| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Сообщение по теме:
«Влияние цвета на психоэмоциональное состояние детей»
Подготовила: студентка ГБПОУ КК ЕПК
Группы Ш-22
Бугрова Елена
Ейск, 2024
Цвета окружают нас повсюду и играют значительную роль в нашей жизни. Исследования показывают, что цвета могут оказывать влияние на наше психоэмоциональное состояние. Поэтому важно понимать, какие цвета способствуют психологическому комфорту у детей, и как это может быть использовано в образовании и воспитании.
Ребенок сразу попадает в определенную цветовую среду, организованную взрослыми. Поэтому основная задача педагогов – создать цветовую среду максимально комфортной для детей.
При неспособности взрослых выстроить гармоничную цветовую среду, дети вынуждены находиться в состоянии дисгармоничности. При длительном нахождении ребенка в неблагоприятной цветовой среде возникает «цветовое привыкание», подавление эстетического восприятия цвета в мире, духовной бедности, не позволяющей ребенку раскрыться в той или иной области. Неправильно подобранная цветовая среда приводит к ухудшению не только душевного состояния, но и физического.
Розовый цвет успокаивает, притупляет агрессию и нервозность, снижает стресс, повышает настроение, приводит в норму сон, улучшает аппетит. Розовый цвет считается пограничным. В яркой гамме он идентичен возбуждающему красному, а в бледной читается мозгом, как синий.
Голубой цвет избавляет от усталости, утешает и успокаивает. Этот цвет незаменим при стеснительности, страхе коммуникабельности. Голубой цвет в детской, так же, как и зелёный, содействует успокоению и расслаблению. Но в отличие от последнего, он рассеивает внимание, поэтому, лучше ограничить использование этого цвета зоной отдыха.
Красный цвет возбуждает, увеличивает работоспособность и физическую активность, повышает аппетит. При длительном нахождении в окружении красного или ярко-оранжевого цвета наступает перевозбуждение, возникает раздражительность. При кратковременном созерцании красного цвета у детей повышается активность, что полезно вялым, не активным детям. Использовать красный цвет надо умеренно, так как его засилье в помещении негативно воздействует на психику.
Оранжевый цвет стимулирует процесс общения, способствует эмоциональной открытости, помогает при состоянии подавленности и депрессии, повышает настроение и жизненный тонус, улучшает аппетит. Подходит для помещений, где происходит активное общение и творческие процессы. Оранжевый цвет настраивает все системы организма на здоровый лад. Этот цвет создаёт атмосферу праздника и ощущение тепла.
Жёлтый цвет активизирует умственную деятельность, повышает настроение, способствует общению и выражению своих эмоций. При использовании в интерьере жёлтый цвет повышает жизненную энергию, но при избыточном присутствии может привести к раздражению и эмоциональной усталости.
Зелёный цвет образован из слияния холодного синего и тёплого жёлтого цвета, поэтому является цветом гармонии и равновесия. Он успокаивает нервную систему и благотворно влияет на зрительное восприятие, помогает контролировать свои эмоции и побуждения. Зелёный цвет в интерьере способствует выравниванию эмоционального состояния, придаёт ощущение защищённости и стабильности.
Золотой цвет излучает тепло, благожелательность, уверенность и жизненную силу. Дарит ощущение покоя, гармонии, радости и умиротворения. Мягкий золотистый цвет успокаивает и ободряет.
Синий цвет способствует улучшению интеллектуальных процессов, позволяет снять нервное перенапряжение и улучшает сон. Большое количество синего цвета в интерьере может угнетающе действовать на эмоциональное состояние человека.
Сине-зелёный (бирюзовый) оттенок наследует многие черты синего и зеленого, но есть и некоторые особенности восприятия. Это цвет аккуратности и опрятности.
Фиолетовый цвет сочетает в себе эмоциональные эффекты красного и синего цветов. Этот цвет редко встречается в живой природе. Подходит для помещений, где проходят психологические занятия. У детей стабилизирует психику, балансирует душевное равновесие, способствует творчеству, улучшает воображение и содействует мышлению.
Сиреневый – оттенок фиолетового цвета. Этот цвет снижает частоту сердечных сокращений, оказывает благоприятное воздействие на центральную нервную систему, помогает восстановить работу иммунной системы.
Салатовый цвет создает такое чувство как «веселое спокойствие». Салатовый нужно использовать в игровых комнатах, где происходит контакт с другими детьми, коллективные занятия.
Белый – уникальный цвет, спектральное слияние всех существующих цветов. Он сам по себе лишен эмоциональной агрессивности, но способен создавать благоприятный фон для восприятия и действия других цветов. Белый цвет в интерьере помогает ребёнку успокоиться, улучшает его самочувствие. В отличие от ярких (красный, оранжевый, синий) цветов, он не оказывает сильного воздействия на психику и является универсальным.
Бежевый цвет по своим психологическим свойствам похож на белый.
Чёрный цвет (темно – коричневый) отрицательно влияет на состояние ребенка, ухудшает его настроение. Немного этого цвета допускается в элементах декора.
Серый цвет в интерьере успокаивает и придаёт уверенности. Серый понижает активность, что негативно отражается на малоподвижных замкнутых детях. Серебряный цвет успокаивает ум, обостряет эмоции, восстанавливает гармонию, уменьшает волнение.
Тёплые тона коричневого, в сочетании с золотистыми оттенками создают ощущение тепла и уюта. Коричневый используют лишь сочетая с другими цветами. Светло-коричневый цвет не раздражает и даёт чувство безопасности. В чрезмерном количестве коричневый цвет вызывает чувство печали. Темно-бурый и красно-коричневый цвета успокаивают, также могут вызвать депрессию. Коричневый чаще используют в сочетании с желтым или оранжевым цветом.
Для педагогов выбор цвета одежды также имеет значение. Например, темно-синий и темно-серый цвета создают впечатление авторитетности, поэтому могут быть подходящими для учителей, показываясь ими более строгими. Однако, стоит учитывать и индивидуальные предпочтения каждого педагога, так как уверенность в себе также играет важную роль в процессе обучения.
В повседневной жизни ребенка должно окружать большое количество цветов, однако важно умеренно их сочетать. Краски рекомендуется использовать пастельных тонов. Можно использовать и яркие элементы декора, но не более 25% от площади помещения. Следует учитывать назначение помещения, его эксплуатацию и возраст детей.
В интерьере классной комнаты можно использовать разнообразные цветовые решения. Например, стены класса могут быть окрашены в светло-голубые тона, воздействующие на восприятие школьников успокаивающим образом. Оранжевые или желтые акценты в интерьере, например, в виде дополнительных элементов декора или мебели, могут способствовать бодрости и активности у детей.
В целом, понимание влияния цвета на психоэмоциональное состояние детей предоставляет нам возможность эффективно использовать цвета в образовании и воспитании. Это также подчеркивает важность того, чтобы организовывать окружение детей необходимо с учетом их психологических потребностей и ощущений.