Татьяна Валерьевна Пономарёва,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Раздольненский детский сад № 5 «Сказка» Республика Крым
Январь 2025г
Сообщение из опыта работы:
Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
«От того, как ребенку будет открыта звуковая
действительность языка, строение звуковой
формы слова, зависит не только усвоение грамоты,
но и все последующее усвоение языка-грамматики
и связанной с ней орфографии».
Д. Б. Эльконин
Актуальность. Ни для кого не секрет, что в последнее время большое внимание уделяется раннему развитию ребенка, в том числе подготовке к обучению грамоте. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже впервые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования, небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду.
Вторая причина актуальности этой проблемы - одно из требований школы – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Дети освоить эти процессы в рамках занятия по развитию речи не могут. Поэтому готовить ребенка к обучению грамоте необходимо в специально организованной образовательной деятельности. Кроме этого, подготовка детей к обучению грамотой носит общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Методик обучения грамоте много – Р.Д.Тригер, Г.Ф.Марцинкевич, Е.В.Колесниковой, А.П.Иваненко, Л.Е.Журовой. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – это необходимая предпосылка для овладения чтением, а в последствии и письмом.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурии, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г.Томбовцевой и др.) подтверждают, что элементарные осознания фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие дошкольника – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
По моему мнению, наиболее эффективным методом подготовки к обучению грамоте детей являются игровые технологии, в частности - дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.
Проанализировав имеющуюся литературу, решила, что подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности. Но необходимо было так организовать образовательную деятельность, чтобы детям было интересно, ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием обучаются тому, что им интересно. Задумалась над тем, как сделать процесс подготовки к обучению грамоте желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, самоутверждения, получили положительный эмоциональный заряд. Решила, что поможет мне в этом использование игровых технологий.
Исходя из этого, определила цель своей работы: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Поставила перед собой задачи:
Разработать систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут подготовить детей к обучению грамоте.
Создать условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки детей к грамоте.
Побуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты.
Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
Новизна данного опыта определяется системой разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Степень новизны опыта: Усовершенствование.
Система работы.
Для реализации поставленных задач создала условия для совместной деятельности детей со взрослым и самостоятельной детской деятельности. В группе создан речевой центр. Он представлен коврографом с игровым полем, буками; играми, как фабричного производства, так и изготовленными мной. В речевом центре также представлены всевозможные азбуки, разрезные индивидуальные кассы с буквами, слоговые таблицы.
Реализуя принцип наглядности в обучении детей, подобрала иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал. (звуковички, кассы букв, карточки по звуковому анализу слов). Использую его как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместно деятельность с детьми. Позже, когда дети усвоили материал, выставляю его для самостоятельной деятельности.
Также в речевой зоне представлены картотеки:
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека физминуток;
- картотека потешек на заданный звук;
Все это позволяет мне не только подготовить детей к обучению грамоте, но и способствует развитию их речи.
Помогают мне в работе по подготовке к обучению грамоте и игровые технологии, которые я изучила в ходе работы по самообразованию. Их я разделила на несколько групп:
1. Использование в ходе образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Использую их для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности. Обычно ввожу сказочного героя, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это Незнайка, Буратино, Карлсон, Волшебный язычок и другие
2. Создание игровой ситуации. В процессе непосредственно образовательной деятельности создаю так называемое «единое игровое поле». В ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Например, детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Использую такую форму организации образовательной деятельности, как занятия-путешествия, занятия-экскурсии.
Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость.
3. Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками знакомлю детей с Звуковичками. Дети определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
4. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, использую соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира: У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв использую занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.
5. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение в процессе подготовки детей к обучению грамоте уделяю дидактическим играм. Это связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры учу детей правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Каждая из предлагаемых детям игр имеет относительно завершенную структуру и включает основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
Систематизируя игры, разработала перспективный план по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Все игры, вошедшие в план, разбила по разделам :
1 раздел – игры на умение выделять звук на фоне слова.
2 раздел - игры на дифференциацию гласных и согласных.
3 раздел –игры на правильную постановку ударения.
4 раздел – игры на выделение ударного слога.
5 раздел - слог, как часть слова (для читающих детей).
Игры использую в процессе образовательной деятельности и в режимных моментах, как одну из форм познавательной активности.
Применение игр позволяет наиболее продуктивно, весело, радостно, без принуждения организовать обучение детей. Игра помогает мне организовать деятельность детей, обогащает их новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
Игру применяю в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера, например:
- игра «Назови слово», способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков по их качественному звучанию (назвать слова с определенным звуком, с определенным местом нахождения и т.д.)
- Игры «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Назови братца» и т.д. служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки.
- Игра «Поймай конец и продолжи» или «Цепочка слов», закрепляет умение выделять определенные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В ходе игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего (ЖуК- КусТ- ТросТь- ТрактоР-Репка и т.д.).
- Для улучшения произношения звуков использую игру: «Заблудились в лесу» (ребенок зовет заблудившегося в лесу животного или куклу, интонируя ударный гласный звук («М-и-и-и-ша», «к-о-о-о-тик», «у-у-у-тка» и т.д.),
- В игре «Звукоежка» дети добавляют к буквосочетанию, к слову связного текста звук (в начало), чтобы получилось слово ( …каф, …тул, …тол; Наша Таня …ромко плачет, …ронила в речку мячик и т.п.)
- Игра «Найди предметы со звуком…» учит слышать отдельные звуки внутри слова и упражнять в самостоятельном подборе и названии слов с определенными звуками.
- Игра «Построй пирамиду» закрепляет умение детей делить слова на слоги (дети выставляют сначала карточки со словами из трех слогов, затем из двух и верхушкой пирамиды являются слова из одного слога).
Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, которые я наработала, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Эти игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Многие игры у детей становятся любимыми и вместе с родителями они играют дома.
Считаю, что успешность подготовки детей к обучению грамоте во многом зависит от организации работы по взаимодействию с родителями.
Для вовлечения родителей в процесс подготовки к обучению грамоте, информацию помещаю в уголке для родителей. Информация постоянно обновляется. Так, в течение года родителям были предложены консультации на темы: - «Как развивать ребёнка играя», «Учись –играя» и др.
На ознакомление родителей выставляю и практический материал - папки – передвижки с играми, игровыми заданиями, которые родители могут проводить с ребенком дома. Например, задания:
- Предложите ребенку вспомнить названия фруктов, которые начинаются на звук «а»; названия овощей, начинающиеся на звук «к». За каждое подобранное слово вручите ребенку фишку. В конце игры похвалите ребенка, вручите приз.
- Предложите ребенку рассмотреть картину, например: «Зимние забавы». Ребенку нужно найти все предметы, которые начинаются на звук «с». (снеговик, санки, снег и т. д.)
- Предложить ребенку вспомнить названия перелетных птиц, которые начинаются с гласных звуков; названия птиц, которые начинаются со звука «в» и другие.
В учебном процессе я использую методики и технологии, адекватные возрастным особенностям детей, применяю разнообразие наглядного и демонстрационного материала, использую мультимедийные возможности. Разрабатываю критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения. Провожу различные диагностические мероприятия с детьми и консультативную работу с родителями. На занятиях использую различные формы взаимодействия с учащимися. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы. Постепенно преодолеваю авторитарный стиль общения между учителем и учеником и развиваю принцип сотрудничества. Особое место в работе я отвожу практическому содержанию занятий, конкретным способам деятельности, применению приобретённых универсальных учебных действий в реальных жизненных моментах. С этой целью в работе я использую метод «моделирования ситуаций». Использую нетрадиционные формы обучения, организую «Турниры для знатоков», «Умники и умницы», виртуальные экскурсии и различные игры, путешествия.
Как результат - систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте, тесное взаимодействие с родителями значительно повышает качество подготовки детей к обучению грамоте, позволяет эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.
Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые , что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.
Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками, поддерживать интерес детей к данному разделу обучения.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности учения.