Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Проблемная ситуация"»
 | Министерство образования, науки и молодёжной Политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное Образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛИНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему: «Проблемная ситуация»
Выполнила
студентка Ш-21 группы
Посвежинная Дарья Юрьевна
Ейск, 2018г.
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация является основным понятием проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение действительности преподавания и учения, а как динамическое взаимодействие, взаимосвязь.
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Классификации проблемных ситуаций
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.
Технология проблемной ситуации
Делится на три компонента:
Потребность учащегося в новом знании или способе действия (хочу узнать, научиться)
Неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока.
Известные знания и сформированные умения (могу сам без педагога), усвоенные в ходе предшествующей работы.
Главным элементом проблемной ситуации А.М. Матюшкин считает неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. А.М. Матюшкин считает, что для создания проблемной ситуации в обучении "нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного" .
Важнейшей характеристикой неизвестного в проблемной ситуации является степень обобщения. Поэтому степень трудности проблемной ситуации характеризуется степенью обобщенности того неизвестного, которое должно быть в ней открыто. Именно этой особенностью неизвестного в проблемной ситуации объясняется тот факт, что поиск неизвестного дает учащимся качественно иные знания, более обогащенные, чем при обычном обучении.