СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение для педагогического совета на тему: «Интеграция речевого и логико – математического развития дошкольников в различных видах деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале данны практические рекомендации для педагогов по интеграция речевого и логико – математического развития дошкольников в различных видах деятельности/

Просмотр содержимого документа
«Сообщение для педагогического совета на тему: «Интеграция речевого и логико – математического развития дошкольников в различных видах деятельности».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 153 Г. ДОНЕЦКА»








СООБЩЕНИЕ


на тему: «Интеграция речевого и логико – математического развития дошкольников в различных видах деятельности».







Подготовила

воспитатель Горлова В. В.










Донецк- 2022г.

Педагогическая система каждой исторической эпохи изменяется, исходя из условий общественного развития. Однако, на всех этапах развития общества необходимо уделить особое внимание качественной подготовке молодого поколения к самостоятельной деятельности.

Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высоко – технологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течении всей жизни.

Современный дошкольник имеет высокий интеллектуальный потенциал, но хорошо владея знаниями часто не может применить их в практической деятельности.

Одним из эффективных средств данной проблемы может стать интеграция содержания дошкольного образования.

Основополагающим принципом современного дошкольного образования является принцип интеграции.

Что такое интеграция?

Содержание понятия «интеграция» ввел в 60 – х годах 19 века англичанин Герберт Спенсер, но оно мало отражало реальное содержание процессов, которые определяются этим термином на современном этапе дошкольного образования.

Интеграция относится к общенаучным понятиям и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Интеграция компонентов содержания дошкольного образования – это процесс, ведущий к состоянию связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Цель интеграции – получение единого образовательного продукта, обеспечивающего гармоничное вхождение в окружающий социум и развитие индивидуальных возможностей.

Интеграция – это инновационное явление в педагогической практике дошкольной образовательной организации.

В научной литературе выделяют следующие виды интеграции:

  • межпредметная;

  • внутрипредметная;

  • интеграция дидактических принципов;

  • методическая (взаимодействие методов и приемов воспитания и непосредственно образовательной деятельности);

  • интеграция разнообразных видов детской деятельности (игровой, учебной, трудовой, двигательной, художественной);

  • интеграция совместной деятельности взрослого и детей.

Необходимость в интеграции образовательных областей объясняется целым рядом причин:

  • мир, окружающий детей, должен познаваться в многообразии и единстве, а часто разделы дошкольной образовательной программы не дают представления о целом явлении, разбивая его на разрозненные факты;

  • интеграция образовательных областей развивает потенциал самих дошкольников, мотивирует к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, воображения и коммуникативных способностей;

  • форма проведения интегрированной познавательной деятельности нетрадиционна и интересна. За счет переключения разнообразных видов деятельности снимается утомляемость, перенапряжение детей, повышается их активность;

  • за счет интеграции высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности детей;

  • даёт возможность для самореализации и творчества педагога.

Идеи интегрированного обучения сегодня очень актуальны.

Анализ практики в дошкольных учреждениях показывает, что значительное увеличение объема познавательного материала привело к тому, что воспитателям необходимо обеспечить достаточно высокий уровень развития и воспитания детей, а традиционные занятия отражают всего один какой – либо раздел программы, а увеличение количества занятий невозможно в силу гигиенических и педагогических требований. Поэтому необходим принцип интеграции.

Проведение интегрированных занятий вполне под силу любому педагогу, что будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов.

Требования к учебно – воспитательному процессу в детских садах никаким образом не предполагают отказ от традиционных занятий.

Не приветствуются учебные занятия, которые дублировали бы учебный процесс начальной школы и не соответствовали возрастным особенностям дошкольного возраста.

В теоретическом плане интеграция как методическое явление в дошкольных учреждениях рассмотрено недостаточно. Хотя этой проблемой занимались и занимаются многие ученые.

Зато в практике в детском саду наблюдаем довольно часто её применение в виде интегрированных занятий и тематических недель.

Виды занятий, решающие проблемы интегрированного обучения:

  • комбинированные – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой; (Например, после рисования идёт подвижная игра.)

  • комплексные – реализация задач средствами различных видов деятельности, связанных одной темой: один вид превалирует, а другой его дополняет;

  • интегрированные – соединяет знания из разнообразных образовательных областей.

В младших группах акцент делается на комплексные занятия, не требующие базы знаний, умений, навыков, погружающие в тему изучения глубже, а в старших группах, когда у детей достаточно опыта – на интегрированные, способствующие систематизации и обобщению из разных областей общеобразовательного процесса. Термин «занятие» следует понимать как занимательное дело.

Преимущество организации интегрированных занятий заключается в том, что:

  • продолжительность не регламентируется;

  • связано одним сюжетом или темой и логически дополняют друг друга, создают такие условия, где дети имеют возможность применять свои знания в учебной и повседневной деятельности.

А теперь остановимся на интеграции математического и языкового компонентов дошкольного образования, которая происходит на уровне интеграции основных направлений.

С учетом современных нововведений возникает вопрос: «Как обучать математике детей, учитывая нововведения».

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым!

Оглянитесь вокруг. Всё, что нас окружает, подчинено законам математики: всё можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т. п.

Математику не зря называют царицей наук. Именно она учит анализировать, именно она развивает мышление, а значит, закладывает основу для дальнейшей успешности жизни. Потому что эрудит – это всего лишь человек, наполненный знаниями, а аналитик – тот, кто умеет в нужный момент вынуть из массы своих знаний необходимое, правильно его применить, логическим путем вычислить очень важное неизвестное и стать, к примеру, основателем компании или нобелевским лауреатом.

А развитие математического логического мышления ребенка дошкольного возраста в значительной степени зависит от развития его речи.

Следование словесным инструкциям воспитателя в процессе математической деятельности требует от ребенка определенного уровня речевого развития.

Если ребёнок не может высказать свои мысли, не может понять словесной инструкции, он не может выполнить задание. (Объясни, как выполнить задание? Почему именно так?)

Речь как форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

  • совершенствуется её практическое употребление в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

  • речь становится основой мыслительных процессов, превращается в орудие мышления.

Поэтому интеграция языкового компонента и математического компонента необходима как само разумеющееся.

В результате интеграции формируется математическая речь. Следовательно, формирование математических представлений оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка:

  • происходит обогащение, расширение и активизация пассивного и активного словаря. Новые слова сначала становятся частью пассивного словаря (т. е. понимаемого правильно) , а лишь через год – активного. Это названия числительных, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и т. д.;

  • формируются умения согласовывать слова в роде числа, падеже (1 зайчик, 2 зайчика, 5 зайчиков и т. д.);

  • строить логико – математические конструкции (2+3=5);

  • формировать ответы полным предложением, логически рассуждать.

В результате такой интеграции формируется грамотная математическая речь, которая выражается в правильном употреблении математических терминов, в знании, где и когда можно применить эти термины и специальные математические выражения, а также в развитии всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) и на их основе развития связной речи.

При обучении математической речи большое внимание надо уделять словесным играм с математическим содержанием. Например, дополни предложение: «Если сосна выше березы, то береза …»

В процессе развития математических представлений и речи активно используются дидактические игры и упражнения, литературные средства (сказки, стихи, малые фольклорные жанры). Так осуществляется интеграция художественного слова и математики.

В любой сказке присутствует ряд математических понятий: количественные отношения, части суток, дни недели, времена года, величина и т. д. (« Три медведя», «Два жадных медвежонка», « Двенадцать месяцев», «Цветик – семицветик» и т. д.)

Уникальны в своём роде математические чистоговорки, основной целью которых является развитие у детей познавательных процессов, мыслительных операций в увлекательной игровой форме, помогают решать и задачи речевого развития:

  • совершенствование лексико – грамматических категорий;

  • обогащение словарного запаса;

  • уточнение понятия и значения слова;

  • отработка четкости дикции, силы и координации воздушной среды;

  • правильный темп и ритм речи (ускорить или замедлить);

  • выделение голосом слов с закрепляемым математическим понятием;

  • выразительность речи.

Математические чистоговорки используют в различных видах деятельности, в режимных моментах, на прогулках, а также в самостоятельной деятельности как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии. Можно предложить детям самим придумывать математические чистоговорки.

Главное правило придумывания - начало любой чистоговорки является её окончание. Например, арь, арь, арь – на стене один фонарь).

Можно менять силу голоса в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации, менять ритм. Ежедневные произношения математических чистоговорок не только обогатит детей новыми интересными представлениями о форме, величине, количестве, местоположении предмета, но и обеспечит ребенку четкость дикции и выразительность речи.

Примеры чистоговорок:

  • форма:

ры –ры – ры – на ёлке круглые шары;

ла – ла – ла – у квадрата четыре угла;

чок – чок – чок – овальный кабачок;

да – да – да – многоугольная звезда;

  • величина:

на – на – на – высокая сосна;

ина – ина – ина – тонкая рябина;

олка – олка – олка – короткая футболка;

ма – ма – ма – высокие дома;

  • количество:

ны – ны – ны – 2 мишки у сосны;

оны – оны – оны прилетели 3 вороны;

де – де – де – 4 птенчика в гнезде;

  • цвет:

оты – оты – оты – зеленые колготы;

уси – уси – уси – белые гуси;

ты – ты – ты – разноцветные коты;

ат – ат – ат – желтый самокат;

  • ориентирование в пространстве:

да – да – да – на ёлочке звезда;

бы – бы – бы – вдоль улицы столбы;

ами – ами – ами – самолёт летит над горами;

  • ориентирование во времени:

ой – ой – ой – медведи спят зимой;

не – не – не – очень рады мы весне;

ло – ло – ло – летом на улице тепло;

ать – ать – ать – завтра будем рисовать.

Можно сделать картотеку чистоговорок и тренировать правильное и чёткое автоматизированное звукоподражание.

Таким образом, игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, способствует развитию всех компонентов речи ребёнка, в том числе и математической речи.

Все приёмы учебные, игровые, занимательные должны преследовать одну цель: развивать у ребенка речь и мыслительную активность.

Основными условиями успешного развития речи и формирования математических речевых умений и навыков у детей являются:

  • потребность общения на занятиях по математике должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставят ребенка перед необходимостью речевых математических высказываний;

  • создание речевой среды, дающей детям образцы математической речи

(речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, речь воспитателя);

  • запас математических знаний, которым должен обладать ребенок на определенном этапе своего развития. Это объясняется тем, что дошкольник хорошо расскажет только о том, о чём он хорошо знает;

  • профессионализм педагога, который должен очень хорошо владеть определенным объёмом знаний, владеть правильной, грамотной, образной речью, давать речевой образец, речевую модель ребёнку, хорошо владеть и математической речью.

Задача педагога так построить занятие, чтобы максимально удержать внимание детей, их интерес, увлеченность учебной деятельностью. Педагог должен уметь не только варьировать виды деятельности во время занятия, но и быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности (дидактические игры, раздаточный и демонстрационный материал), элемент сказки, сюрприза, перемещаться в групповом пространстве (использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, игры – хороводы и т. д.).

При становлении математической речи воспитатель должен стремиться к тому, чтобы математическая речь использовалась детьми как можно чаще. Воспитателю нужно постоянно использовать и создавать жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения математической речи.

Таким образом, успешное логико – математическое развитие не может обойтись без развития речи, в том числе и речи, обслуживающей математику, так как математическая образовательная деятельность сопровождается речью педагога и ребенка.