1. «Возможности использования метода мнемотехники в коррекционной логопедической работе».
Из практики учителя – логопеда Наливайко И.А.
2. В своей работе по преодолению речевого недоразвития мы сталкиваемся с психолого-педагогическими особенностями дошкольников с нарушениями речи, это:
Нарушения общей и мелкой моторики;
Нарушения эмоционально-волевой сферы;
Неразвитость чувства ритма;
Сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия;
Более позднее формирование словесно-логического мышления
3. Для преодоления несформированности вышеуказанных функций в логопедической коррекционной работе используются традиционные методики и наряду с ними инновационные методы – мнемотехника, ароматерапия, куклотерапия, сказкотерапия, пескотерапия, литотерапия.
4. Мы остановимся на методе, который с успехом применяется в нашей работе с дошкольниками – это мнемотехника, система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
5. Доказано учеными, что объем запоминаемой информации зависит от того, с помощью какого анализатора эта информация воспринимается – только слуховой 15%, только зрительный – 25%, но когда мы объединяем их – то объем повышается до 65%. И как раз мнемотехника соединяет в себе речевую информацию и зрительный образ.
6. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, она помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст). На занятиях в детском саду часто задействован только один вид памяти – вербальный. Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, слуховую, ассоциативную память. С детьми младшего возраста применяются предметные мнемотаблицы, затем предметно-схематические, и схематические.
7. Применение предметных мнемотаблиц дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Это достигается благодаря введению зрительного элемента без ущерба основному содержанию и за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих интереса.
Как пример – стихотворение К.Баянбаева «Юрта»
В степи на джайляу пасутся овечки
Там дедушка юрту поставил у речки
Светла и бела словно тучка она
Под куполом дырка заместо окна
В неё синева поднебесная льется
Нам с дедушкой в юрте отлично живется.
8. Следующий пример предметно – схематическая мнемотаблица – в которой наряду с образами присутствуют схемы.
9. И схематические мнемотаблицы. Где вся информация отображается с помощью модельных символов.
10. В работе с мнемотаблицами мы рекомендуем придерживаться определенных этапов:
11. Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Работа над пересказом. Спор деревьев Ушинского
12. Особенно ощутимую помощь мнемотаблица оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
13. Применение мнемотехники при загадывании и отгадывании загадок.
14. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе логопед предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
15. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка, сопровождающийся просмотром собственных рисунков, позволяет значительно легче составить творческий рассказ.
16. В индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения, перед ребенком выстраивается мнемодорожка из артикуляционных укладов и последовательности выполнения движений. А так же характеристика звука.
17. Положительные эффекты от использования мнемотехники следующие:
- мощное развитие визуального мышления;
- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации), памяти;
- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.
- развитая связная речь.
По результатам логопедического мониторинга групп нашего детского сада у детей была отмечена положительная динамика Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность