СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: «Обучение морфемике и словообразование в начальной школе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Обучение морфемике и словообразование в начальной школе»»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОВЕРИЛ

Преподаватель

_______________

_______/_______/

«_» ________2022г.
















Сообщение на тему: «Обучение морфемике и словообразование в начальной школе»







Выполнила:

студентка Ш-41 группы

Харченко Ангелина








Ейск, 2022 г.

Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы как части слова. Словообразование изучает образование слов от др. слов с помощью определенных операций.

Задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке м/у лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря уч-ся. Ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности..

Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскроется только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале уч-ся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-слов-ной и орфографической сторон.

1-ый этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.

Трудность представляет для 1-классников понимание семантической общности однокоренных слов, что, в свою очередь, связано с неумением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных. Поэтому специальному изучению морфемного состава слов предпосылаются наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава.

Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала и потребность проведения этих наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть смысл слова, объяснить его написание.

2-ой этап — ознакомление с однокоренными словами и морфемами. Основные учебные задачи данного этапа:
- познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,
- приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,
- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их признаков: семантической и структурной общности, т.е. развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее.

Для того чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый — смелость, но смелость — храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора — горный — горняк, но гора — гореть).

Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласных, парных звуках и глухих согласных в корнях слов.

Знания о единообразном написании корня в однокоренных словах важны для формирования навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными в корне. Поэтому при ознакомлении уч-ся с написанием слов, которые пишутся в соответствии с традиционным принципом, важно научить правильно писать не только то слово, кот-рое дано в словарике, но и всю группу родственных слов: мороз, заморозки, морозить и др.

3-ий этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс). На 3-ем этапе системы изучения морфемного состава слов решаются следующие учебные задачи:
- формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»,
- развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, - формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок,
- развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.