СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение по теме: "Гендерное воспитание младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение по теме: "Гендерное воспитание младших школьников"»

Гендер- социальный пол человека ,формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами( мальчиками) и женщинами (девочками).

   Гендерное воспитание – это организация  педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

   Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит :  от характера родительских установок и от воспитания ребенка в ДОУ.

   В возрасте от 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменится – мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.

   Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.

   Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению  традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений  меняются и внутренние  психологические  позиции детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на поведении и поступках детей.

   Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Так к примеру: Федор - самый старший мальчик в группе(6,5 лет), он часто обращается с жалобами к воспитателю на девочек, что Дуня ему как  будто бы мешает играть, хотя на самом деле, она просто проходила мимо и задержалась на некоторое время около него с опросами по его игре. Федор сразу же начинает психовать и кричать на девочку и не справляясь  самостоятельно он идет за помощью к воспитателю, надеясь на то, что воспитатель прогонит девочку, которая ему мешает. Когда мальчику предлагается решение проблемы самостоятельно и мирно, он начинает психовать и хныкать. В итоге всего этого приходится, обращается к Дуне, что бы она больше не мешала обидчивому мальчику, на что девочка согласившись с указанием в последствии как ни будь специально и не заметно либо подразнит  мальчика, либо сломает его игру.

   В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределить обязанности с учетом пола ребенка. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность: к Артему( 4 года) обратилась за помощью Милана (4 года), она попросила ,что бы он помог построить ей деревянную дорогу, на что Артем сказал, что не хочет, не умеет и вообще не любит и убежал от девочки. Расстроенная  девочка в течении остального дня не общалась с мальчиком игнорируя так же его просьбы, игры и.т.д.  Девочки не всегда следят за порядком в группе и убирают за собой игрушки. Федор за частую сам прибирает за девочками, так как его самому не нравится беспорядок и проще быстрее самому все убрать и пойти на прогулку, обед, занятие. Дети нашей группы очень боязненно относятся к тому, что придется что-то сделать за другого ребенка и норовят убежать или отречься от задания.

   Все это позволяет сделать выводы о необходимости создания в группе детского сада условия для гендерной социализации детей.

   Для формирования у детей позитивной полоролевой  идентичности мы поставили для себя необходимые решения следующих задач:

ü Формирование полоролевых знаний, развития умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

ü Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков ( смелость,решительность, сила, выносливость, вера) и девочек

( чувствительность, доброта, нежность, сострадание).

ü Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположенному полу.

Так же мы выделили главные условия гендерной социализации детей:

ü Предметно – развивающая среда

ü Оформление группы, с учетом гендерных различий

ü Дифференцированный подход при обучении и воспитании детей

ü Работа с семьей

 

   Одним из главных условий для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении выступает предметно-развивающая среда. Следовательно, одно из значимых условий формирования у детей позитивной полоролевой  идентичности- создание специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного воспитательно- образовательного, духовного и предметного пространства, обеспечивающего развитие личности ребенка как мальчика или девочки, превращение его в субъект деятельности отношений, в том числе полоролевых. Деятельность ребенка и его взаимодействие с детьми своего и другого пола в такой среде способствует актуализации, воспроизведению и закреплению имеющегося у его опыта, а также формированию новых способов полоролевого поведения.

   В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.

   Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями ( но у нас в группе есть такие девочки, которые не отстают от мальчиков и играют вместе с ними в шумные игры, игнорируя своих подружек). В нашей группе созданы условия для игр мальчиков: « Веселые автобусы», «Деревянная дорога», « Лего-сити», «Блоки-городки». Для девочек – «Кухонный домик», «Дочки-матери», «Дорожные знаки», « Конструкторные зоны и предметно-заместители»,« Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами: одежда для кукол, мебель, посуда. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

   Целью педагогического сопровождения сюжетно- ролевой игры, должно быть формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которую мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

   Конструктивная  деятельность одно из любимых занятий наших детей. В нашей группе имеется разный конструктор: от крупного до мелких различных видов и назначений.

     Для полного достижения гендерных условий в детском саду мы стремимся к использованию простейших маркеров гендерных различий. У нас в планах :

ü   Дифференцирование шкафов для одежды детей по цветам и картинкам. Для мальчиков выгоднее всего будет иметь на дверце картинку сказочного героя мужского пола, а для девочек- женского.

ü   Подбор полотенца для вытирания рук двух разных цветов.

ü   На кроватях детей – рисунки сказочных героев: мужского и женского типа.