроется любовь, ей суждено погибнуть. Это чистейшее создание, которое соединило в себе земные и неземные качества, настолько сильно очаровало душу Васнецова, что он воплотил его на полотне. Так появилась идея, а вскоре и сама картина Васнецова "Снегурочка».

Эскизы декораций к пьесе Островского «Снегурочка»

Снегурочка

Царь Берендей

Картина В. М. Васнецова в Государственной Третьяковской галерее



4. Беседа по картине

Рассмотрите репродукцию картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

- Что вас поразило больше всего?

- Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В. М. Васнецов? Кисть художника воплотила на холсте, как на театральной сцене, очарование настоящей русской зимы: дыхание ее холода и великолепие ее снегов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, написанной художником, о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушистых елочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом.

- Опишите зимнее небо. Редкие алмазные звезды сияют в сумраке небес.

- Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках?

В глухой темноте ночи исчезают дали, чуть угадывается деревушка, занесенная снегом. Приветливо лучатся огоньки -окошки деревенских изб.

- Почему снег на картине голубого цвета? Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Резкие яркие тени лежат на снегу

-Какое время суток изобразил В. М. Васнецов? Почему? - Художник показал нам зимнюю январскую ночь. Именно ночью, при зыбком, изменчивом, призрачном свете луны, происходят таинственные превращения и чудеса: выходит из леса или появляется волшебным образом на лесной заснеженной опушке, как на сцене театра, эта юная русская красавица – Снегурочка

-Опишите образ Снегурочки.

Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно - серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпавшего снега. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды.

-Как одета Снегурочка на картине В. М. Васнецова?

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.





Работа с новыми словами

Парча – плотная узорчатая ткань переплетающимися золотыми , серебряными нитями.

6. Составление плана сочинения, работа с опорными словами

7. Словарная работа.



-Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная.

-Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи.

Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки, пушистые хлопья снега.

8. Устное сочинение по картине.

9. Написание сочинений.

10. Редактирование текста.

11. Написание окончательного варианта.

Итог урока.