« Педагогический совет: этапы подготовки
и проведения, содержание и формы»
Непременным условием грамотной организации работы в рамках образовательного пространства является сочетание коллективного руководства с персональной ответственностью. Для осуществления данного принципа большое значение имеет деятельность педагогического совета.
Само словосочетание «педагогический совет» означает, что в основе его заложено стремление посоветоваться всем учителям друг с другом и с администрацией и прийти к действенному решению. К сожалению, в современных школах происходит либо вырождение педсоветов и их роли в жизни педагогических коллективов, либо формализация их с единственной целью: привычная традиция соблюдена. Делается это либо методом подмены, когда вместо педсовета проводят административное, инструктивное, информационное совещание, либо педсовет вырождается в методическое информирование. Подобная практика не так безобидна, как может показаться на первый взгляд:
Во-первых, отсутствие нужды в проведении педсоветов говорит о самонадеянном убеждении первых лиц, что они умнее коллектива и все придумать и решить могут сами (это с точки зрения теории управления вообще губительная практика для любой организации и всегда ведет к перекрытию каналов обратной связи, разрушению заинтересованности коллектива в общих делах).
Во-вторых, становится очевидно, что в подобных школах отсутствует демократическая практика, без которой обучение еще худо-бедно возможно, но воспитание оказывается забытым.
В-третьих, инициатива, подавленная невозможностью для публичного
предъявления, блекнет, как и отсутствие форумов, где может быть продемонстрировано общественное признание, снижает общественный поиск, общественную активность.
Педсоветы- информационно-обучающий, административно-распорядительный, постоянно действующий орган демократического участия членов коллектива в управлении школой.
Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи отдельно взятого учреждения. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете».
Тематика педсоветов должна вытекать из глубокого анализа состояния дел в школе.
Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:
управление развитием образования;
обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;
повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;
личностно-ориентированное общение.
Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета. Пед. совет определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса.
Нерационально выносить на рассмотрение советов частную проблему, актуальную только для части коллектива. Необходима значимость и всеобщность проблемы. Частные темы планируются к обсуждению на заседаниях методических объединений. Например, вопрос о повторении как средстве борьбы за высокое качество знаний целесообразно передать метод объединениям. Коллективный обмен мнениями, решения педагогического совета будут иметь большое значение для улучшения деятельности школы только тогда, когда рассматриваемая проблема актуальна для всех и решение ее требует коллективного всестороннего обсуждения.
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов должны быть проблемными, лаконичными, доступными и выразительными.
Планирование пед. советов.
Выделяют два вида планирования. Долгосрочное (3-5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.
Оперативное планирование педагогических советов
Оперативное планирование педагогических советов отражается в ежегодном плане работы ОУ. Наиболее распространенная структура годового цикла педагогических советов состоит из шести составляющих:
первый педагогический совет - аналитическо-планирующий, проводится до начала учебного года, в конце августа, посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана работы школы, настраивает на решение предстоящих проблем;
второй, третий, четвертый и пятый педагогические советы - тематические, с промежуточными итогами, проводятся, как правило, в конце учебной четверти или во время школьных каникул;
шестой - итогово-организационный, на нем подводятся итоги года, анализируется выполнение образовательных программ, принимаются решения о допуске к экзаменам, переводе в следующий класс и т. п.
Например
Дата | Форма | Тема педагогического совета |
Август | Конференция | Итоги образовательного процесса в прошедшем учебном году. Планирование деятельности в новом учебном году |
Ноябрь | Деловая игра | Мотивация учебной деятельности — основное условие успешного обучения школьников |
Январь | Исследование | Изучение психологических особенностей личности школьника — важнейший фактор повышения эффективности обучения |
Март | Проект | Контрольно-оценочная деятельность педагога — условие успешной итоговой аттестации обучающихся |
Май | Круглый стол | Качество образования и система его оценки в школе |
Июнь | Защита инноваций | Подведение итогов за учебный год. Мониторинг успешности обучения |
Этапы подготовки и проведения
Чтобы пед. совет имел эффективные результаты по проблемам коллегиально обсуждаемым на его заседаниях, необходимо администрации и всему коллективу серьёзно готовится к его проведению.
Можно выделить следующие этапы подготовки пед. советов.
I. Теоретический:
Определение темы, целей, задач;
составление плана диагностико – практической деятельности на педсовете;
отбор литературы по рассматриваемому вопросу.
II. Организационный:
Составление плана подготовки и проведения,
Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца).
План подготовки заседания пед. совета может быть оформлен в виде таблицы .Приложение 2
выбор форм проведения,
подбор методов исследования,
создание творческой группы или организационного комитета…
Издаётся Приказ о создании тв. группы или орг. комитета.
III. Мониторинговый:
(итоги тестирования, контрольных срезов, анкетирования учащихся и родителей…);
обсуждение и подготовка цифрового материала;
подготовка вопросов для обсуждения на пед. совете.
IV. Практический:
Предварительно возможно проведение семинара, дискуссий, предварительного методического обсуждения по заранее данным коллективу вопросам.
Проведение уроков по теме педсовета;
Подготовка проекта решения педсовета;
Проведение педагогического совета, принятие решения.
V. Заключительный ( аналитический):
После пед. совета комиссия по его подготовке должна подвести итоги педсовета, наметить план контроля за выполнениием постановления педсовета.
Необходимо провести анализ эффективности проведения педагогического совета на административном совещании, заседании методического совета.
Например для самоанализа деятельности пед. совета можно использовать следующие вопросы:
1. Оценка выбора темы педсовета:
- актуальность;
- целесообразность;
- потребность для коллектива школы.
2. Оценка готовности коллектива к обсуждению темы, коллегиальному рассмотрению вопросов, связанных с темой, и принятия решения;
- включение в план подготовки педсовета изучения пед. коллективом теоретических основ темы;
- изучение состояния дел в школе, анализ, обмен опытом работы.
3. Оценка доклада директора (зам. директора) на педсовете:
- соответствие теме по содержанию и форме;
- аналитический характер информации;
- критичность и самокритичность.
4. Оценка выступлений учителей на педсовете:
- тематика;
- проблематичность;
-самоанализ критика и самокритика;
- предложения;
- элементы дискуссии;
5. Оценка принятых на педсовете решений:
- обусловленность их докладов и выступлений;
- направленность на устранение причин недостатков;
- конкретность действий, действенность;
- возможность проверки использования принятых решений;
- спонтанный характер обсуждения вопросов.
6. Общий вывод:
- удалось ли педсовету объединить усилия пед коллектива на совершенствование собственной деятельности в избранном направлении;
- выполнил ли педсовет свою главную функцию как коллегиальный орган по выработке курса деятельности коллектива.
Процедура проведения педагогического совета- имеет определённые стандартные элементы не зависящие от содержания и формы проведения.
Заседание педсовета проводит председатель – директор школы.
В назначенное время на основе данных явочного листа председатель ставит вопрос на голосование об открытии заседания педагогического совета.
- на заседании педсовета из ____ членов явилось______ ( если известны причины отсутствия членов совета, они называются). Какие будут предложения?
- Поступило предложение открыть заседание? Против? Воздержался?
Председатель сообщает результаты голосования
Предлагается следующая повестка дня:
1.___________
2.___________
- Какие будут предложения? Утвердить (или дополнить, изменить) Голосуем (процедура голосования та же)
4. Есть предложение утвердить регламент:
докладчик просит _______ минут;
для выступлении в прениях _____ минут;
перерыв через ________ минут.
Общее время заседания в пределах ( указывается 1-2 часа)
Регламент утверждается голосованием.
Прежде чем приступить к реализации основных вопросов повестки дня, кому – то из администрации предлагается слово для информации о выполнении решений предыдущего заседания и принимается решение по информации:
Например, слушали ___________ о выполнении решений педсовета ______ 2013 г. №_____
Решили: принять к сведению или указать на недопустимость несоблюдения сроков выполнения ___________ указать на недисциплинированность, выразившуюся в не выполнении такого – то пункта; обязать закончить (провести) к такому – то числу и т.п.
6-8 Далее работа по регламенту в зависимости от содержания, форм и методов..
. Принятие решения:
Слово для зачтения проекта решения предоставляется __________
(если решение было заранее доведено до всех членов совета, оно может не зачитываться)
Какие будут мнения по проекту решения? Какие будут изменения и предложения?
- Поступило предложение проект решения принять за основу. Голосуем. (Каждое дополнение, уточнение голосуется отдельно).
- Ставлю на голосование, принять проект решения педсовета с дополнениями и изменениями в целом. Кто за проект, прошу поднять руки. Кто против? Кто воздержался?
- Результаты голосования сообщаются. Решение принимается единогласно ( или кто – то против)
Педагогический совет – «круглый стол» (Коллективное размышление над заданной проблемой, требующее постановки актуальных вопросов для обсуждения)
Педагогический совет – деловая игра (Обучающая форма, в ходе которой участники наделяются определенными ролями, учатся анализировать и решать сложные педагогические проблемы.) ;
Педагогический совет – защита инноваций (Каждой творческой группе учителей дается задание: предварительно подготовиться и на совете в лаконичной форме изложить идеи и особенности конкретной педагогической инновации по четко установленным критериям.)
На педагогическом совете - творческом отчете отдельного учителя или методического объединения обобщается передовой педагогический опыт, который становится достоянием всех.
Педагогический совет-презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации - привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.
Педагогический совет-конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.
Педагогический совет-аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта»
Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.
Проблемно-деловая (рефлексивно-ролевая) игра - результативная форма для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период времени.
Педагогический совет – диспут (дискуссия) - это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истцы. Педагогический совет-дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «философского стола» и др.
Педагогический совет – конференция - это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов, опыта. На конференциях в устном или письменном виде авторы делают заявки на первенство, рекламу, обмениваются информацией. Творческий обмен опытом - суть педагогического совета-конференции.
Подготовка итогового педагогического совета в форме конференции ведется с начала учебного года: на нее нацеливаются планы всех управленческих подразделений школы, ведется диагностика учебно-воспитательного процесса, в течение года отбираются лучшие методические работы учителей. За месяц-два до педагогического совета составляется программа и начинается подготовка докладчиков.
Проводится педагогический совет-конференция в виде серии коротких докладов, содержащих итоги работы педагогов и руководителей. Тематика педагогических советов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер.
7