СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание логопедической работы с детьми, имеющими системное недоразвитие речи (СНР).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе планирования занятий с детьми с СНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира.

Просмотр содержимого документа
«Содержание логопедической работы с детьми, имеющими системное недоразвитие речи (СНР).»

Содержание логопедической работы с детьми, имеющими системное недоразвитие речи (СНР).

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Лексические темы:

«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Детский сад. Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Я и мое тело», «Одежда. Головные уборы», «Обувь»


Речь и интерес к

общению

Обучение пониманию, реагированию на слова педагога; работа над пониманием однословных вопросов кто? что? где?; обучение выполнению поручения с использованием предметов; работа над пониманием глаголов, односложных инструкций (дай, покажи, присядь, покачай куклу).

Обучение пониманию двухступенчатых инструкций (возьми чашку и налей водичку)

Речь и потребность в общении

Вызывание речевого подражания у детей;

формирование первых форм слов:

а) обучение воспроизведению частей некоторых слов по подражанию
педагогу, называнию предмета или действия словом, а не
звукоподражанием;

б) отработка произношения названий близких ребёнку лиц (мама, папа,
баба, деда, тётя) и имен кукол (Катя, Вова, Нина);

в) работа над расширением глагольного словаря, начиная с глаголов
повелительного наклонения (иди, сиди, беги и т.д.)

-расширение словаря за счёт прилагательных с оценочной семантикой

( грязный, чистый);

-работа над формированием фразовой речи;

-работа над формированием фразы-просьбы (мама, иди; папа, дай);

-работа над предложением сотрудничества или выражением желания

( хочу пить, давай играть);

- обучение умению составлять двухсловные предложения, состоящие из:

а) вопросительного слова и существительного в форме И.п ( Где Катя?
Где мяч?);

б) указательного слова и сущ. в форме И.п( Это Миша? Тут Ляля)

Фонетико-фонематическая сторона речи

Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков

(2-3 звучащие игрушки);

-уточнение произношения гласных;

-работа над спокойным и коротким выдохом (упражнения « Понюхаем цветок», « Душистое яблоко»и т.п.);

-начало работы по воспитанию плавного выдоха через рот ( на счёт 2-3);

- работа над силой голоса ( педагог. показывая куклу: « Ляля плачет: а-а-а». (Чередование тихого и громкого звукоподражания).

Речь и мимические средства общения

Начало работы над выразительностью мимики лица (« Улыбка»,

« Наморщим нос»);

-обучение умению надувать и втягивать щёки (упражнение «Толстячек -худышка»).

Речь и моторное развитие

Выполнение игровых действий с мячом;

-развитие умения нанизывать кольца на стержень;

-развитие соотносящихся движений рук;

-развитие хватательных движений;

- упражнение « Перебираем крупу»;

- упражнение « Волшебный мешочек»

Речь и познавательные процессы

Развитие зрительного, слухового, обонятельного и осязательного восприятия;

-обучение вы сбору изображений из множества картинок по просьбе педагога;

-развитие умения сравнивать предметы по внешнему виду;

-развитие умения объединять предметы в группу по какому-либо признаку


2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы:

«Ориентировка в пространстве», «Зима. Зимние забавы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы»


Речь и интерес к

общению

Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кому? чему? кого? и т. д.);

-продолжение работы над пониманием двухступенчатых инструкций;

-отработка понимания трёхступенчатых инструкций;

-работа над пониманием грамматических форм слов:

а) единственного и множественного числа существительных и
глаголов (покажи, где мишка/мишки спит/спят);

б) форм косвенного падежа существительных в конструкциях с
предлогами на, под, в, из (положи кубик на коробку, под коробку, в
коробку; возьми кубик из коробки).

-работа над пониманием существительных с уменьшительно-ласкательным значением (покажи, где ведро/ведерко)

Речь и потребность в общении

Продолжение работы по активизации предметного словаря;

- закрепление навыков употребления в речи глаголов неопределённой формы и повелительного наклонения;

-обучение употреблению в речи глаголов в форме 3 лица ед.ч. изъявительного наклонения настоящего времени (сиди - сидит,

лети -летит);

-расширение словаря за счёт прилагательных мужского и женского рода, обозначающих величину (большой - маленький), цвет ( красный, синий, жёлтый, зелёный);

-обучение употреблению в речи повествовательного простого двусоставного предложения, в котором подлежащее стоит в форме

И. п, ед.ч, а сказуемое - в форме настоящего времени, третьего лица ед.ч.( собака ест).

Фонетико-фонематическая сторона речи

Закрепление умения дифференцировать на слух три звучащие игрушки;

-продолжение работы над длительным и плавным выдохом (на счёт до трёх);

- обучение определению направления звучания игрушки;

-обучение определению направления звучания игрушки;

-закрепление правильного произношения гласных (а, о, у, и);

-закрепление работы над силой голоса (тихо-громко);

-работа над модуляцией голоса (низко-высоко) на материале звукоподражаний домашним животным;

-отработка слитности гласных (2-3 звука на одном выдохе).

Речь и мимические средства общения

Работа над выразительностью мимики

(упражнения: улыбка - «Зайка добрый»,

нахмурить брови - « Волк злой»,

поднять брови вверх - « Ляля удивляется».

Речь и моторное развитие

Составление разрезных картинок (из 2-3 частей);

-составление фигурок из счётных палочек по образцу (из 2-3 штук);

-развитие соотносящихся движений рук;

- упражнение « Бусы»; (нанизывание крупных бусин)

Речь и познавательные процессы

Развитие памяти;

-развитие умения выделять детали у знакомого предмета (ножки, сиденье, спинка и др.);

-развитие зрительного восприятия и представлений о свойствах предмета (форме, величине, цвете) путём использования внешних ориентировочных действий


3 период обучения (март, апрель, май)

Лексические темы:

«Весна. Мамин день», «Профессии», «Наземный транспорт», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт», «Я и моя семья», «Цветы», «Насекомые», «Лето».


Речь и интерес к

общению

Закрепление понимания речевых инструкций педагога с постепенным усложнением задания (возьми синюю машинку и поставь под синий стульчик;

-работа над формированием навыка понимания предложений с предлогами (около, за, перед и др.);

-развитие навыка понимания вопросов педагога по сюжетным картинкам;

- отработка навыка понимания вопросов педагога по несложному рассказу или короткой сказке ( сначала со зрительной опорой, потом без неё).

Речь и

потребность в общении

Работа по уточнению, расширению и активизации словаря, развитие навыков использования в речи существительных, прилагательных и

глаголов;

-включение в активный словарь детей личных и притяжательных

местоимений (я, он, она; мой, твой и др.);

-работа над формированием навыка употребления простых

повествовательных предложений из трёх слов;

- расширение словаря за счёт употребления наречий места (там, вот,

туда, здесь), времени (сейчас, скоро), количества (много, мало, ещё),

модальности (надо, не надо, можно, нельзя), температуры (горячо,

тепло, холодно), оценки (хорошо, плохо);

-проговаривание и заучивание с детьми двустиший;

-обучение использованию в речи предлогов.

Фонетико -фонематическая сторона речи

Продолжение работы над длительностью и плавностью выдоха с использованием звуков речи ( упражнения « Поезд гудит: у-у-у», « Подуем на ладошки: х-х-х»);

-формирование умения правильно произносить согласные звуки в слогах, словах (без их дифференциации по мягкости - твёрдости и звонкости - глухости);

-работа над модуляцией голоса ( высоко - низко).

Речь и мимические средства общения

Закрепление мимических упражнений 1 и 2 периодов;

-учить прищуривать оба глаза (упражнение « Солнышко ярко светит») и т.д.

Речь и моторное развитие

Активизация движений большого, указательного и среднего пальцев; -активизация всех пальцев руки;

Речь и познавательные процессы

Работа по развитию зрительного восприятия и представлений о форме предмета путём использования внешних ориентировочных действий(примеривание, затем зрительное соотнесение);

-развитие слухового внимания;

-развитие воображения;

-обучение группировке предметов или явлений по наиболее существенным признакам. Обращение к более широкому кругу предметов или явлений и их отображению в рисунках;

-формирование обобщающих понятий;