| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему:
«Правоотношения в сфере образования»
Подготовила:
студентка Ш-42 группы
Кравченко Ольга
Ейск, 2024 г.
Правоотношения, которые возникают между субъектами в системе образования, могут быть охарактеризованы теми же чертами, что и любые другим правоотношения. В то же время у них есть и своя специфика, которая обусловлена особенностью общественных отношений в данной отрасли.
В образовании складывается два типа общественных отношений:
преципионные (первичные) – образовательные отношения, которые возникают из норм образовательного права, их субъектами являются обучающиеся (их представители), и образовательные учреждения вместе с педагогическими работниками;
комиторные (вторичные) - правоотношения в сфере образования, не входящие в первую группа, которые складываются на основе административного, гражданского или трудового права и опосредованно обеспечивают образовательную деятельность.
Объектами в образовательных правоотношениях могут выступать:
знания, умения, навыки, компетенции, передаваемые педагогами обучающимся в соответствии с требованиям образовательных стандартов и образовательных программ конкретного вида образования;
условия для эффективного образовательного процесса, то есть учебной работы как обучающегося, так и педагога;
качество образования, которое выражается в соответствии процесса и результата учебной работы учителей и воспитанников установленным нормативным требованиям;
качество воспитательной работы - соответствие содержания и характера черт личности учащихся, их социально-ценностных ориентаций, соответствующих позитивным моральным ценностям в обществе.
Субъекты в образовательных правоотношениях – это участники образовательного процесса.
Например, учитель, который ведет урок – это субъект образовательного отношения, так как осуществление им педагогической деятельности опосредовано соответствующими правовыми актами (он принят на работу в соответствии с приказом или контрактом, получает зарплату согласно своей квалификации).
Субъекты в образовательных отношениях могут объединяться в группы:
индивидуальные (ученики, учителя, студенты);
институциональные (образовательное учреждение, его подразделения, органы управления).
В большинстве отраслей индивид обладает правоспособностью и дееспособностью одновременно. Но в гражданском праве возможна ситуация, когда правоспособность и дееспособность могут «сосуществовать» не одновременно. Например, несовершеннолетние от четырнадцати до восемнадцати лет, а также малолетние (до четырнадцати лет) наделены ограниченной дееспособностью.
В образовательных отношениях ученик является полностью дееспособным в смысле возможности им получать образование, отвечать за прогулы занятий, нести обязанность по выполнению учебного плана. На законного представителя несовершеннолетнего ответственность может быть наложена лишь в исключительных случаях, например, если ученик причиняет вред другому лицу или имуществу образовательного заведения
Основными видами правовых статусов у субъектов в образовательных отношений являются:
обучающийся;
родители;
образовательное учреждение;
учредитель образовательного учреждения;
орган управления образованием; орган управления в образовательном учреждении;
работник в образовательном учреждении (педагогический, административный);
трудовой коллектив;
общественная организация в образовательной сфере;
государство.