2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования 2.2.2.1. Русский язык
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Главными задачами изучения являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия:
для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
для знакомства обучающихся с методами научного познания;
для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
В связи со спецификой предмета «Русский язык» указанные элементы из обязательного минимума содержания реализуются на каждом уроке при выполнении упражнений, написании различных видов диктантов, изложений, сочинений, при опросе домашнего задания и различных видов самостоятельных работ:
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово употребления.
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Соблюдение основных орфографических норм.
Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 5 КЛАССА
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог). Основные особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи (рассказ)
Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, идея;
Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Культура речи
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Роль языка в жизни человека и общества.
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
Морфологический анализ слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных).
Синтаксис
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры). Однородные члены предложения; обращение.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого предложения.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения)
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом предложении, в диалоге.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 6 КЛАССА
Речь. Речевая деятельность
Основные особенности официально-делового стиля.
Основные жанры разговорной речи ( беседа, спор); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление); официально-делового стиля (расписка, заявление).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).
Культура речи
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Морфемика и словообразование
Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы. Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Лексикология и фразеология
Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.) Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Морфологический анализ слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов).
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 7 КЛАССА
Основные особенности функциональных стилей (публицистического), Основные жанры научного стиля и устной научной речи (отзыв); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка ( причастий и деепричастий).
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 8 КЛАССА
Речь. Речевая деятельность
Формы речи (полилог). Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (очерк).
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Культура речи
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке
Русский язык в современном мире.
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Способы передачи чужой речи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Правописание: орфография и пунктуация
Знаки препинания в конце предложения, в простом предложении, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 9 КЛАССА
Речь. Речевая деятельность
Основные особенности функциональных стилей (научного), языка художественной литературы. Основные жанры научного стиля и устной научной речи (выступление, тезисы, доклад,дискуссия, реферат, статья, рецензия); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Специфика художественного текста.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Синтаксис
Предложения простые и сложные. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения.
Правописание: орфография и пунктуация
Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении. Сочетание знаков препинания.