СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: "Особенности преподавания русского языка и литературы для детей с ОВЗ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время главной задачей педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и их родителей состоит в том, чтобы  подготовить детей к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Строить свою собственную жизнь самостоятельно, нести за себя ответственность, принимать решение и действовать, быть мобильным в быстро меняющимся мире.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Особенности преподавания русского языка и литературы для детей с ОВЗ"»




В самом начале работы с такими детьми, главным условием должно быть понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но при работе с этими детьми нужен индивидуальный подход к каждому. Нам, учителям, нужно помнить и учитывать, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества, и чем раньше начинается работа с ребенком, тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения, и не будет осознавать свою несостоятельность.

Классы, как правило, крайне неоднородны. Вместе с детьми с выраженной задержкой психофизического развития обучаются и дети с относительно сохранным интеллектом, и различным уровнем развития. Это существенно осложняет и совместную учебную деятельность детей, и подготовку педагога к уроку в таком классе.

Хорошим подспорьем в работе послужит технология организации групповой работы, более подходящая к разно уровневой коррекции. Изучение индивидуальных особенностей учащихся и советы психолога позволяют разделить класс на группы по уровню развития учеников.

В первую группу могут войти дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают более высоким уровнем деятельности. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

Во вторую группу войдут дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать свое внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.

Третью группу образуют ученики с замедленной реакцией на вопрос

или задание учителя, с замедленной речью, бедной эмоционально и по составу. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя такие проявления на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными [6].

Умение организовать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности – это и есть цель дифференцированного обучения.

Разно уровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Уроки развития речи, для детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть насыщены лексическими упражнениями, т. к. это эффективно влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся ставить вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения. В процессе систематических заданий у учащихся формируется умение высказываться по плану, составлять рассказы, писать изложения, сочинения. На уроках такого вида очень важно поддерживать у детей желание учиться, формировать их познавательные интересы. Разнообразные формы работ развивают у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте, использовать при ответах и в письменных творческих работах образные слова и выражения.



Известно, что по уровню речевого развития учащиеся с ОВЗ значительно отстают от своих сверстников. Решая аналогичные с массовой школой задачи развития речи учащихся, педагоги школы для детей с ОВЗ должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на каждом этапе работы.

Решая данную задачу, необходимо строить работу таким образом, чтобы в процессе обучения дети овладевали языком как средством общения. Поиск новых путей совершенствования связной речи учащихся является весьма актуальным, так как выпускники школ нередко затрудняются в самостоятельном изложении своих мыслей, в понимании читаемого материала. Ребёнок в силу ограниченного словесного общения, особенно нуждается в понимании письменных текстов и в письменном продуцировании собственных высказываний.

Эти задачи частично решаются на уроках русского языка и литературы.

На уроках русского языка учащиеся овладевают лексикой, фонетикой, грамматикой, т.е происходит обогащение словарного запаса, дети учатся грамматически правильно строить предложения и оформлять свои высказывания не только в устной, но и в письменной форме, что помогает развитию самостоятельности в речевой деятельности.

Виды работ могут быть самые разнообразные: работа с текстами, работа с деформированным текстом, составление планов к тексту, рассказы по плану, работа по картам и картинкам, ответы на вопросы, речевые игры, изложения, сочинения, работа над диалогами. Особый вид работы на уроках русского языка – работа с деловыми бумагами. Умение грамотно написать заявление, расписку, записку играет важную роль в будущей жизни детей с ОВЗ.

Важную роль в речевом развитии учащихся играют изложения. В основе изложений лежит подражание языку. Но вместе с тем изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.

Изложение – традиционный вид творческой работы учащихся. Но если раньше текст изложения писался только подробно, сжато или выборочно, то сейчас они сопровождаются творческим заданием: учащийся отвечает на тот или иной вопрос по тексту или даёт свою личную оценку прочитанному.

Ещё одна важная задача, которая решается на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе – задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Дальнейшая социализация и интеграция детей с ОВЗ невозможна, если ребёнок не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг,- пишет В.А.Сухомлинский. – Книга должна стать для каждого воспитанника другом, наставником и мудрым учителем».

Весьма ценны после изучения художественного произведения литературные дискуссии, рассуждения о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.

В настоящее время главной задачей педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и их родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Строить свою собственную жизнь самостоятельно, нести за себя ответственность, принимать решение и действовать, быть мобильным в быстро меняющимся мире.

















































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вослебовская средняя общеобразовательная школа»

Скопинского муниципального района Рязанской области

















Особенности преподавания русского языка и литературы для детей с ОВЗ.











Учитель русского языка и литературы: Е.И.Честных



















2018г.